Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа
Цель данного исследования – оценить уровень развития творческих способностей (креативности), используя методику креативности Торренса.
Поясним цель в перечне задач, стоящих перед исследователем:
1. Обзор и анализ литературы, посвященной проблемам изучения и развития творческих способностей и их взаимосвязи с интеллектом.
2. Анализ теоретических аспектов креативности на основе разработок ведущих специалистов, занятых изучением данной проблемы, обзор мнений о взаимозависимости интеллекта и творческого мышления.
3. Исследование возможностей методики креативности Торранса в оценке уровня развития творческих способностей старшеклассников.
Разработанность
Группы учащихся по степени разработанности ответов | Число учащихся в каждой группе |
12-15 | 3 |
16-19 | 9 |
20-23 | 4 |
24-28 | 3 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была предпринята попытка изучения проблемы творческих способностей. Для этого были рассмотрены проблемы творчества, творческой деятельности, мышления, интеллекта, интеллектуальной одаренности, рассмотрено творческое мышление, а также особенности творческих личностей.
В результате анализа имеющейся по данной теме литературы можно прийти к выводу, что изучаемый нами вопрос охватывает множество взаимосвязанных проблем, не имеющих однозначного определения, поэтому в данной работе приводятся различные, часто даже противоречащие друг другу точки зрения.
Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить и создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.
Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость.
Сегодня творчество становится необходимым инструментом профессионального и обыденного существования.
В данном исследовании гипотезой послужило предположение об ограниченном влиянии интеллектуальной одаренности детей на развитие их творческих способностей.
Была осуществлена выборка из учащихся старших классов, имеющих высокую успеваемость в обучении, в количестве 20 человек. Дети были протестированы по методу креативности Торранса «Закончи рисунок». В ходе исследования выявлялся уровень беглости, гибкости, оригинальности и разработанности ответов – рисунков старшеклассников.
По двум наиболее значимым показателям – оригинальности и разработанности – составлены диаграммы, отражающие процентное соотношение школьников по степени развитости данных параметров.
В результате исследования были получены итоговые данные, свидетельствующие о высоком уровне оригинальности и низкой разработанности ответов. Следует отметить нормальный уровень развития креативности среди отличников, однако ограниченность творческого мышления детей очевидна по причине отсутствия изобретательских и конструктивных способностей. Следовательно, гипотеза о слабой взаимосвязи интеллекта и креативности подтверждается.
7