Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Начинать воспитывать творческий потенциал нужно с детства, детство - это фундамент на всю жизнь.

Содержание работы

Введение 3
Определение творческого мышления 4
Правое полушарие головного мозга 8
Творческое мышление 12
Развитие творческой личности 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективная  творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

В своей книге М. Зденек приводит в пример достаточно интересный случай, чтобы показать наглядно работу правого и левого полушария головного мозга у людей:

«Представьте, что два человека, которым было немногим больше  тридцати лет, перенесли в больнице операцию по удалению одного полушария головного мозга. Допустим, что у одного было удалено правое полушарие, а у другого- левое.

   До операции оба пациента были правшами, и доминирующим у них было левое полушарие. Никаких отклонений от нормы не наблюдалось. Оставшееся полушарие у обоих функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить пропавшего «партнера».

Первый пациент сидит на краю кровати. Неделю назад из-за опухоли ему удалили все правое полушарие головного мозга. Левое же функционирует нормально. Мы будем называть его Лэрри.

Второй пациент находится в одной палате с первым, он сидит на стуле и смотрит в окно. У этого пациента также из-за опухоли было удалено все левое полушарие. Правое функционирует нормально. Назовем его Рик.

  Теперь представьте, что вы учувствуйте в обследовании и изучении этих пациентов. Вы входите в палату, чтобы осмотреть их, и видите следующую ситуацию. (Не забывайте, правое полушарие контролирует движения левой половины тела, а левое- правой.)

Оставшееся левое полушарие Лэрри позволяет ему без проблем управлять правой половиной своего тела( правой рукой, правой ногой и т.д.); он держит чашку кофе в правой руке и качает правой ногой. Вы спрашиваете его: «Не хотите ли добавить в кофе немного сливок?» Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос- ровный, практически без всяких интонаций. Перед ним на постели лежит газета, и вы замечаете, что он  просматривает заголовки. Если вы попросите его, то он сможет так же свободно решить математическую задачу, как делал это до операции.

 Но, продолжая беседовать с Лэрри, вы начинаете замечать опустошительный эффект, который произвела операция. По причине того, что у него нет правого полушария, левая половина его тела парализована. Хотя он может поддерживать беседу, его ответы иногда бывают странными. Он все понимает буквально. Вы спрашиваете его:»Как вы себя ощущаете?» И на это он вам отвечает: «Руками». Лэрри полностью потерял способность к образному мышлению, он также утратил и интуицию.

  Вы вывозите Лэрри в инвалидном кресле в коридор, чтобы сменить обстановку. Он понятия не имеет, где находится его палата и где находится он сам, потому что он также лишился и способностей к пространственной ориентации. Вы понимаете, что он не в состоянии сложить самую простую картинку- головоломку. Он также не может одеться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава рубашки имеют какое- то отношению к его рукам.

 Неожиданно два человека начинают спорить и кричать друг на друга. Лэрри понимает слова, но никак не воспринимает эмоции, которые стоят за этими словами. Он не обращает внимания на слезы своей жены и не реагирует на слова утешения. Он даже не расстроен тем, что с ним произошло,  ибо нормальная реакция на горе, на несчастье просто недоступна левому полушарию, которое осталось  у него после операции.

  Когда вы возвращаетесь в палату, вы спрашиваете у него, не хочет ли он послушать музыку. Вы включаете радио и понимаете. Что он совершенно равнодушен к мелодиям. Близкий друг Лэрри входит в палату, но Лэрри даже не узнает его, потому что левому полушарию трудно распознавать лица.

  Спросите у Лэрри, снится ли ему что- либо, и вы услышите в ответ, что ничего подобного не происходило. Если же ему все же что- то снится, то его сны обязательно будут описывать что- либо из происходившего в недавнем прошлом.

А второй пациент? Все это время он сидел на стуле и наблюдал за вами. Вы сразу замечаете, что у него работают только левая нога, потому что другая половина тела парализована. Потом вы замечаете, что он очень печален. Пытаясь пообщаться с ним, вы улыбаетесь и говорите, что он выглядит лучше. Хотя он не может говорить, но вы надеетесь, что он понимает вашу речь. Его жена входит в палату, и он сразу узнает ее. Простые слова утешения и выражения любви немного утешают Рика. Жена Рика принесла с собой  небольшой магнитофон, она включает его, и Рик наслаждается музыкой. Когда песня  заканчивается, Рик, не имеющий возможности произнести свое имя и выразить словами свои чувства, всех шокирует тем, что начинает петь гимн, который он выучил в раннем детстве. Вы благодарите его за то, что он смог петь гимн так, что вы понимали его слова, и просите его спеть что- нибудь еще. Но правое  полушарие Рика помнит только  простые лирические произведения, которые он выучил в раннем детстве. И еще он может бормотать простую молитву, которую выучил, когда был совсем ребенком.

 Для того чтобы развлечь Рика, вы приносите ему составную картинку- головоломку, и он без труда правильно складывает ее. Когда же вы вывозите его на инвалидной коляске в коридор, вы понимаете, что он прекрасно ориентируется и понимает, где находится его палата и где находится он сам.

