Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:12, реферат
Целью данного реферата является ознакомление с проблемой травли в школе и способами её предупреждения и решения психологом. В первой главе мы рассмотрим происхождение понятия травли, её виды, причины возникновения и последствия. Вторая глава посвящена описанию различных ролей в ситуации травли: агрессора, жертвы и свидетеля. В третьей главе рассказывается о методах работы с ситуацией травли.
Содержание ............................................................................................................2
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Травля: что это такое? ............................................................................4
§ 1.1 Происхождение понятия травля ..................................................................4
§ 1.2 Последствия травли ......................................................................................9
Глава 2. Люди и травля ........................................................................................11
§ 2.1 Роли в ситуации травли...............................................................................11
§ 2.2 Учитель в ситуации травли ........................................................................12
Глава 3. Работа психолога и педагога с ситуацией травли ..............................14
§ 3.1 Профилактика и преодоление травли в школе .........................................14
§ 3.2 Нарративный подход в работе с травлей ..................................................16
§ 3.3 Работа с участниками травли .....................................................................17
Заключение ............................................................................................................19
Список литературы ...............................................................................................20
Содержание
Содержание ..............................
Введение ..............................
Глава 1. Травля: что это такое? ..............................
§ 1.1 Происхождение понятия травля
..............................
§ 1.2 Последствия травли ..............................
Глава 2. Люди и травля ..............................
§ 2.1 Роли в ситуации травли........................
§ 2.2 Учитель в ситуации
травли ..............................
Глава 3. Работа психолога
и педагога с ситуацией травли
..............................
§ 3.1 Профилактика и преодоление травли в школе ..............................
§ 3.2 Нарративный подход
в работе с травлей ..............................
§ 3.3 Работа с участниками
травли ..............................
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
Введение
Школа – это не только место, где дети получают знания. Для большинства школа – это десять лет общения с одними и теми же людьми. В школе ребенок получает основной опыт общения, на основании которого делает выводы о том, как устроен мир, что ждать от других людей, и чего ждут от него окружающие. Если школа учит ребенка, что он не имеет права быть таким, какой он есть, что отличаться – значит, стать объектом насмешек, что доверять людям и проявлять свою уязвимость – опасно, то зачем она нужна, такая школа? В последние двадцать пять лет проблема травли в школе привлекает внимание зарубежных и отечественных психологов.
Целью данного реферата является ознакомление с проблемой травли в школе и способами её предупреждения и решения психологом. В первой главе мы рассмотрим происхождение понятия травли, её виды, причины возникновения и последствия. Вторая глава посвящена описанию различных ролей в ситуации травли: агрессора, жертвы и свидетеля. В третьей главе рассказывается о методах работы с ситуацией травли.
§ 1.1 Происхождение понятия травля
Впервые зарубежные психологи стали прицельно расс
Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современ
(Фалд, 2005); по мнению социолога И.Н. Кона, буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. (Кон, 2006).
Наиболее точным мне кажется определение буллинга, данное И. Бердышевым. Он определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек (Бердышев, 2005)
Буллинг является разновидностью насилия и, в свою очередь, также может выражаться по-разному, т.е. имеет свои виды. Это:
Конечно, проявления буллинга могут наблюдаться и в других более-менее организованных коллективах.
Остановимся на школьном буллинге, т.е. на том, который происходит в связи со школьным образованием: в школе либо за её пределами. Относительно форм, в которых выражается школьное насилие, у исследователей этого явления отличные точки зрения. Так, Д. Лэйн выделяет физическое и психическое насилие. (Лэйн, 2001) И. Бердышев говорит о существовании словесного, поведенческого и собственно агрессивного буллинга, с физическим насилием.(Бердышев, 2005) Т. Мерцалова выделяет насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное.(Мерцалова, 2000)
По мнению Е.Н. Ожиёвой, школьный буллинг следует разделить на две основные формы:
1. Физический школьный буллинг –
2. Психологический школьный булли
Несмотря на значительную распространённость травли в школе, до недавнего времени эти ситуации не выделялись в качестве особой проблемы, в том числе и в отечественной психологии. Соученики и школьный персонал терпят ситуации травли, считая их «нормальными» и, в некотором смысле, неизбежными. Однако увеличение частоты убийств и самоубийств среди школьников заставило общественность взглянуть на ситуацию травли иначе.
В настоящее время из литературных источников известно, что:
Необходимо отметить, что в отечественной психологии до недавнего времени травля вообще не рассматривалась как отдельный
Для многих детей опыт травли оказывается очень существенным психотравмирующим эпизодом. Необходимость решения этой социальной проблемы встала во всём мире в последние годы более остро ещё и в силу движения к инклюзивному образованию, дающему равные права и возможности представителям всех маргинальных групп, подвергающихся дискриминации по половому, расовому, этническому, экономическому, интеллектуальному и другим признакам.
Семья играет важную роль в возникновении травли. Родители как агрессоров, так и жертв отличаются неконструктивными стилями разр
§ 1.2 Последствия травли
Опыт травли оказывает очень большое влияни
Последствия травли не ограничиваются периодом обучения в школе. Исследование Д. Ольвеуса показывает, что в зрелом возрасте бывшие жертвы достигали большей самореализации, нежели агрессоры. У большинства бывших агрессоров имелись проблемы с законом, их чаще определяли на принудительное психиатрическое лечение; в семьях этих людей постоянно возникали ситуации домашнего насилия. Однако Б. Джилмартин установил, что бывшие жертвы травли с высокой вероятностью в молодости и зрелом возрасте испытывают значительные затруднения при установки близких, в частности сексуальных, отношений. Отсутствие отзывчивости и сочувствия жертве у сторонних наблюдателей в зрелом возрасте сохраняется и проявляется в виде позиции невмешательства и игнорирования чужого страдания.