Творческие способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:40, реферат

Описание работы

В своей работе я поставила следующие цели: понять, что же такое представляет собой творчество, раскрыть структуру творческой деятельности, связать понятия мышления и интеллекта с творческими способности и, наконец, подвести итоги по данной теме.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие творчества 3
2. Структура творческой деятельности 5
3. Мышление и творчество 7
4. Интеллект и творческие способности 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Творческие способности.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 «Можно полагать, если в CC в. больше всего превозносился «человек разумный», то CCI в. будет жить под знаком «человека творческого»».

                            Ф.Беррон

Введение

 
 

    Проблема  творчества стала в наши дни настолько  актуальной, что по праву  считается  «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

    А. Адлер считал творчество способом компенсации  комплекса неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

    Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

    Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

    На  рубеже  XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться  «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

    Ситуация  научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие  новый этап развития исследований творчества.

    Актуальность  изучения психологии творчества и научного  творчества, в частности, возникла в связи с потребностью оптимизации и интенсификации   принципов организации научной деятельности и управления ею. 

    В своей работе я поставила следующие цели: понять, что же такое представляет собой творчество, раскрыть структуру творческой деятельности, связать понятия мышления и интеллекта с творческими способности и, наконец, подвести итоги по данной теме.

  1. Понятие творчества
 

    Творчество определяется  как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

    Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

    Философы  определяют творчество, как необходимое  условие развития материи, образование  ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

    Творчество  — это процесс создания субъективно  нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

    По  сути дела, творчество - это "способность  создавать любую принципиально  новую возможность" (Г.С. Батищев).

    В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству (Виноградов, 1990).

    Важную  роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).[1]

    Понятие природы творчества связано с  вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

    Продукты  творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

    При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

    Творчество  имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение  рентабельности), социальные (обеспечение  условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

    С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс  творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

    Творчество  является целеустремленным, упорным, напряженным  трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

    Творчество  характеризуется как высшая форма  деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой  человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ. 

  1. Структура творческой деятельности
 

    Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать  следующим  образом:

    1. Анализ творчества, как конкретного  явления с целью выявления  в нем специфических сторон  и указания на общий характер  соответствующих им закономерностей.

    2. Синтез итогов специальных исследований  каждой из  выделенных сторон  с целью создания возможностей  рационального  управления  ходом   конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

    В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько  основных подсистем: процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.

    Процесс деятельности может иметь такие  основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.

    Личность  творца характеризуется  способностями  ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.

    Среда и условия представляют собой  физическое окружение, коллектив, стимуляторы  и барьеры в творческой деятельности и т.д. 

    Творчество  издавна делят на научное и  художественное.

    Построение  общей теории творчества, то  есть переход от  эмпирических  к  более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена, привело к тому, что все стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.

    Составления многих схем позволяют заключить, что  творческий акт и обычное решение  проблем имеют одинаковую психологическую структуру,  которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач. 

    Процесс творческой деятельности можно разбить  на этап нахождения принципа решения  и этап применения решения. Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя  свести к логическим операциям «применение решения».

    Более подробно можно выделить следующие  этапы творческой деятельности:

    1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

    2. Сосредоточения усилия и поиски  дополнительной информации, подготовка  к решению задачи.

    3. Уход от проблемы, переключение  на другие занятия (период инкубации).

    4. Озарение или инсайт (гениальная  идея и простая догадка скромных  масштабов - то есть логический  разрыв, скачок  в мышлении, получения  результата, не вытекающего однозначно  из посылок)

    5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

    Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:

- звено  столкновения с новым; 

- звено  творческой неопределенности;

- звено  скрытой работы;

- звено  эврика;

- звено  развития решения;

- звено  критики;

- звено подтверждения и воплощения.

    Представленные  этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить  или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой. 

    Творчеству  должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность,  доработанность.

    Решением  считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.

    Творчество  — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

    У разных людей состояние вдохновения  имеет разную продолжительность, частоту  наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит  главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд. 

    Творческие  решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.[2]

  1. Мышление  и творчество
 

    Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого  гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор  большинство людей используют свой мозг варварски, с низким коэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие (способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, так называемые великие творцы - попросту люди, которые нормально используют резервы своего мозга.[3]

    Творческая  деятельность рассматривается как  взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.

    Выделяют  четыре показателя мыслительной деятельности:

  1. Беглость.
  2. Гибкость.
  3. Оригинальность.
  4. Степень детализации.

    Мышление  можно разделить на три вида:

  1. мышление опирающиеся на результаты понятий, выступающие как логический процесс (суждения, умозаключения) который заканчивается выработкой злаковых моделей - это логическое мышление;
  2. мышление интуитивное, вплетенное в практическую деятельность, на основе неосознанных побочных восприятия, представлений навыков;                                                                                                                                                                   
  3. дискурсивное мышление, выступающее, как единство интуитивного и логического мышления.                                                                

Информация о работе Творческие способности