 Рик никогда не сможет самостоятельно читать или решать математические задачи, но ему нравится слушать стихи. А исследователь снов свидетельствует, что ночью у Рика были зарегистрированы БДГ , а это говорит о том, что ему наверняка что- то снится. »

Почти наглядно нам удалось увидеть, как меняется поведение человека, если перестает функционировать одно из полушарий. И так же, здесь можно увидеть как тесно связаны работы обоих полушарий, и что по отдельности они существовать могут, но для полноценного функционирования мыслей, пространства, понимания всего, что происходит нужна работа непосредственно правого и левого полушария головного мозга. 

 

  1. Творческое мышление.

Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет.

Наиболее существенное преимущество традиционного интеллектуального поиска, по сравнению с творческим, состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:

1.Проблема или задача  в принципе имеет единственно  правильное решение или чётко  ограниченный круг верных решений.

2.Известен алгоритм решения  данной задачи.

3. Имеются полные и  верные исходные данные для  её решения.

Таким образом, при традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется неверен. В качестве примера можно привести решение математических или физических задач.                        В творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведёт к некорректности общего результата. При творческом мышлении для нас важно не столько то, насколько верны те или иные элементы информации, сколько то, насколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом ракурсе, разглядеть возможные способы её решения. Итак, если мышление - это интегратор интеллекта, то творческое мышление, основанное на единстве ассоциативных процессов, являясь обобщенным и высшим свойством мышления, является инструментом этой интеграции, средством систематизации и взаимовключения психических функций друг в друга. Это подчеркивает адаптивную природу творческого мышления - оно является необходимым условием полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека.

 Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Обратимся к некоторым простейшим примерам задач творческого типа:

Задача 1. Как с помощью специальных лучей уничтожить опухоль, расположенную в глубине организма, не повредив при этом его здоровых тканей? Известно, что для удаления этой опухоли необходима такая концентрация лучей в месте ее расположения, которая опасна для здоровых тканей. В месте локализации опухоли необходимо создать нужную концентрацию лучей, не повредив при этом окружающих тканей организма, причем иного доступа к опухоли, чем через другие ткани организма, нет.

Задача 2. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?

Задача 3. Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая от бумаги ручки или карандаша, перечеркнуть расположенные квадратом девять точек?

           

 

Все эти задачи имеют одну и ту же особенность, характеризующую творческое мышление, а именно — необходимость применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. В задаче 1, например, нужно догадаться, что нет необходимости направлять лучи в сторону опухоли из одного источника. В задаче 2 необходимо отойти от привычных попыток искать ее решение в плоскости и обратиться к пространственным представлениям. В задаче 3 также нужно допустить возможность выхода прямых линий за пределы части плоскости, ограниченной девятью точками. Это значит, что во всех трех случаях, проанализировав условия задачи, необходимо направить мысль необычным путем, т.е. применить по-настоящему творческий способ решения. (На рисунке показаны пути решения каждой из этих задач.)

В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.

1.  Если в прошлом  определенный способ решения  человеком некоторых задач оказался  достаточно успешным, то это обстоятельство  побуждает его и в дальнейшем  придерживаться данного способа  решения. При встрече с новой  задачей человек стремится применить  его в первую очередь.

2.  Чем больше усилий  было потрачено на то, чтобы  найти и применить на практике  новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к  нему в будущем. Психологические  затраты на обнаружение некоторого  нового способа решения пропорциональны  стремлению использовать его  как можно чаще на практике.

3. Возникновение стереотипа  мышления, который в силу указанных  выше условий мешает человеку  отказаться от прежнего и искать  новый, более подходящий путь  решения задачи. Один из способов  преодоления такого сложившегося  стереотипа состоит в том, чтобы  на некоторое время вообще  прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней  с твердой установкой пробовать  для поиска решения только  новые пути.

4.   Интеллектуальные  способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и  боязнь очередной неудачи начинает  автоматически возникать при  встрече с новой задачей. Она  порождает защитные реакции, которые  мешают творческому мышлению, обычно  связанному с риском для собственного  «Я». В итоге человек теряет  веру в себя, у него накапливаются  отрицательные эмоции, которые мешают  ему думать. Чувство успеха для  усиления интеллектуальных потенций  людей столь же необходимо, как  и ощущение правильности какого-либо  движения для его усвоения.

5.  Максимум эффективности  в решении интеллектуальных задач  достигается при оптимальной  мотивации и соответствующем  уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека  сугубо индивидуален.

6. Чем больше знаний  имеет человек, тем разнообразнее  будут его подходы к решению  творческих задач. Однако соответствующие  знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью  ориентировать мышление на различные  подходы к решению.

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

Но, как уже известно, не все люди проявляют творческие способности, и ученые ГЛиндсей, К.Халл и Р.Томпсон нашли ответ на вопрос, почему же не все люди творчески одаренные? И свое мнение они записали в книге и назвали : «Мозговой штурм»

«Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название мозгового штурма .

Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы свободно ассоциировать на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

Творческое мышление в группе основывается на следующих психологических принципах (Осборн, 1957).

1. Групповая ситуация  стимулирует процессы выработки  новых идей, что является примером  своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек  средних способностей может придумать  почти вдвое больше решений, когда  он работает в группе, чем когда  он работает один. В группе  он находится под воздействием  многих различных решений, мысль  одного человека может стимулировать  другого и т. д. Вместе с тем  эксперименты показывают, что наилучшие  результаты дает оптимальное  чередование периодов индивидуального  и группового мышления.

Информация о работе Творческое мышление