Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:40, реферат
В своей работе я поставила следующие цели: понять, что же такое представляет собой творчество, раскрыть структуру творческой деятельности, связать понятия мышления и интеллекта с творческими способности и, наконец, подвести итоги по данной теме.
Введение 2
1. Понятие творчества 3
2. Структура творческой деятельности 5
3. Мышление и творчество 7
4. Интеллект и творческие способности 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17
«Можно полагать, если в CC в. больше всего превозносился «человек разумный», то CCI в. будет жить под знаком «человека творческого»».
Ф.Беррон
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.
Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.
Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуация
научно-технической революции
Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникла в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.
В своей работе я поставила следующие цели: понять, что же такое представляет собой творчество, раскрыть структуру творческой деятельности, связать понятия мышления и интеллекта с творческими способности и, наконец, подвести итоги по данной теме.
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.
Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).
В
том числе отличительным
Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).[1]
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество
характеризуется как высшая форма
деятельности личности, требующая длительной
подготовки, эрудиции и интеллектуальных
способностей. Творчество является основой
человеческой жизни, источником всех материальных
и духовных благ.
Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:
1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.
2.
Синтез итогов специальных
В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем: процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.
Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.
Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.
Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.
Творчество издавна делят на научное и художественное.
Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирических к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена, привело к тому, что все стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.
Составления
многих схем позволяют заключить, что
творческий акт и обычное решение
проблем имеют одинаковую психологическую
структуру, которая выражается в виде
этапов, включающих в себя цепь мыслительных
задач.
Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения. Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».
Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).
2.
Сосредоточения усилия и
3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).
4.
Озарение или инсайт (гениальная
идея и простая догадка
5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.
Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:
- звено столкновения с новым;
- звено творческой неопределенности;
- звено скрытой работы;
- звено эврика;
- звено развития решения;
- звено критики;
- звено подтверждения и воплощения.
Представленные
этапы можно назвать и по-
Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность.
Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.
Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».
У
разных людей состояние вдохновения
имеет разную продолжительность, частоту
наступления. Выяснено, что продуктивность
творческого воображения
Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.[2]
Потенциальные
возможности человеческого
Творческая деятельность рассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.
Выделяют четыре показателя мыслительной деятельности:
Мышление можно разделить на три вида: