Тревожный ребенок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия «тревожность
Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие «тревожность»;
2.Рассмотреть причины возникновения и особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие «тревожность»………………………………………………………5
2. Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста…………….…………………………..........................7
3. Работа с родителями и воспитателями тревожного ребенка……………………………………………………………………….12
4. Коррекция тревожности дошкольников……………………………..…..15
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиографический список использованной литературы………………………19

Файлы: 1 файл

реферат Тревожный ребенок.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

 

 

 

 

Реферат

Тревожный ребенок.

 

 

 

 

                                                                                           Студентки группы 31

                                                                           3 курса ФП

                                                                          Федуловой

                                                                                                  Елены Владимировны.

 

         

 

 

      

Владимир

2010

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

  1. Понятие «тревожность»………………………………………………………5
  2. Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста…………….…………………………..........................7
  3. Работа с родителями и воспитателями тревожного ребенка……………………………………………………………………….12
  4. Коррекция тревожности дошкольников……………………………..…..15

 

Заключение………………………………………………………………………….18

 

Библиографический список использованной литературы………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как основные свойства и личностные качества складываются именно в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие.

Смена социальных отношений может представлять для  ребенка значительные трудности. Многие дети в период адаптации к детскому саду, школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми. Эти неблагоприятные обстоятельства могут привести к тому, что тревожность может проявляться и в школьном возрасте, и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний. В связи с этим вопросы диагностики детской тревожности, ее профилактики и коррекции представляются, на наш взгляд, значимыми.

Целью данной работы является изучение понятия «тревожность

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить понятие  «тревожность»;

2.Рассмотреть причины возникновения и особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте;

3.Изучить работу с родителями и воспитателями тревожного ребенка;

4.Рассмотреть методы коррекции тревожности дошкольников.

Методологической  основой исследования тревожности дошкольников являются теория А.М.Прихожан, концепция А.В.Петровского.

Методом, используемым в работе, является анализ теоретических источников.

Объектом исследования является тревожность как психическое состояние детей дошкольного возраста.

Предметом изучения являются причины возникновения и особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте, а также методы ее коррекции.

Структура сообщения включает Введение, теоретическую главу,  Заключение, Библиографический список использованной литературы (количество источников -11).

Объем работы - 20 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  «тревожность»

  В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

  Следует различать понятие «тревога» и понятие «тревожность». Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, теребить волосы и др.

Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». При этом следует  разграничивать термины «тревожность» и «страх». Э. Изард делит эмоции на фундаментальные и производные. К фундаментальным относятся: интерес – волнение; радость; горе – страдание;  удивление; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. 
Остальные производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает комплексное, эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение.

 А. М. Прихожан  указывает, что тревожность –  это переживание эмоционального  дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности.

 Различают тревожность  как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно  или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических  социальных ситуациях»

А.В. Петровский считает, что тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий, характеризующееся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности.

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Тревожность -  как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.

Следовательно, можно выделить два основных вида тревожности: ситуативная и личностная тревожность.

 Ситуативная  тревожность вызывается некоторой  конкретной ситуацией, которая  объективно вызывает беспокойство (например, болезнь, потеря близкого человека и т.д.). Ситуативная тревожность всегда имеет конкретную причину, это состояние не бывает длительным. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

Кроме ситуативной, существует и личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.

Таким образом, тревожность рассматривают как  эмоциональное состояние и как  устойчивое свойство, черту личности. Исходя из такого понимания тревожности, можно выделить ситуативную и  личностную тревожность. При этом у детей дошкольного возраста в основном доминирует ситуативная тревожность.

 

2.Причины  возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неадекватно заниженной самооценкой. Дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности,  эмоциональной неустойчивости. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей  - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер -  ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Б. И. Кочубей  и Е. В. Новикова считают, что тревожность  развивается вследствие наличия  у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что –  то не так,  т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки, может  сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с  одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные,  мнительные,  неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

Также существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

Усилению в  ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: “Заберет тебя дядя в мешок”, “Уеду от тебя” и т. д.

Информация о работе Тревожный ребенок