Творческие способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:40, реферат

Описание работы

В своей работе я поставила следующие цели: понять, что же такое представляет собой творчество, раскрыть структуру творческой деятельности, связать понятия мышления и интеллекта с творческими способности и, наконец, подвести итоги по данной теме.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие творчества 3
2. Структура творческой деятельности 5
3. Мышление и творчество 7
4. Интеллект и творческие способности 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Творческие способности.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

    Творчество имеет два существенных признака, одним из которых является интуитивный момент, другим - формализация интуитивного полученного эффекта, то есть, иначе, творчество - это интуитивный  момент, но эффект его осознан и формирован средствами дискурсивного мышления.

    В том случае, когда для решения  какой либо конкретной задачи в опыте  человека имеются готовые логические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадиях решения творческих задач человек тоже стремиться применить к ним уже известные логические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем превращает их в творческие  решение, которое теперь возможно с помощью интуиции. В ходе деятельности, направленной на решение задачи, формируется интуитивная модель ситуации, приводящая в удачных случаях, которые тесно связанные с возникновение побочных продуктов действий и их эмоциональных оценок, к интуитивному решению.

    Можно выделить следующие  закономерности моделей интуитивных решений: 

    1. Интуитивное решение возможно  лишь в том случаи, если ключ  к нему уже содержится в  неосознанном опыте.

    2. Такой опыт малоэффективен, если  он сложился в действиях предшествующих  попыткам решить творческую задачу.

    3. Он становиться эффективным, формируется  на фоне целевой поисковой  должности.

    4. Его эффективность возрастает, когда  исчерпываются направленные приемы решения задачи, но не гаснет поисковая доминанта.

    5. Влияние неосознанной части действия  тем эффективнее, чем меньше  содержательная сила по себе  его осознаваемая часть.

    6. Усложнение ситуации, в которой  приобретается неосознанный опыт, препятствует его последующему использованию.

    7. Аналогичное усложнение самой  задачи тоже действует  отрицательно.

    8. Успех решения связан со степенью  автоматизации способов действия, в ходе которых складывается  необходимый неосознанный опыт, - чем меньше автоматизирован этот способ, тем больше шансов к успеху.

    9. Чем к более общей категории  можно отнести итоговое решение  творческой задачи, тем вероятнее  нахождение такого решения.                

  1. Интеллект и творческие способности
 

    Способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

    Исследованиями  установлено, что способности —  прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.[4]

    Талантом  называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт  деятельности, отличающийся оригинальностью  и новизной, высшим совершенством  и общественной значимостью.

    Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, ,,создавать эпоху’’.

    Рассмотрим  различные типы умственных способностей, описанные учеными.

    Стернберг и его коллеги из Йельского  университета создали теорию тройственности интеллекта, выделив три основные группы интеллектуальных способностей:

    1. Компонентный интеллект. Компонентный  интеллект включает в себя  общие способности к научению, понятливость, словарный запас, хорошее  понимание прочитанного текста, способность оперировать такими объектами, как аналогии, силлогизмы и категории, способность к критическому мышлению. Это интеллект в его традиционном смысле, который оценивается с помощью тестов.

    2. Эмпирический интеллект. Эмпирический  интеллект включает в себя способности к осмысленному отбору, расшифровке, сравнению и сочетанию элементов информации с целью создания новых представлений, теорий и идей.

    3. Контекстный интеллект. К контекстному  интеллекту относятся способности  к адаптации в реальном мире, такие как умение оценивать ситуации, достигать поставленных целей и решать практические проблемы.

    Говард  Гарднер, преподаватель медицинского факультета Бостонского университета, возражает против оценки только двух аспектов интеллекта, то есть лингвистических  и логико-математических способностей. В его концепции интеллекта присутствуют еще и следующие типы способностей:

    1. Пространственный интеллект. Способность  к формированию пространственных  образов и к ориентации в  окружающем мире. Микронезийские  мореходы с Каролинских островов могут ориентироваться среди сотен островов по звездам и собственным ощущениям. Ученым, занимающимся тестированием интеллекта, пришлось бы разработать совершенно новые методы и учитывать другие способности, если бы они решили оценить интеллект Микронезийцев.

