Тревожность и темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение связи типа темперамента и уровня тревожности
Объектом нашего исследования есть девушки и юноши 15-16 лет.
Предметом исследования есть связь типа темперамента и уровня тревожности.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании связи между тревожностью и свойствами темперамента.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
Проведение сравнительного анализа типа темперамента и уровня тревожности;
Обозначение методов исследования;
Выявление особенностей исследуемой связи.

Файлы: 1 файл

trevozhnost'_i_temperament_podrostkigotovaya.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому  психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления  индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.

Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю, и едва ли найдется другая область  исследований, которую рассматривали  бы со столь разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в исследованиях личности и поведения значение индивидуальных различий возрастает настолько, что практически всегда оказывается, что мы имеем дело лишь с разными формами их проявления. Постепенное накопление фактов, изучение и классификация причин разбросов измерений, связываемых с влиянием индивидуальных различий, привело к тому, что выделились направления дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Индивидуальные  различия, на каком бы уровне они не фиксировались, закономерно объединяются между собой самыми разнообразными связями. В концепции В.С. Мерлина (1986) дается обоснование понятия «интегральной индивидуальности» как особого, выражающего индивидуальное своеобразие, характера связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе.

Особенности уровня тревожности и типов темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику связи уровня тревожности и типов темперамента в индивидуальности.  Данное обстоятельство и предопределило актуальность нашего исследования.

Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Эту идею воспринял ученик А.Галлера, Г.Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерического сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы» и высокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П. Павловым, который предполагал, что  крайним человеческим типам «мыслителям» и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание свойств нервных процессов. Б.М. Теплов, отвергая Павловскую схему «четырех классических темпераментов», предлагал рассматривать все сочетания свойств нервной системы как самостоятельные типы, поставив в качестве специальной задачи вопрос о критериях, на основании которых могут выделяться из них «основные типы» (1985г.)

Не малый  вклад в изучение данного вопроса  внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.

Цель исследования: изучение связи типа темперамента и уровня тревожности

Объектом нашего исследования есть девушки и юноши 15-16 лет.

Предметом исследования есть связь типа темперамента и уровня тревожности.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании связи между тревожностью и свойствами темперамента.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

  1. Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
  2. Проведение сравнительного анализа типа темперамента и уровня тревожности;
  3. Обозначение методов исследования;
  4. Выявление особенностей исследуемой связи.

Практическая  ценность работы состоит в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике практического психолога;

Новизна состоит в том, что осуществляется попытка проследить закономерности взаимодействия двух существенных факторов индивидуального своеобразия личности – типа темперамента и уровня тревожности

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет  имеющееся представление о человеческих типах темперамента и уровня тревожности.

Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи типа темперамента и уровня тревожности

 

§ 1.1. Общее понятие о темпераменте.

 

Когда говорят  о темпераменте, то имеют в виду многие психические  различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается  в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам  темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

  1. Регулируют динамику психической деятельности в целом;
  2. Характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;
  3. Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
  4. Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
  5. Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными  признаками, можно с достаточной  определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

 

§ 1.2. Основные свойства темперамента.

 

К свойствам темперамента можно  отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Советский психофизиолог  В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию  свойств нервной системы, предложил  на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной  системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойствами темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Психологическая характеристика типов темпераментов  определяется следующими основными его свойствами:

Сензитивность – об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая  сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.

Соотношение активности и реактивности – об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Пластичность  и ригидность – об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.

Экстраверсия  и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

 

§1.3. Уровни тревожности.

 

Впервые выделил и  акцентировал состояние тревоги, беспокойства  З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и  неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины.

Изучению состояния  тревоги посвященно большое количество работ. Прежде всего, важно различать  понятие тревоги как состояния  и тревожности как черты личности. Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в разных значениях. Это может быть:

  • Временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов
  • Фрустрация социальных потребностей
  • Первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потребности
  • Свойство личности, которые дается через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий
  • Реакция на представленную угрозу.

Чаще всего  термин «тревога» используется для  описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики.

Однако чаще всего тревогу рассматривают  как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Выделяют несколько  теоретических подходов к изучению тревоги:

  • Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношение между предметным миром и человеком или межу людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявление активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную
  • Системно-структурный подход раскрывает тревогу как цельное интегрированное явление.
  • Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологических аспектах.
  • Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

Термин «личная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства. Которое проявляется на всех уровнях активности человека.

Раскрывается роль данного свойства в социальной  сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общение, на социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения товарищами, порождая конфликты. В психологической сфере тревожность проявляется в изменение уровня притязаний личности, в снижение самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, стремление к лидерству, эмоциональная устойчивость, степень невротизма и интровертированности. Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма, развитием психовегетативных заболеваний.

Информация о работе Тревожность и темперамент