Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:19, реферат
Целью данной работы является изучение понятия «тревожность
Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие «тревожность»;
2.Рассмотреть причины возникновения и особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте;
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие «тревожность»………………………………………………………5
2. Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста…………….…………………………..........................7
3. Работа с родителями и воспитателями тревожного ребенка……………………………………………………………………….12
4. Коррекция тревожности дошкольников……………………………..…..15
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиографический список использованной литературы………………………19
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет»
Факультет психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
Реферат
Тревожный ребенок.
Владимир
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список использованной литературы………………………19
Введение
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как основные свойства и личностные качества складываются именно в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие.
Смена социальных отношений может представлять для ребенка значительные трудности. Многие дети в период адаптации к детскому саду, школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми. Эти неблагоприятные обстоятельства могут привести к тому, что тревожность может проявляться и в школьном возрасте, и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний. В связи с этим вопросы диагностики детской тревожности, ее профилактики и коррекции представляются, на наш взгляд, значимыми.
Целью данной работы является изучение понятия «тревожность
Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие «тревожность»;
2.Рассмотреть причины возникновения и особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте;
3.Изучить работу с родителями и воспитателями тревожного ребенка;
4.Рассмотреть методы коррекции тревожности дошкольников.
Методологической основой исследования тревожности дошкольников являются теория А.М.Прихожан, концепция А.В.Петровского.
Методом, используемым в работе, является анализ теоретических источников.
Объектом исследования является тревожность как психическое состояние детей дошкольного возраста.
Предметом изучения являются причины возникновения и особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте, а также методы ее коррекции.
Структура сообщения включает Введение, теоретическую главу, Заключение, Библиографический список использованной литературы (количество источников -11).
Объем работы - 20 страниц.
1.Понятие «тревожность»
В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Следует различать понятие «тревога» и понятие «тревожность». Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, теребить волосы и др.
Единичные, т.е.
не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в
устойчивое состояние, которое получило
название «тревожность». При этом следует
разграничивать термины «тревожность»
и «страх». Э. Изард делит эмоции на фундаментальные
и производные. К фундаментальным относятся:
интерес – волнение; радость; горе – страдание;
удивление; гнев; отвращение; презрение;
страх; стыд; вина.
Остальные производные. Из соединения
фундаментальных эмоций возникает комплексное,
эмоциональное состояние, как тревожность,
которая может сочетать в себе и страх,
и гнев, и вину, и интерес – возбуждение.
А. М. Прихожан
указывает, что тревожность –
это переживание
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»
А.В. Петровский считает, что тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий, характеризующееся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности.
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.
Следовательно, можно выделить два основных вида тревожности: ситуативная и личностная тревожность.
Ситуативная
тревожность вызывается
Кроме ситуативной, существует и личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.
Таким образом, тревожность рассматривают как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности. Исходя из такого понимания тревожности, можно выделить ситуативную и личностную тревожность. При этом у детей дошкольного возраста в основном доминирует ситуативная тревожность.
2.Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неадекватно заниженной самооценкой. Дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Б. И. Кочубей
и Е. В. Новикова считают, что тревожность
развивается вследствие наличия
у ребенка внутреннего
Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что – то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Также существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
Усилению в
ребенке тревожности могут