Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 22:51, курсовая работа
Теория психоанализа пригодна для понимания практически любой сферы человеческого поведения. Такие разные области как искусство, криминалистика, философия, социология и религия, испытали на себе ее влияние. Можно без преувеличения сказать, что в современной психологии нет другой теории, которая имела бы столько конкретных приложений, как психоанализ. Одно из наиболее значимых приложений – психоаналитическая терапия, в которой используется: метод свободных ассоциаций, интерпретацию сопротивления и анализ переноса
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ І. ТРАКТОВКА РАЗВИТИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1. Понятие «психоанализ» и историческое становление психоанализа как науки
1.2. Понимание психического и личностного развития в психоанализе
1.3. Структурная модель личности в психоаналитической теории
РАЗДЕЛ ІІ. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ
2.1. Психосексуальные стадии в психоаналитической теории
2.2. Процесс развития психических структур в психосексуальных стадиях
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИВАТНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД
ДОНЕЦЬКИЙ ІНСТИТУТ СОЦІАЛЬНОЇ ОСВІТИ
Факультет психології
Кафедра спеціальних
психологічних дисциплін
КУРСОВА РОБОТА
з педагогічної психології
на тему «Трактовка розвитку в психоаналізі»
ЧАСТНОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психологии
Кафедра специальных
Психологических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогической психологии
на тему: «Трактовка развития в психоанализе»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ І. ТРАКТОВКА РАЗВИТИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
РАЗДЕЛ ІІ. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ
2.1. Психосексуальные стадии в психоаналитической теории
2.2. Процесс развития психических структур в психосексуальных стадиях
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ
ВВЕДЕНИЕ
Не все аспекты психоаналитической теории получили научное признание, а многие ее положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, но невозможно не признать, что она повлияла на развитие не только психологии, но и других наук.
Трудно дать оценку современным теориям, не отдав должного признания психоаналитической теории. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) ее идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние ее на цивилизацию ХХ и ХХІ веков глубоко и прочно. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень не многие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Психоаналитическая теория – это кардинально новая теория для изучения человеческого поведения.
По правде говоря, психоанализ не избежал резкой критики. Далеко не все положения данной теории детского развития принимаются современными исследователями. Таким образом, проблему нашей работы составляют убеждения, выдвигаемые некоторыми современными исследователями, в том, что положения концепции психосексуального развития не поддаются экспериментальной проверке для валидизации данной теории. Также большие возражения вызывает стремление аналитиков вывести развитие личности из биологических потребностей человека, игнорируя то, что человеку для его развития как личности дает общество. Тем не менее, многое в учении психоаналитической теории о роли удовлетворения органических потребностей ребенка для его нормального развития подчеркивается правильно.
Теория психоанализа пригодна для понимания практически любой сферы человеческого поведения. Такие разные области как искусство, криминалистика, философия, социология и религия, испытали на себе ее влияние. Можно без преувеличения сказать, что в современной психологии нет другой теории, которая имела бы столько конкретных приложений, как психоанализ. Одно из наиболее значимых приложений – психоаналитическая терапия, в которой используется: метод свободных ассоциаций, интерпретацию сопротивления и анализ переноса. Все они нацелены на изучение бессознательного, что обеспечивает возможность более глубокого понимания человеком своей личности. Так как на данный момент познание бессознательного имеет большую популярность, то применение методов психоанализа (да и в целом самой теории), направленных на выявление бессознательного, в современной психокоррекции и составляет актуальность нашей работы.
Следовательно, объектом работы выступает психическое и личностное развитие человека в психоанализе. Предметом работы является процесс развития психических структур личности при половом созревании. Цель работы – теоретическое изучение процессов роста, созревания и развития психических структур личности при половом созревании.
Для раскрытия темы нашей работы перед нами стоят следующие задачи:
- познакомится с понятием «
- рассмотреть стадии развития человека, выделяемые в психоаналитической теории;
- проследить процессы развития
и становления психических
Практическая значимость работы заключается в ознакомлении с основными характеристиками детского развития психоаналитической теории для расширения кругозора, а также применения этих знаний в деятельности.
РАЗДЕЛ І. ТРАКТОВКА РАЗВИТИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1.Понятие «психоанализ» и историческое становление его как науки.
Психоанализ относится к традиционным теориям личности [5]. Сначала он возник как метод лечения, но затем был воспринят как средство получения психологических фактов [8]. Психоаналитическая теория сводит развитие к формированию внутренних психологических структур личности [1]. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека [10].
