Тревожность и темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение связи типа темперамента и уровня тревожности
Объектом нашего исследования есть девушки и юноши 15-16 лет.
Предметом исследования есть связь типа темперамента и уровня тревожности.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании связи между тревожностью и свойствами темперамента.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
Проведение сравнительного анализа типа темперамента и уровня тревожности;
Обозначение методов исследования;
Выявление особенностей исследуемой связи.

Файлы: 1 файл

trevozhnost'_i_temperament_podrostkigotovaya.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ: Начиная  с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер, Г.Врисберг. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Не малый вклад в  изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и  многих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование связи типа темперамента и уровня тревожности.

§ 2.1 Методы исследования.

 

Для установления связи  между типами ВНД и свойствами темперамента необходимо:

- провести исследование уровней тревожности;

- провести исследование типов и свойств темперамента;

- вычислить ранговый коэффициент корреляции по Спирмену.

Для определения выраженности свойств нервной системы (подвижность, уравновешенность, сила) мною были использованы следующие методики:

  1. Шкала личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина

Эта методика является развёрнутой субъективной характеристикой личности. Ю. Л. Ханин приводит в этой связи мысль А. А. Ухтомского: «Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать».

 По Ю. Л. Ханину личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я»  в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности.

Опросник состоит из 20 утверждений о том, как испытуемый чувствует себя обычно. Каждое утверждение  он должен оценить по

4-х балльной шкале:  «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» - почти всегда.

Результаты оцениваются  в градациях:

До 30 баллов         -       низкая тревожность

31 – 45 баллов       -       средняя тревожность

46 и более баллов -       высокая тревожность

По значению в баллах,  полученному для личностной тревожности, можно предварительно оценить личность в плане характеологических свойств. Высокая активность соответствует сангвинии и меланхолии, а низкая – флегмании и холерии, -  личностным состояниям и свойствам адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типу характера

2. Опросник  личностной тревожности Тейлора.

     Опросник  предназначен для измерения уровня  тревожности (утверждения входят  в состав MMPI в качестве дополнительной шкалы ) Адаптирован Т.А.Немчиным в 1966 году. Опросник состоит из 50 утверждений. Согласно инструкции, испытуемый должен согласиться или  не согласиться с данными утверждениями. Оценка результатов по опроснику производится путем подчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «нет» на высказывания с 1-13 и ответ «да» на высказывания с 14-49 оценивается в 1 балл. Суммарная оценка:

                40-50 баллов – очень высокая  тревожность  

                25-40 баллов – высокий уровень  тревожности

                25-15 – средний уровень с тенденцией  к высокому

                15-5 – средний уровень с тенденцией к низкому

                 5-0 -   низкий уровень.                

 

§ 2.2 Организация и проведение исследования.

 

Основной задачей  нашего эксперимента являлась попытка  выявить взаимосвязь между типами темперамента и уровнем тревожности.

Эксперимент был проведен в лицее №23 города Набережные Челны. Участвовали учащиеся 10 класса.

Возрастной  состав испытуемых 15-16 лет. Общее количество 20 человек, из них 10 девушек и 10 юношей.

Форма проведения эксперимента – групповая.

Общее время  тестирования 45мин. – 1 час.

Испытуемым  были выдан:

  • Опросник личностной тревожности Тейлора
  • Шкала личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина
  • Методика Айзенка

Обработка полученных данных проводилась  в 2 этапа:

1 этап - первичная обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет и сопоставление результатов анкетирования с табличными данными, что позволило нам в соответствии с этими результатами выявить степень выраженности исследуемых качеств; все показатели, полученные на этом этапе, были занесены в таблицу № 1 (Приложение 1), для дальнейшей обработки. 

2 этап – вычисление коэффициента корреляции по Спирмену (коэффициент ранговой корреляции), данные необходимые для вычисления коэффициента корреляции представлены в таблице № 2(Приложение 2).

 

§ 2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования.

 

Произведя первичную  обработку  бланков ответов по методикам: Опросник личностной тревожности  Тейлора, Шкала личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина, Методика Айзенка мы получили данные, позволяющие на основе особенностей нервных процессов определить тип тревожности испытуемых. Результаты исследования были занесены в таблицу № 1.

Произведя первичную  обработку бланков ответов по методике Айзенка, мы смогли определить вид темперамента испытуемых.

Методика Айзенка – интерпретация результатов:

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую  шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

1. Экстраверсия — интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный  интроверт — это спокойный, застенчивый, интровертивный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие — интровертированному.

Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7—15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8— 16.

Средние значения по шкале психотизма: 5—12.

Если по шкале  искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике (рис.1) можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Там же приведена краткая характеристика каждого типа темперамента. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

Сангвиник - быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик - отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик - характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.  Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик - у него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Для удобства в  работе с опросником был использован  бланк ответов для испытуемых и ключ для подсчета результатов 

Данные результатов  исследования по методике Айзенка были занесены в таблицу №1.

Далее мы приступаем ко второму этапу обработки полученных данных т.е. вычислению коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В таблице № 2 представлены данные необходимые для расчета коэффициента ранговой корреляции. Для начала производится раздельное ранжирование ряда X и ряда Y, где ряд X – уровень тревожности;

     ряд Y – тип темперамента.

Далее вычисляется  разность рангов d попарно. Знак разности не существенен, так как по формуле нужно возвести d в квадрат. Затем действия определяются формулой ранговой корреляции:

ρ=1-

,  формула №1

где d – разность рангов ряда X и ряда Y т.е. (Rx –Ry );

      n – количество испытуемых;

      ∑d2 – сумма квадратов рангов.

На основании числовых данных представленных в таблице  № 2, рассчитаем  сумму квадратов рангов, которая будет равна: ∑d2=543.

Информация о работе Тревожность и темперамент