Творческие способности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – оценить уровень развития творческих способностей (креативности), используя методику креативности Торренса.
Поясним цель в перечне задач, стоящих перед исследователем:
1. Обзор и анализ литературы, посвященной проблемам изучения и развития творческих способностей и их взаимосвязи с интеллектом.
2. Анализ теоретических аспектов креативности на основе разработок ведущих специалистов, занятых изучением данной проблемы, обзор мнений о взаимозависимости интеллекта и творческого мышления.
3. Исследование возможностей методики креативности Торранса в оценке уровня развития творческих способностей старшеклассников.

Файлы: 1 файл

Творческие способности.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Мы избегали употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях, при необходимости пользуясь словами: упражне­ния, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования мы старались избегать создания тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, мы стремились к созда­нию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, до­верия, поощрения воображения и любознательности школьников, сти­мулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование проходило в виде увлекательной игры, поскольку это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

Мы обеспечили всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами и ручками. Все лишнее было убрано. Во время тестирования мы использовали инструкцию, образец тес­та и секундомер.

Одновременное тестирование проводилось в небольшой группе учащихся, состоящей из 20 человек. При тестировании каждый ребенок сидел за столом один.

На выполнение теста мы отвели 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т.д. на тестирование ушло 15-20 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, мы объяснили детям, что они будут делать, чтобы вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого мы использовали следующий текст:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

После предварительной ин­струкции мы раздали листы с заданиями и проследили, что­бы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе.

После этих приготовлений мы приступили к чтению следующей инструкции:

«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каж­дого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет приду­мать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку — и я по­дойду к вам и дам необходимые разъяснения».

Задание теста было сформулировано следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получат­ся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполне­ние этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, кото­рую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интерес­ное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не об­наруживают вторую страницу. Поэтому мы специально на­помнили детям о второй странице с заданиями. Мы очень внимательно следили за временем, используя секундомер.

По истечении 10 минут мы прекратили выполнение задания и быстро собрали листы. Некоторые школьники не смогли написать на­звания к своим рисункам, поэтому мы выяснили у них эти названия сразу же после тестирования.

2.2. Измерение и обработка результатов

Важным условием вы­сокой надежности теста является внимательное изучение указа­теля оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.

Мы применяли следующие процедуры измерения:

1.  Чтение руководства. Необходимо четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торранса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательнос­ти разработки идей как характеристик этого процесса.

2.  Сначала определялось, стоит ли ответ засчитывать, т. е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответ­ствовали заданиям, не учитывались. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания — использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рису­нок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.

3. Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т.е. рису­нок, включающий в себя исходный элемент) мы относили к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, мы определяли номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Они записывались в соответствующих графах.

Если оригинальность ответов оценивалась 0 или 1 баллом, категория ответов определялась по списку 1. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальнос­тью 2 балла) был составлен список № 2. В этом списке были собраны ка­тегории, общие для всех фигур теста.

Затем определялись баллы за разработанность каждого от­вета, которые заносились в графу, отведенную для этих показате­лей выполнения задания. Показатели категорий оригинальнос­ти и разработанности ответов записывались на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записывались пропус­ки (отсутствие) ответов.

Показатель беглости для теста был получен прямо из номера последнего ответа при отсутствии пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае считалось общее количество учтенных ответов и это число записывалось в со­ответствующей графе.

Для определения показателя гибкости мы зачеркивали повторяющиеся номера категорий ответов и считали оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определялся сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определялся суммарный показатель раз­работанности ответов.

2.3. Указатель оценки теста

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен Ш.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут исполь­зоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не со­впадает). Далее приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.

Категории ответов, оцениваемых 0 или I баллом за ориги­нальность, значительно удобнее определять по списку № 1 от­дельно для каждой стимулъной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная — 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2—4,9% случаев. Данные об оцен­ке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию ре­зультатов целесообразно начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых ис­пытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур: объ­единение двух рисунков — 2 балла; объединение 3—5 рисунков — 5 баллов; объединение 6—10 рисунков — 10 баллов. Эти преми­альные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригиналь­ность по всему заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки отве­тов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняю­щую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оце­нивается.

Один балл дается за:

— каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повто­рении не учитывается. Каждая дополнительная деталь от­мечается точкой или крестиком один раз;

—  цвет, если он дополняет основную идею ответа;

—  специальную штриховку (но не за каждую линию, а за об­щую идею);

—  тени, объем, цвет;

—  украшение, если оно имеет смысл само по себе;

—  каждую вариацию оформления (кроме чисто количествен­ных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;

—   поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей ча­сти рисунка;

—  каждую подробность в названии сверх необходимого ми­нимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и сум­мируют их. Если линия обозначает определенный пред­мет — шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.

2.4. Интерпретация результатов тестирования

В указатель включены данные, полу­ченные на 20 учащихся школ г. Благовещенска 20 декабря 2007 года. Возраст испытуемых — 17 лет.

1. Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см), что большинство детей выполнило от 8 до 10 заданий.

2.  Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем бегло­сти или даже вычислить индекс путем деления показателя гиб­кости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потен­циала и (или) низкой мотивации.

В результате исследования был выявлен уровень гибкости, соответствующий возрасту испытуемых, что свидетельствует о нормальном интеллектуальном потенциале тестируемых старшеклассников и их высокой мотивации.

3.  Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характери­зуются высокой интеллектуальной активностью и неконформно­стью. Оригинальность решений предполагает способность избе­гать легких, очевидных и неинтересных ответов.

В нашем исследовании выявлен высокий уровень оригинальности, соответствующий норме.

4.  Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие — для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

              Анализ ответов тестируемых показал ограниченность разработанности, что может свидетельствовать об отсутствии у опрашиваемых детей способности  конструктивному или изобретательскому мышлению.

Группировка полученных данных по степени оригинальности и разработанности рисунков и диаграмма, составленная на основе группировки, отражает общий уровень развития креативности учащихся.

 

 

 

Оригинальность

Группы учащихся по степени

оригинальности ответов

Число учащихся в каждой группе

3-5

4

6-8

5

9-11

10

12-13

1

Информация о работе Творческие способности в психологии