Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 22:51, курсовая работа
Теория психоанализа пригодна для понимания практически любой сферы человеческого поведения. Такие разные области как искусство, криминалистика, философия, социология и религия, испытали на себе ее влияние. Можно без преувеличения сказать, что в современной психологии нет другой теории, которая имела бы столько конкретных приложений, как психоанализ. Одно из наиболее значимых приложений – психоаналитическая терапия, в которой используется: метод свободных ассоциаций, интерпретацию сопротивления и анализ переноса
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ І. ТРАКТОВКА РАЗВИТИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1. Понятие «психоанализ» и историческое становление психоанализа как науки
1.2. Понимание психического и личностного развития в психоанализе
1.3. Структурная модель личности в психоаналитической теории
РАЗДЕЛ ІІ. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ
2.1. Психосексуальные стадии в психоаналитической теории
2.2. Процесс развития психических структур в психосексуальных стадиях
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Однако наиболее эффективным является механизм сублимации. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе психоаналитики и считают культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривают произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее [6].
РАЗДЕЛ ІІ. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОЛОВОМ СОЗРЕВАНИИ.
2.1.Психосексуальные стадии в психоаналитической теории.
В индивидуальном развитии ребенка психоаналитики выделяет такие стадии.
1. Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, с точки зрения психоаналитиков - это тип сексуальных проявлений ребенка.
2. Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функции дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер.
3.Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной (т. е. направленная на собственное тело), теперь она становится предметной, т. е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола психоаналитики назвают «Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.
4.Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция Я полностью контролирует потребности Оно; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
5.Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений: теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения психоаналитиков, стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.
2.2.Процесс развития
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо [10]. Т. е. либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности и характера человека. В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом большое внимание уделяется тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах [6].
На первой стадии сосание сначала связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно». В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка – это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние – это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.
Внутриутробное существование человека, по мнению психоаналитиков, в противоположность большинству животных, относительно укорочено; на свет он появляется менее подготовленным, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация «Я» и «Оно», повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект – мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть, любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам психоаналитиков, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных действиями другого человека. Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть прежде всего отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует еще инстанции «Сверх-Я», и «Я» ребенка находится в постоянном конфликте с «Оно». Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы «замораживает» определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.
На оральной стадии фиксации либидо у человека формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. Оральный характер основывается на оральной фиксации, а проявляется в том, что отношения с другими людьми сводятся к пассивной зависимости. На оральной стадии младенцу тепло, комфортно, он находится под защитой, наслаждаясь существованием, когда все необходимое всегда под рукой и никто ничего не требует взамен.
По отношению к поведению ребенка можно сказать, что на второй стадии полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». «Я» ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляет ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Анальный характер зарождается в результате конфликтов, возникающих при обучении туалетному поведению. Эти конфликты могут порождать различные виды образования реакций, когда ребенок не расслабляет, а, наоборот, сжимает кишечник. Этот паттерн расширяется и принимает символические формы. У ребенка проявляется навязчивое стремление к чистоте и порядку или упрямству и вызывающему поведению. Этот отказ постепенно генерализуется и превращается в отстаивание «права собственности», следовательно, в зрелом возрасте личности будут присущи навязчивое стремление к порядку, упрямство и скупость. Все эти качества – следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.
Освобождение от комплекса совершается в конце третьей стадии. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я». Именно поэтому преодоление комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Как мы уже упоминали, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению психоаналитиков, фаллической стадии соответствуют зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью [8].
На четвертой стадии наступает сексуальное затишье. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия - учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Психоаналитики особо подчеркивают значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры [12].добавитьстр.126Т.Л.
На пятой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть «Эдипов комплекс», который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким образом позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.
Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие, с точки зрения психоаналитической теории, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.
Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера – нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания [8].
ВЫВОДЫ: психоаналитическая теория представляет собой пример психодинамического подхода к изучению личности человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. З.Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.
В данной теории выделяют три уровня сознания – сознание, предсознательное и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном, которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности.
Согласно психоаналитической теории личность человека включает в себя три структурных компонента: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно», представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. «Оно» использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. «Я» представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям «Оно» в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. «Сверх-Я», формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону.
В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.
Объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. Развитие личности проходит через такие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. В процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.