Типы взаимодействия при деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.

Содержание работы

Введение 3
1. Деловое общение 4
1.1. Общие положения 4
1.2. Принципы делового общения
1.3. Этапы делового общения 5
7
2. Виды делового общения 9
2.1. Устное деловое общение 9
1.4. Письменное деловое общение 10
3. Типы взаимодействия при деловом общении 12
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Деловое общение.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

 

    1. Письменное деловое общение

 

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные  документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение  может быть разделено на:

материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

когнитивное - обмен знаниями;

мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения  возможно деление на такие четыре вида:

  1. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  2. Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
  3. Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  4. Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты

[3; С. 197].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы взаимодействия при деловом общении

 

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Следовательно, мы можем рассматривать общение как восприятие, общение как коммуникацию и общение как взаимодействие.

Деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация - в узком смысле слова это обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания [8; С. 57].

Коммуникативная  сторона  общения (или коммуникация в узком  смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Во время общения  имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая  от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом  закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление  средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Интерактивная функция  - это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное  взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении  выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие [10; С. 77].

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия): общая  мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия  в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, деловое общение — это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

В этом определении подчеркивается цель делового общения — организация  плодотворного сотрудничества, а  также отмечается, что оно неразрывно связано с самыми различными сферами деятельности людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организациёй производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т.д. Участники делового общения — это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Мы рассмотрели также виды, этапы, принципы делового общения и типы взаимодействия при деловом общении.

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Оно играет важную роль в различных  видах профессиональной деятельности, определяет их успех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бенданс, Т.В. Психология лидерства [Текст] / Т.В. Бенданс. – СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
  2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина.- М.: ИНФРА. - 2006.- 224 с.
  3. Кукушин, В.С.  Психология делового общения [Текст] / В.С.  Кукушин.- М.: ИКЦ «МарТ», 2003.- 368 с.
  4. Леонов, Н. И. Психология делового общения [Текст] / Н.И. Леонов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – 216 с.
  5. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999.- 365 с.
  6. Морозов, А.В. Управленческая психология [Текст] / А.В. Морозов.- М.: Академический Проект, 2006.- 288 с.
  7. Парыгин Б.Д. Анатомия общения [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб.: Издательство Михайлова В., 1999. – 210 с.
  8. Психология и этика делового общения [Текст] / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 326 с.
  9. Столяренко, Л.Д. Психология и этика деловых отношений [Текст] / Л.Д. Столяренко.- Ростов н\Д.: «Феникс», 2003.- 512 с.
  10. Чеховских, М.М. Психология делового общения [Текст] / М.И. Чеховских.- М.: Новое знание, 2006.- 253 с.

 

 


Информация о работе Типы взаимодействия при деловом общении