    2. Музыкальный интеллект. Способность  к восприятию и созданию мелодических  и ритмических конструкций. Некоторые  индивиды, которых по всем прочим  показателям относят к умственно  отсталым, могут сыграть на пианино  песню, слышанную всего один раз; бывает, что талантливый джазовый тромбонист не может прочитать газету.

    3. Двигательный интеллект. Способности  к тонким моторным движениям,  которые необходимы, например, хирургу  или танцору.

    4.Межличностный интеллект. Способность понять других людей, их чувства, мотивы и способы взаимодействия с ними. Кто-то легко находит общий язык с другими личностями благодаря чуткости и способности сопереживать;

    5. Внутриличностный интеллект. Способность индивида разобраться в самом себе и сформировать ощущение идентичности.

    Гарднер уверен, что необходимо разработать  совершенно новые представления  о способностях и новые методы их оценки:

    Концепция Гарднера уникальна, поскольку он утверждает, что в нервной системе человека независимо друг от друга существуют различные интеллекты. Он призывает прекратить оценивать людей по единой мерке, которую называют «интеллектом». Вместо этого он предпочитает мыслить в рамках концепции множественности интеллектов, имеющих различную силу.[5]

    Разделяют общие и специальные способности:

     1) общие способности обеспечивают  относительную легкость и продуктивность  в овладении знаниями и осуществлении  различных видов деятельности;

     2) специальные способности –  это система свойств личности, которые помогают достигнуть  высоких результатов в какой-либо области деятельности.

    Каждая  способность имеет свою структуру,  в которой различают ведущие  и вспомогательные свойства. Например, свойствами литературных способностей являются: особенности творческого  воображения и мышления,  яркие, наглядные образы памяти, чувство языка,  развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать,  гибкость мыслительных процессов,  легкий переход от прямого к обратному ходу мысли и т.д. Для педагогических способностей ведущими являются:  педагогический такт, наблюдательность,  любовь к детям,  потребность в передаче знаний.

    Выделяют  следующие уровни способностей:

    1) репродуктивный (обеспечивает высокое  умение усваивать знания, овладевать  деятельностью).

    2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).[4]

    Талантливость предполагает наличие различных  творческих способностей.

    Творческие  способности делятся на три основные группы:

    1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

    2. Способности, связанные с темпераментом  (эмоциональность);

    3. Умственные  способности.

    У одного и того же человека могут  быть разные способности, но одна из них  может быть более значительной, чем  другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Биие и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

    Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.[4]

    «Интеллект  — это глобальная способность  разумно действовать, рационально  мыслить и хорошо справляться  с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривают как  способность человека адаптироваться к окружающей среде.

    Какова  структура интеллекта? Существуют различные  концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

    Позже Тёрстоун (1938 г.) с помощью статистических методов исследовал различные стороны  общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь следующих потенций:

    1)  счетную способность, т. е. способность  оперировать числами и выполнять  арифметические действия;

    2)  вербальную (словесную) гибкость, т.  е. легкость, с которой человек  может объясняться, используя  наиболее подходящие слова;

    3)  вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

    4)  пространственную ориентацию, или  способность представлять себе  различные предметы и формы  в пространстве;

    5)  память;

    6)  способность к рассуждению;

    7)  быстроту восприятия сходств  или различий между предметами или изображениями.

    Позже Гилфорд (1959 г.) выделил до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких  умственных операций они нужны, к  каким результатам приводят эти  операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

    По  мнению Кэттела (1967 г.), у каждого  из нас уже с рождения имеется  потенциальный интеллект, который  лежит в основе нашей способности  к мышлению, абстрагированию и  рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.  С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

    «Кристаллический» интеллект образуется именно при  решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.

    Хебб (1974 г.) с несколько иных позиций  рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

Информация о работе Творческие способности