Итак, психоанализ – это наука, начало которой положил Зигмунд Фрейд, различавший в ней три уровня:
А) Метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения (сны, фантазии, бред) данного субъекта. В основе метода лежат, прежде всего, свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования.
Б) Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым истолкованием сопротивления, трансфера, и желания. В этом смысле психоанализ значит то же, что лечение психоанализом.
B) Совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения.
Для выбора самого термина «психоанализ» лучше всего дать слово его изобретателю и первооткрывателю – З.Фрейду: «Мы называем психоанализом работу, посредством которой мы возвращаем в сознание больного вытесненные психические содержания. Почему мы говорим об «анализе»? Да потому что симптомы и различные патологические явления у пациента, как и вообще все психические действия, имеют весьма сложную природу, причем составляющие их элементы – это, в конечном счете, побуждения, влечения. Однако пациент ничего или почти ничего не знает об этих исходных побуждениях. Мы учим пациента понимать весьма сложный состав психических образований, приводя симптомы к лежащим в их основе побуждениям и влечениям и показывая больному в его симптомах дотоле не признанные им мотивы и влечения. Мы также показываем больному – в тех психических явлениях, которые считаются патологическими, - что он не вполне осознает их мотивы, что их породили другие влечения и побуждения, оставшиеся ему неведомыми…» [7].
При психотерапии врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает, безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т. е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т. е. следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение и обеспечивает катарсис (снятие напряжения и тревоги), так как, принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача [6].
Следовательно, в психоанализе основную роль играет понятие бессознательного. Оно ключ к пониманию всей трудности человеческой жизни. Отводя значительное место детству как периоду формирования личности, психоаналитики доказывают, что именно в этот период формируются личностные комплексы, которые в последствии в разных вариантах обнаруживаются в поведении взрослых [5].
Впервые З.Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его следующей книге «Психопатология обыденной жизни». Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг З.Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей – А.Адлер, К.Юнг, Ранк, А.Фрейд. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников ( Э.Эриксон, М.Кляйн, Д.Винникот) [6].
Начиная с 1920-х годов, психоанализ приобретает окончательную форму и превращается в учение о личности, в которой выделяется три структуры: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Суперэго). Структура «Оно» содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура «Я» образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двухсторонним давлением «Оно» и «Сверх-Я». Структура «Сверх-Я» содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со «Сверх-Я» родителей и близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений – замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.
Становление взглядов психоаналитиков прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах – сознательном, подсознательном, близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от первых двух особой психической инстанцией – цензурой. Цензура выполняет две функции: 1)вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные мысли, чувства и желания; 2)оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание. Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах.
Для истории психоанализа характерны как широкое распространение его идей в области теории и практики, так и не прекращающиеся до настоящего времени попытки их ревизии [9].
1.2.Понимание психического и личностного развития в психоанализе.
Как мы уже говорили, психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы психоаналитиками как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. Психоанализ был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии. Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики). Впервые в едином теоретическом контексте были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, ее структурной организации и психодинамики. Свое философское завершение психоанализа психоаналитики получил в спекулятивной концепции развития общества, происхождения морали, искусства, религии.
По убеждениям представителей психоаналитического направления, движущей силой развития личности является ее активность. В основе такой активности лежат биологические потребности, сексуальные и другие инстинкты. Для новорожденного главное получить удовольствие, которому подчинено его поведение. Психическое здоровье ребенка во многом зависит от того насколько его «Я» способно выдержать ограничения, т. е. преодолеть неудовольствие. Некоторым детям особенно тяжело дается отсрочка или ограничение удовлетворения желаний. На это они отвечают реакциями гнева, злости, нетерпения, отклоняют какие-либо замещения (переадресация чувств, импульсов другому) как недостаточные. У других детей такие ограничения не вызывают неудовольствия. Люди, которые находятся под властью принципа удовольствия, руководствуются в своих действиях исключительно правом на удовлетворение желаний. Только удерживание личностью в своем поведении принципа реальности создает пространство для отсрочки, задержки удовлетворения, учета социального окружения и его требований. Уступок ребенка в своем поведении от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступать раньше, чем различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Только после того как начнет функционировать память, ребенок может действовать на основе опыта и предвиденья. Без контроля реальности не существует отличий между внутренним и внешним, фантазией и реальностью [4].