Травля в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:12, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является ознакомление с проблемой травли в школе и способами её предупреждения и решения психологом. В первой главе мы рассмотрим происхождение понятия травли, её виды, причины возникновения и последствия. Вторая глава посвящена описанию различных ролей в ситуации травли: агрессора, жертвы и свидетеля. В третьей главе рассказывается о методах работы с ситуацией травли.

Содержание работы

Содержание ............................................................................................................2
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Травля: что это такое? ............................................................................4
§ 1.1 Происхождение понятия травля ..................................................................4
§ 1.2 Последствия травли ......................................................................................9
Глава 2. Люди и травля ........................................................................................11
§ 2.1 Роли в ситуации травли...............................................................................11
§ 2.2 Учитель в ситуации травли ........................................................................12
Глава 3. Работа психолога и педагога с ситуацией травли ..............................14
§ 3.1 Профилактика и преодоление травли в школе .........................................14
§ 3.2 Нарративный подход в работе с травлей ..................................................16
§ 3.3 Работа с участниками травли .....................................................................17
Заключение ............................................................................................................19
Список литературы ...............................................................................................20

Файлы: 1 файл

Травля в школе.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

Содержание ............................................................................................................2

Введение .................................................................................................................3

Глава 1. Травля: что это такое? ............................................................................4

§ 1.1 Происхождение понятия травля ..................................................................4

§ 1.2 Последствия травли ......................................................................................9

Глава 2. Люди и травля ........................................................................................11

§ 2.1 Роли в ситуации травли...............................................................................11

§ 2.2 Учитель в ситуации травли ........................................................................12

Глава 3. Работа психолога  и педагога с ситуацией травли ..............................14

§ 3.1 Профилактика и преодоление травли в школе .........................................14

§ 3.2 Нарративный подход в работе с травлей ..................................................16

§ 3.3 Работа с участниками  травли .....................................................................17

Заключение ............................................................................................................19

Список литературы ...............................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Школа – это не только место, где дети получают знания. Для большинства школа – это десять лет общения с одними и теми же людьми. В школе ребенок получает основной опыт общения, на основании которого делает выводы о том, как устроен мир, что ждать от других людей, и чего ждут от него окружающие. Если школа учит ребенка, что он не имеет права быть таким, какой он есть, что отличаться – значит, стать объектом насмешек, что доверять людям и проявлять свою уязвимость – опасно, то зачем она нужна, такая школа? В последние двадцать пять лет проблема травли в школе привлекает внимание зарубежных и отечественных психологов.

Целью данного реферата является ознакомление с проблемой  травли в школе и способами  её предупреждения и решения психологом. В первой главе мы рассмотрим происхождение понятия травли, её виды, причины возникновения и последствия.  Вторая глава посвящена описанию различных ролей в ситуации травли: агрессора, жертвы и свидетеля. В третьей главе рассказывается о методах работы с ситуацией травли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.1 Происхождение понятия травля

Впервые зарубежные психологи стали прицельно рассматривать феномен школьной травли, или иначе, школьного буллинга в 1978 г., после публикации норвежского исследователя Дана Ольвеуса. Для начала рассмотрим понятие буллинга в более широком смысле.

Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. В связи с тем, что проблема буллинга остаётся малоисследованной, до сих пор нет чёткого научного определения этого термина. Понятие «буллинг» рассматривается от узкого – видеосъёмка драки (Мухаркина, 2008) до масштабного – насилие вообще. Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи. Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей и пишет, что он представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации (Лэйн, 2001) ; Т.Фалд считает буллингом регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников, включает различные придирки по мелочам, часто совершенно необоснованные, негативную оценку работы или отказ от какой-либо оценки, стремление изолировать работника или группы работников от остальных, распускание грязных слухов и сплетен.

(Фалд, 2005); по мнению социолога И.Н. Кона, буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. (Кон, 2006).

Наиболее точным мне кажется определение буллинга, данное И. Бердышевым. Он определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек (Бердышев, 2005)

Буллинг является разновидностью насилия и,  в свою очередь, также может выражаться по-разному, т.е. имеет свои виды. Это: 

  • буллинг в школе; 
  • буллинг на рабочем месте; 
  • буллинг в армии («дедовщина»);
  • кибербуллинг (насилие в информационном пространстве).

Конечно, проявления буллинга могут наблюдаться и в других более-менее организованных коллективах.

Остановимся на школьном буллинге, т.е. на том, который происходит в связи со школьным образованием: в школе либо за её пределами. Относительно форм, в которых выражается школьное насилие, у исследователей этого явления отличные точки зрения. Так, Д. Лэйн выделяет физическое и психическое насилие. (Лэйн, 2001) И. Бердышев говорит о существовании словесного, поведенческого и собственно агрессивного буллинга, с физическим насилием.(Бердышев, 2005) Т. Мерцалова выделяет насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное.(Мерцалова, 2000)

По мнению Е.Н. Ожиёвой, школьный буллинг следует разделить на две основные формы:

1. Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

  • сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

  • вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, распространение обидных слухов и т.д.); 
  • обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); 
  • запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
  • изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
  • вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
  • повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы); 
  • школьный кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств. (Ожиёва, 2009)

Несмотря на значительную распространённость травли в школе, до недавнего времени эти ситуации не выделялись в качестве особой проблемы, в том числе и в отечественной психологии. Соученики и школьный персонал терпят ситуации травли, считая их «нормальными» и, в некотором смысле, неизбежными. Однако увеличение частоты убийств и самоубийств среди школьников заставило общественность взглянуть на ситуацию травли иначе.

