Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа
Цель данного исследования – оценить уровень развития творческих способностей (креативности), используя методику креативности Торренса.
Поясним цель в перечне задач, стоящих перед исследователем:
1. Обзор и анализ литературы, посвященной проблемам изучения и развития творческих способностей и их взаимосвязи с интеллектом.
2. Анализ теоретических аспектов креативности на основе разработок ведущих специалистов, занятых изучением данной проблемы, обзор мнений о взаимозависимости интеллекта и творческого мышления.
3. Исследование возможностей методики креативности Торранса в оценке уровня развития творческих способностей старшеклассников.
Мы избегали употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях, при необходимости пользуясь словами: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования мы старались избегать создания тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, мы стремились к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности школьников, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование проходило в виде увлекательной игры, поскольку это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.
Мы обеспечили всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами и ручками. Все лишнее было убрано. Во время тестирования мы использовали инструкцию, образец теста и секундомер.
Одновременное тестирование проводилось в небольшой группе учащихся, состоящей из 20 человек. При тестировании каждый ребенок сидел за столом один.
На выполнение теста мы отвели 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т.д. на тестирование ушло 15-20 минут.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, мы объяснили детям, что они будут делать, чтобы вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого мы использовали следующий текст:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».
После предварительной инструкции мы раздали листы с заданиями и проследили, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе.
После этих приготовлений мы приступили к чтению следующей инструкции:
«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.
Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку — и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».
Задание теста было сформулировано следующим образом:
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».
Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому мы специально напомнили детям о второй странице с заданиями. Мы очень внимательно следили за временем, используя секундомер.
По истечении 10 минут мы прекратили выполнение задания и быстро собрали листы. Некоторые школьники не смогли написать названия к своим рисункам, поэтому мы выяснили у них эти названия сразу же после тестирования.
2.2. Измерение и обработка результатов
Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.
Мы применяли следующие процедуры измерения:
1. Чтение руководства. Необходимо четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торранса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.
2. Сначала определялось, стоит ли ответ засчитывать, т. е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствовали заданиям, не учитывались. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания — использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.
3. Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т.е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) мы относили к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, мы определяли номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Они записывались в соответствующих графах.
Если оригинальность ответов оценивалась 0 или 1 баллом, категория ответов определялась по списку 1. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) был составлен список № 2. В этом списке были собраны категории, общие для всех фигур теста.
Затем определялись баллы за разработанность каждого ответа, которые заносились в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записывались на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записывались пропуски (отсутствие) ответов.
Показатель беглости для теста был получен прямо из номера последнего ответа при отсутствии пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае считалось общее количество учтенных ответов и это число записывалось в соответствующей графе.
Для определения показателя гибкости мы зачеркивали повторяющиеся номера категорий ответов и считали оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определялся сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определялся суммарный показатель разработанности ответов.
2.3. Указатель оценки теста
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен Ш.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.
Категории ответов, оцениваемых 0 или I баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимулъной фигуры.
Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная — 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2—4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков — 2 балла; объединение 3—5 рисунков — 5 баллов; объединение 6—10 рисунков — 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
— каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
— цвет, если он дополняет основную идею ответа;
— специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);
— тени, объем, цвет;
— украшение, если оно имеет смысл само по себе;
— каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
— поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;
— каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет — шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.
2.4. Интерпретация результатов тестирования
В указатель включены данные, полученные на 20 учащихся школ г. Благовещенска 20 декабря 2007 года. Возраст испытуемых — 17 лет.
1. Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см), что большинство детей выполнило от 8 до 10 заданий.
2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.
В результате исследования был выявлен уровень гибкости, соответствующий возрасту испытуемых, что свидетельствует о нормальном интеллектуальном потенциале тестируемых старшеклассников и их высокой мотивации.
3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.
В нашем исследовании выявлен высокий уровень оригинальности, соответствующий норме.
4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие — для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.
Анализ ответов тестируемых показал ограниченность разработанности, что может свидетельствовать об отсутствии у опрашиваемых детей способности конструктивному или изобретательскому мышлению.
Группировка полученных данных по степени оригинальности и разработанности рисунков и диаграмма, составленная на основе группировки, отражает общий уровень развития креативности учащихся.
Оригинальность
Группы учащихся по степени оригинальности ответов | Число учащихся в каждой группе |
3-5 | 4 |
6-8 | 5 |
9-11 | 10 |
12-13 | 1 |