Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:12, реферат
Целью данного реферата является ознакомление с проблемой травли в школе и способами её предупреждения и решения психологом. В первой главе мы рассмотрим происхождение понятия травли, её виды, причины возникновения и последствия. Вторая глава посвящена описанию различных ролей в ситуации травли: агрессора, жертвы и свидетеля. В третьей главе рассказывается о методах работы с ситуацией травли.
Содержание ............................................................................................................2
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Травля: что это такое? ............................................................................4
§ 1.1 Происхождение понятия травля ..................................................................4
§ 1.2 Последствия травли ......................................................................................9
Глава 2. Люди и травля ........................................................................................11
§ 2.1 Роли в ситуации травли...............................................................................11
§ 2.2 Учитель в ситуации травли ........................................................................12
Глава 3. Работа психолога и педагога с ситуацией травли ..............................14
§ 3.1 Профилактика и преодоление травли в школе .........................................14
§ 3.2 Нарративный подход в работе с травлей ..................................................16
§ 3.3 Работа с участниками травли .....................................................................17
Заключение ............................................................................................................19
Список литературы ...............................................................................................20
Существует мнение, что травля является и всегда будет оставаться нормальной составляющей взросления. Исследования показали, что унижения и насилие со стороны сверстников в школе не менее травматичны, нежели другие формы насилия. В насилии нет ничего «нормального». Думать, что травля – нормальное явление, значит, лишать жертву поддержки и потакать обидчику. Если спросить самих школьников, они относятся к травле крайне негативно и хотели бы, чтобы школы что-то делали с этой проблемой.
Люди, подвергавшиеся в школе длительной травле и выжившие, могут преодолеть ее последствия (неуверенность, озлобленность, замкнутость, недоверие), только если попадут в другое сообщество, где всем позволено быть разными, где сотрудничество ценится выше, чем соперничество. Там они постепенно «оттаивают». Но чаще всего бывшие жертвы травли сами не могут найти себе такое сообщество, и в этом им нужна помощь.
§ 2.1 Роли в ситуации травли
Травля представляет собой ситуацию взаимодействия, так или иначе затрагивающую вс
О ролях обидчика и жертвы мы знаем довольно много. Нам необходимо понять, в чём же состоит роль свидетеля, потому что именно свидетели обладают возможностью преобразовывать повседневное насилие. Свидетелем может быть как отдельный человек, так и группа. Любое знание о произошедшем насилии автоматически делает нас свидетелями. В опыте каждого из нас были случаи, когда мы были свидетелями, жертвами и обидчиками. Иногда мы свидетельствуем насилию в тот момент, когда оно происходит, иногда – значительно позже, когда мы слышим или читаем о случившемся.
К. Вайнгартен выделяет два основных измерения в переживании свидетельствования: 1) осознает ли человек, что происходит, и 2) имеет ли он возможность повлиять на это. В результате человек в определённый момент времени может занимать одну из четырёх свидетельских позиций, каждая из которых задаёт свой диапазон последствий для человек, его ближайшего окружения и сообщества в целом. Оптимальной может считаться позиция, когда свидетель понимает, что происходит и может на это повлиять, но эту позицию не всегда бывает просто достичь.
§ 2.2. Учитель в ситуации травли
Если ситуация травли не прерывается взрослым, а игнорируется или «спускается на тормозах», агрессор воспринимает это как свою победу, позволение и дальше действовать в том же духе. Ситуация длительной травли усугубляет психическую травматизацию жертвы, т.к. имеет место кумулятивный эффект. Вмешательство взрослого необходимо для устранения существующего в ситуации травли дисбаланса власти. Однако многочисленные исследования показали, что учителя иначе, по сравнению со школьниками, воспринимают ситуацию травли. Учителя часто считают травлей только то, что связано с драками, но не включают в понятие травли её вербальные аспекты и социальное исключение. В результате получается, что по мнению учителей, они прерывают каждую ситуацию травли, в то время как их ученики отмечают, что учителя прерывают только каждый четвёртый эпизод подобного рода. Примерно четверть всех учителей, по данным П. Стефенсона и Д. Смита, считают правильным не обращать внимания на ситуации травли. С возрастом и увеличением педагогического стажа уменьшается сочувствие учителя жертве и готовность прерывать ситуации травли. В некоторых школах существует практика травли учителями друг друга и использования сарказма как средства педагогического воздействия, что поддерживает деструктивный этос школы.
В дополнение к страданию, которому учителя свидетельствуют в собс
Некоторые учителя особенно чувствительны к нуждам и потребностям других людей. Часто они идут на эту работу, потому что чувствуют своё призвание помогать людям, заботиться о них. И эта восприимчивость является их особой уязвимостью для особого профессионального стресса, последствия которого накапливаются. У учителей могут развиваться так называемые «эмпатические стрессовые реакции», классифицируемые на два основных типа: выгорание и вторичная травматизация. Иногда эти стрессовые реакции развиваются одновременно. К сожалению, эти переживания, которые являются нормальной составляющей опыта, часто самими учителями считаются проявлением несостоятельности и провала.