В настоящее время из литературных источников известно, что:

  • Травля возникает в старшем дошкольном возрасте.
  • Частота физической травли возрастает на протяжении начальной школы и в 3-6 классах достигает пика, а потом снижается.
  • Инициаторами травли часто выступают учителя. В старших классах школьники больше сообщают о ситуация систематического унижения со стороны учителей, нежели в младших
  • Мальчики-агрессоры боле склонны к физической травле, девочки – к вербальной и социальному исключению.
  • Жертвами с равной частотой оказываются как мальчики, так и девочки
  • Частота вербальной травли и социального исключения с возрастом не снижается и выходит на плато в подростковом возрасте.
  • Причиной травли выступает та или иная необычность ребенка, его отличие от принятых в данной группе стандартов.
  • От одного до двух процентов детей подвергаются травле в течение многих лет.
  • С возрастом сверстники всё меньше сочувствуют жертве.
  • Частота травли в коррекционных классах или вспомогательных классах вдвое выше, чем в обычных.
  • Размер класса несущественно влияет на частоту возникновения ситуаций травли.
  • Соревнование в области академической успеваемости не является основным источником травли.
  • Для возникновения ситуации травли достаточно, что бы в школе был хотя бы один взрослый или ребенок, склонный самоутверждаться за счёт унижения других.

Необходимо отметить, что в отечественной психологии до недавнего времени травля вообще не рассматривалась как отдельный феномен, как специфическая ситуация социального взаимодействия. Элементы травли описывались как «проявления агрессивности», «виктимизация», «низкий социальный статус в группе». Детей, страдающих от травли, иногда называют «изгоями». Однако все эти описания пытаются найти причину травли в каких-то «внутренне-присущих» детям и взрослым личностных особенностях и упускают из виду специфику травли как таковой – самоутверждение одного за счёт систематического унижения другого.

Для многих детей  опыт травли оказывается очень существенным психотравмирующим эпизодом. Необходимость решения этой социальной проблемы встала во всём мире в последние годы более остро ещё и в силу движения к инклюзивному образованию, дающему равные права и возможности представителям всех маргинальных групп, подвергающихся дискриминации по половому, расовому, этническому, экономическому, интеллектуальному и другим признакам.

Семья играет важную роль в возникновении травли. Родители как агрессоров, так и жертв отличаются неконструктивными стилями разрешения конфликтов, проблемами в коммуникации. Стиль родительского воспитания, который они проводят в жизнь, далёк от авторитетно-демократического, в нём всё время наблюдается «плохой» дисбаланс власти. Дети-агрессоры достаточно часто наблюдают ситуации насилия в семье, а также подвергаются телесным наказаниям. Возникает так называемый «круг насилия»: ребёнок видит насилие в семье, воспроизводит его в школе, а затем в собственной семье, и цикл повторяется в следующем поколении. В группе сверстников имеет место ситуация социального научения: первый эпизод травли, не получивший отрицательного подкрепления со стороны взрослых, становится «спусковым крючком» для распространения подобных ситуаций в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.2 Последствия травли

Опыт травли оказывает очень большое влияние на развитие личности и формирование Я-концепции ребёнка, его самооценки и представления о себе, а также системы ценностей и коммуникативных стратегий. В возрасте 8-14 лет завоевание популярности и социального статуса в группе важно настолько, что некоторые дети принимают стратегию унижения других в качестве подходящего средства для достижения этой цели. Обычно агрессоры рассматривают своё поведение как оправданное, у них средний или ниже среднего по группе уровень тревожности. У агрессоров есть тенденция «сбиваться в стаи», и подобные подростковые группировки часто становятся криминальными. У жертвы могут проявляться различные психосоматические симптомы, соматическая ослабленность, повышенная тревожность и депрессивность, низкая самооценка и неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания со сложными ситуациями, снижение учебной мотивации и многочисленные проблемы общения. При социальном исключении жертва может оказаться в ситуации отсутствия  реальной группы, к которой жертва себя относит, что ведёт к трудностям при формировании идентичности. Сторонние наблюдатели испытывают значительный стресс при формировании самооценки и образа себя как порядочного человека.

Последствия травли не ограничиваются периодом обучения в школе. Исследование Д. Ольвеуса показывает, что в зрелом возрасте бывшие жертвы достигали большей самореализации, нежели агрессоры. У большинства бывших агрессоров имелись проблемы с законом, их чаще определяли на принудительное психиатрическое лечение; в семьях этих людей постоянно возникали ситуации домашнего насилия. Однако Б. Джилмартин установил, что бывшие жертвы травли с высокой вероятностью в молодости и зрелом возрасте испытывают значительные затруднения при установки близких, в частности сексуальных, отношений. Отсутствие отзывчивости и сочувствия жертве у сторонних наблюдателей в зрелом возрасте сохраняется и проявляется в виде позиции невмешательства и игнорирования чужого страдания.

Информация о работе Травля в школе