Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Начинать воспитывать творческий потенциал нужно с детства, детство - это фундамент на всю жизнь.

Содержание работы

Введение 3
Определение творческого мышления 4
Правое полушарие головного мозга 8
Творческое мышление 12
Развитие творческой личности 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский психолого-социальный университет»

Факультет психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по общей психологии: психологии познавательных процессов

на тему: «Творческое мышление»

 

 

 

 

Выполнила:  студентка гр. 12 БПВ-5\2

Дмитрова С.А.

Проверил: д.псих.н., профессор Немов Р.С..

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2014

Содержание

Введение                                                                                                      3

Определение творческого мышления                                                       4

Правое полушарие головного мозга                                                          8                              

Творческое мышление                                                                               12

Развитие творческой личности                                                                 19

Заключение                                                                                                 25

Список используемой литературы                                                           27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

Творческое мышление – один из самых интересных феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного человека, так и человечества в целом.

Вопросы творчества, творческой личности и творческих особенностей рассматриваются самыми различными отраслями психологической науки и являются чрезвычайно значимыми. Но что такое это нестандартное мышление? Почему большая часть людей довольствуется обычными, для своего времени и окружения решениями, а другие предлагают совершенно новые, необычные идеи?

   Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы.

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Начинать воспитывать творческий потенциал нужно  с детства,  детство - это фундамент на всю жизнь.

 

 

 

 

 

1. Определение  творческого мышления.

Чтобы разобраться, что такое творческое мышление, следует для начала понять, что же такое мышление, что такое творчество и  как это может быть связано?

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль или идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их общих и существенных особенностях.

Мышление — это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Теоретическое понятийное мышление дает хоть и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без них наше представление не было бы таким богатым и обширным.

Наглядно-образный вид мышления  состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Наиболее развит у детей дошкольного возраста, а у взрослых людей лишь у тех, кто занят практической работой.

 

Наглядно-действенный вид мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основными условиями решения задач в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Таким образом, «мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщённое познание объективной реальности». Мышление играет огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Таким образом, мышление всегда есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью.

А. Пономарёв разделяет понятие творчества в широком и узком смысле (широкий смысл именует «прямым», узкий — «общепринятым»): «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового.

Р. Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах».

Оказывается, что такие различные геометрические понятия, как точка, прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые благодаря подкупающей простоте и законченности строения считались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представлениями. Рисунок ниже наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно «увидеть» на различных сечениях плоскостью обыкновенного конуса.

                    

Точка получается, если плоскость проходит через вершину конуса (1); треугольник образуется при пересечении плоскостью конуса по его оси (2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (3); трапеция образуется в случае, если от треугольника, образуемого сечением 2, отделяется верхняя часть при помощи плоскости, параллельной основанию (4); круг можно получить, сделав поперечное сечение конуса плоскостью, параллельной основанию (5), эллипс образуется таким же сечением, но проведенным под наклоном (6); парабола вырисовывается в случае, если секущая плоскость проходит параллельно оси конуса, но не через ее саму (7). Таким образом, меняя расположение и взаимную ориентацию конуса и секущей плоскости, можно не только получить ряд фигур, выражающих абстрактные понятия, но и незаметно, в наглядно-действенном плане переходить от одного абстрактного понятия к другому.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что мышление и творчество связаны.

Дж.Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к  интеллектуальной новизне. Творческий  человек почти всегда и везде  стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

B.  Образная адаптивная  гибкость, т.е. способность изменить  восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые  от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность».  Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Таким образом, мышление – это процесс познания, использование термина «творчество» в сугубо психологическом контексте обозначает скорее всю совокупность результатов творческого мышления, его условия, введение в практику продуктов творческого мышления, а креативность — это особое качество, свойство личности, проявляющееся в выраженной способности к творческому мышлению.

Что же такое творческое мышление?

Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно. 
Творческое мышление - процесс создания чего-то нового, представляющего интерес для индивидуумов, группы, организации или общества. 
Творческое мышление - способность взглянуть на проблему со стороны.

 Считается, что источником творческого мышления является правое полушарие.

 

 

  1. Правое полушарие головного мозга

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Пространственная ориентация: правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки- головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: с помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто- то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что , если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Творческое мышление не обязательно связано только с одним из обсуждавшихся ранее видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным.

Наиболее продуктивна работа головного мозга тогда, когда оба полушария функционируют, выполняя свою работу, не вмешиваясь в работу второго полушария.

  • Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.
  • Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее все расчеты и измерения производит левое полушарие.
  • Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую  проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

Информация о работе Творческое мышление