§ 3.1 Профилактика и преодоление травли в школе
При работе с травлей психолого-педагогиче
- регулярным анонимным опросом ш
- обсуждением проблемы травли в классах, на общешкольных и родительских собраниях;
- разработкой самими детьми (при участии и с помощью взрослых) кодекса поведения;
- усилением надзора учителей за
- обучением школьного персонала
Первую экспериментальную программу по борьбе с травлей разработал Д. Ольвеус в 1982-1984 гг. Программа прошла апробацию в 42 норвежских школах. Особенностью данной программы, помимо перечисленных выше пяти пунктов, была организация общешкольной конференции по проблемам травли. Через восемь и двадцать месяцев после окончания эксперимента были проведены обследования обстановки в школах, в результате которых было обнаружено стойкое снижение частоты возникновения эпизодов травли более чем вдвое. По словам школьников, школа стала более безопасным местом, возросло количество надёжных и длительных дружеских отношений между школьниками, повысилась успеваемость, уменьшилось количество прогулов, краж, актов хулиганства и вандализма. Эти результаты сделали возможным внедрение программы Д. Ольвеуса в законодательном порядке в масштабах всей страны. В Великобритании реализуется программа Д. Таттума, во многом сходная с программой Д. Ольвеуса.
Сейчас во многих странах, в том числе и в России, разрабатывается модель «школьной службы примирения». При этом добровольцы из школьников проходят тренинг развития способностей к эмпатии и конструктивному разрешению конфликтов, школьная администрация предоставляет им ресурсы и полномочия для работы с агрессорами и жертвами травли, добровольцы проходят регулярную супервизию. Подобная форма работы эффективна в тех случаях, когда добровольцев достаточно много. В любом случае такая работа служит повышению психологической культуры.
§ 3.2 Нарративный подход в работе с травлей
Нарративный подход – уважительный, не обвиняющий подход в сфере психологического консультирования, психотерапии, социальной работы и работы в сообществах. Этот подход возник в Австралии и Новой Зеландии в начале 1980-х гг. и с тех пор становится всё более популярным. В России сообщество нарративных консультантов и практиков существует с 2003 г.
Нарративный практик – не эксперт в том, что касается жизни клиента, он – эксперт по задаванию вопросов, руководствующийся уважительной любознательностью. Клиент сам является экспертом в том, что касается его жизни.
В нарративном подходе проблемы видятся существующими не «внутри» людей или отношений, а отдельно. Нарративный практик помогает клиентам осознать эффекты воздействия проблемы на их жизнь и принять решение, хотят ли они, чтобы всё оставалось, как есть. Он помогает восстановить контакт с тем, что для человека важно, и с тем, что он умеет, выстроить предпочитаемые взаимоотношения с проблемой.
Ведущей в нарративном подходе является метафора истории («нарратив» - от лат. narrare – «повествовать, рассказывать»). История – это последовательность событий во времени, объединённая темой и сюжетом. В жизни каждого человека существуют не одна, а множество историй, однако некоторые представляются более правдоподобными и доминируют. Некоторые истории открывают человеку возможности для развития, а некоторые препятствуют этому. Когда в жизни человека доминирует история, препятствующая реализации возможности, можно говорить о существовании проблемы. Задача нарративного практика – помочь человеку выстроить альтернативную предпочитаемую историю.
Нарративный подход является очень эффективным для работы с ситуациями травли, т.к. предполагает техники работы как с пострадавшим, так и с обидчиком, а также со свидетелями. При этом работа может вестись как индивидуально, так и с целым классом.
§ 3.3 Работа с участниками травли
Работа с пострадавшими
Основные идеи в нарративной работе с пострадавшими – это «слушани
1. «Слушание с обеих сторон». Спе
2. «Отсутствующее, но подразумеваемое». Когда человек говорит о несправедливости или о том, что он больше не может так жить, это означает, что у него есть эталон, с которым производится сравнение, - представление о том, что такое справедливость и как именно ему хотелось бы жить. Задача специалиста – расспросить о происхождении этого «отсутствующего, но подразумеваемого» эталона, помочь человеку выстроить историю этих идей в его жизни, помочь провести переконструирование референтной группы вокруг этих идей.
3. «Душевная боль как свидетельст
Работа с обидчиками
Основные техники нарративной р
1. «Работа с ограничениями». Как правило, люди, которые осуществляют насилие и травлю, сами не просят поговорить с ними об этом. Беседа происходит по решению администрации и воспринимается как препятствие на пути к предпочитаемой жизни. Психолог может поинтересоваться, какое качество отношений с другими людьми присутствует в этой предпочитаемой жизни, давно ли появились эти представления, каковы были «ограничения» в их осуществлении. «Ограничения» экстернализуются, но здесь задача психолога – следить, чтобы в качестве «ограничений» не выступал пострадавший, третье лицо или «природные свойства» обидчика.
2. «Деконструкция ощущения себя в