Трактовка розвитку в психоаналізі

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Теория психоанализа пригодна для понимания практически любой сферы человеческого поведения. Такие разные области как искусство, криминалистика, философия, социология и религия, испытали на себе ее влияние. Можно без преувеличения сказать, что в современной психологии нет другой теории, которая имела бы столько конкретных приложений, как психоанализ. Одно из наиболее значимых приложений – психоаналитическая терапия, в которой используется: метод свободных ассоциаций, интерпретацию сопротивления и анализ переноса

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ І. ТРАКТОВКА РАЗВИТИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1. Понятие «психоанализ» и историческое становление психоанализа как науки
1.2. Понимание психического и личностного развития в психоанализе
1.3. Структурная модель личности в психоаналитической теории
РАЗДЕЛ ІІ. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ
2.1. Психосексуальные стадии в психоаналитической теории
2.2. Процесс развития психических структур в психосексуальных стадиях
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПЕД.ПСИХ..doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Концепция психосексуальных стадий развития выглядит следующим образом. Наиболее значим эмоциональный опыт, приобретаемый в детстве и юности, - тот, который связан с расходованием энергии либидо, заложенной в особенно чувствительных телесных зонах, на которые в различные моменты индивидуального развития ребенка ориентируется его внимание. Эти зоны, называемые эрогенными, в хронологической последовательности повышения их значимости в развитии, представляют собой рот ребенка, анальное отверстие, гениталии. В определенный момент времени индивидуального развития та или иная эрогенная зона становится объектом главного внимания ребенка в высвобождении энергии либидо. С ее помощью ребенок не только получает сенсорные (сексуальные – в широком, фрейдистском значении этого термина) удовольствия от этих зон, но и его отношения с людьми в значительной мере зависят от их внимания к этим зонам. Социальные личностные отношения, которые развиваются у ребенка, его чувства к себе самому и к другим людям, способы общения и обращения с собой и с другими основаны на опыте, который ребенок приобретает на каждой из стадий его психосексуального развития [1].

Итак, личность, – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучаются природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т. е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что психоаналитики трактуют сексуальность очень широко. По их мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка – это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

Как мы уже говорили, в соответствии с сексуальной теорией психики психоаналитики все стадии психического развития человека сводят к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной энергии.

Эрогенные зоны – это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидозную зону, возбуждение которой создает либидозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии – это стадии гинеса психического течения жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними [8].

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течении жизни человека. Согласно психоаналитической теории, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей [10].

Итак, мы можем сказать, что в развитии личности психоаналитики выделили основные периоды и кризисы развития, анализируя фазы проявления сексуального влечения. Следовательно, в их взглядах на человека биологический подход доминировал над социальным [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Структурная модель личности в психоаналитической теории.

Как мы уже говорили выше (в подразделе 1.1), психоаналитики считают, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности – «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существует два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается, как правило, одновременным действием обеих этих сил.

Инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия - либидо, формирующая нашу деятельность. Либидо является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. К тому же, либидозную энергию психоаналитики считают основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Для энергии, связанной  с инстинктом смерти и агрессии, не дано собственного имени, но постоянно говорится о ее существовании. Также считается, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек по тем или иным причинам не смог реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности – «Я», также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание Я, наоборот сужается, так как ребенок рождается с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я».

Третья структура личности – «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации [6].

Ориентация личности на принцип реальности и мыслительные процессы открывает путь для новых сфер социализации, следования, идентификации, включение индивидом в свою психику взглядов других (не осознавая своих и чужих представлений). Именно это и способствует образованию инстанции «Сверх-Я» – психическое образование, которое формируется под воздействием сначала семейного, а затем целостного культурного воспитания (национальных традиций, требований социальной среды), и которое выполняет функции запрета и наказания.

В психике оно предстает как осознанное, является психическим источником самонаблюдения, совести, идеалов. Формирование эффективного «Сверх-Я» означает для ребенка решительный прогресс на пути социализации. Он будет способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и участвовать в нем, ощущать себя его представителем. Однако в период своего формирования эта инстанция еще слаба, нуждается в поддержке со стороны авторитетной личности (родителей, учителей) и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарований [4].

 Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу [6]. Личность новорожденного согласно психоаналитической теории состоит из единственного компонента – «Оно». Этот компонент включает в себя все то, что является прирожденным, прежде всего инстинкты. Либидо – источник энергии, связанный с инстинктом жизни, существует внутри «Оно» и представляет собой определенное средство давления на психику и поведение ребенка, создающее напряженность, требующую разрядки. Блокирование высвобождения энергии либидо переживается ребенком как страдание. Психологически либидо принимает форму потребностей. При их удовлетворении младенец испытывает положительное чувство и действует на основе «принципа удовольствия», стремясь получить как можно больше удовлетворения и как можно скорее, избежав при этом неудовольствия или страдания. В число потребностей, составляющих основу «Оно», входят потребности в пище, воде, тепле и другие, которые обычно называют органическими или телесными.

Со временем у ребенка развивается сознание, самая ранняя форма которого выступает в виде так называемого первичного процесса, представляющего собой фиксацию в памяти младенца объектов, удовлетворяющих его врожденные потребности. На следующем этапе развития личность приобретает то, что позволяет ей осознавать природу социального окружения, а также требования, исходящие от «Оно», чтобы выработать реалистичные способы высвобождения заключенной в нем энергии. Этот второй компонент психологического аппарата личности в психоаналитической теории именуется «Я». «Я» возникает из «Оно», со временем отделяется и наполняется его либидозной энергией. Первичный процесс «Оно» создает образы вещей, которые удовлетворяют потребности, но сам по себе образ является лишь шагом на пути удовлетворения потребности. Другой компонент структуры личности – «Я» – необходим для того, чтобы «воплотить мечту в действительность». «Я» есть часть «Оно», которая изменена прямым влиянием внешнего мира через его сознательное восприятие и осмысление. С «Я» связывается самосознание индивида, оно мыслится как инстанция, принимающая решение о том, как действовать в определенной обстановке.

Поскольку в принятии жизненно важных решений «Я» ориентируется, с одной стороны, на потребности «Оно», а с другой стороны, вынуждено принимать во внимание реальные условия, в которых действует индивид, основным принципом функционирования структуры «Я» считается принцип реальности. Он представляет собой осознание условий и объективных требований реального мира, поиск таких способов удовлетворения потребностей, которые в данных условиях социально и морально приемлемы. Акты решения жизненных проблем на уровне «Я» называются вторичными процессами. Индивидуальные особенности восприятия, запоминания, мышления и поведения развиваются в ходе непрерывного взаимодействия между потребностями «Оно», формирующимися сенсорными органами, и осознанием со стороны «Я» сложности мира.

С первых лет жизни ребенок встречается с многочисленными правилами поведения указывающими на то, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, что морально и что аморально. Система поощрений и наказаний, применяемых родителями и другими взрослыми, позволяет ребенку осознать и усвоить нормы и правила поведения. В течение детских и юношеских лет ребенок приобретает способность судить о том, что хорошо и что плохо, у него вырабатываются собственные моральные суждения, складывается соответствующая система ценностей. Она и составляет третий компонент личности – «Сверх-Я».

«Сверх-Я» контролирует «Я», отдает ему приказы, судит и угрожает санкциями, постепенно замещает родителей и взрослых в самосознании ребенка. «Сверх-Я» имеет два аспекта: актуальное сознание и идеальное «Я». Актуальное сознание представляет запретное в мире – вещи, за которые ребенок серьезно наказывается. Идеальное «Я» представляет собой должное: позитивные моральные ценности, усвоенные ребенком [1].

Подводя итог из выше сказанного, мы можем заключить, что инстинкты, содержащиеся в «Оно», стремятся к своему удовлетворению, диктуя  такие желания, которые практически не выполнимы в любом обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому психоаналитики постоянно подчеркивают, что не существует четкой грани между нормой и патологией.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку, если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».

Психоаналитики выделяют несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т. е. толкованию таких явлений, как о шибки и сновидения человека, его ассоциации. Существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека.

Регрессия и рационализация являются  более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т. д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением «Сверх-Я» хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Информация о работе Трактовка розвитку в психоаналізі