Тревожность и темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение связи типа темперамента и уровня тревожности
Объектом нашего исследования есть девушки и юноши 15-16 лет.
Предметом исследования есть связь типа темперамента и уровня тревожности.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании связи между тревожностью и свойствами темперамента.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
Проведение сравнительного анализа типа темперамента и уровня тревожности;
Обозначение методов исследования;
Выявление особенностей исследуемой связи.

Файлы: 1 файл

trevozhnost'_i_temperament_podrostkigotovaya.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 Далее подставляем  числовые значения в формулу №1:

 

ρ=1-

 

 

Итак, мы получили коэффициент ранговой корреляции ρ= 0,6, если сравнивать его с табличными данными в которых указано, что значимый коэффициент корреляции для 20 испытуемых равен 0,44 и более, следует, что полученный нами коэффициент является значимым. Можно сделать вывод, что между типами ВНД и свойствами темперамента связь существует, т.е. гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования - подтверждается.

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ: В данной главе мы постарались экспериментально доказать выдвинутую гипотезу.  Для этого сначала определили уровень тревожности, при помощи следующих методик:

  • Опростник личностной тревожности Тейлора
  • Шкала личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина

далее при помощи методики Айзенка мы определили тип  темперамента, затем сопоставили  полученные данные, т.е. рассчитали коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На основании  полученного результата сделали  вывод о существовании корреляционной связи между типами темперамета и уровнем тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог всему  вышесказанному, хочется еще раз  отметить, что особенности типов темперамента и уровня тревожности привлекали и привлекают внимание психологов разных стран. Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы: И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной,  и многих других.

Типы темперамента – одна из наиболее разработанных областей психологии. Физиологическое исследование типов темперамента открывает новые методические пути и для экспериментально – психологического изучения уровня тревожности. По учению И.П.Павлова,  некоторые уровни тревожности образуют физиологическую основу темперамента, опыты недвусмысленно это показали.

В своей работе я постаралась освятить:

  • общее представление о темпераменте (свойства темпераментов, психологическую характеристику темпераментов, темперамент и деятельность, темперамент и личность);
  • уровни тревожности, соотношение уровней с темпераментом. 

Также попыталась экспериментально выяснить, имеется  ли между типами темперамента и уровнями тревожности связь. Для этого, после того как были получены первичные данные (результаты анкетирования), был произведен расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчета,  после их сравнения с табличными данными, показали, что связь между типами темперамента и уровнями тревожности  существует, т.е. гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  2. Егорова А. Н. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
  3. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
  4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
  5. Краткий словарь системы психологических понятий // К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984.
  6. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964
  7. Немов Р.С. Психология // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Просвещение ВЛАДОС, 1998.
  8. Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
  9. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 .
  10. Практикум по общей психологии // Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.
  11. Практическая психология //Инструментарий. Под ред. Шапаря В.Б. – Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2002.
  12. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
  13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  14. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.

Информация о работе Тревожность и темперамент