Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 08:33, реферат
К понятию «способности» мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди, поставленные в одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разных успехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.
Существует множество определений термина «способности», но если принять их все во внимание и представить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.
Наиболее широкое и старое толкование этого термина из имеющихся определений и подходов: Способности- совокупность всевозможных психических процессов и состояний, свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологии уже практически не пользуются.
Со второй точки зрения под способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.
Третий подход основан на том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.
Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям.
Так же стоит заметить, что успешность выполнения деятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетаний их, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3.
2. Природа умственных способностей…………………………………………………………………………4.
3. Развитие умственных способностей………………………………………………………………………..9.
4. Умственные способности и возраст………………………………………………………………………..12.
5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………19.
6. Список используемой литературы…………………………………………………………………………..
Содержание.
Введение.
К понятию «способности»
мы обращаемся, когда пытаемся объяснить
и понять то, почему разные люди, поставленные
в одинаковые или почти одинаковые
условия, достигают разных успехов.
Также это понятие
Существует множество
определений термина «
Наиболее широкое и
старое толкование этого термина
из имеющихся определений и
Со второй точки зрения под способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.
Третий подход основан на том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.
Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям.
Так же стоит заметить, что
успешность выполнения деятельности зависит
не от какой-то одной способности, а
от различных сочетаний их, причем
это сочетание может
1. Природа умственных способностей
Природа человеческих способностей
вызывает достаточно бурные споры среди
ученых даже сегодня. Одни считают, что
способности биологически обусловлены
и их проявление целиком зависит
от унаследованных характеристик. Обучение
и воспитание может лишь изменять
скорость их появления, так или иначе
они всегда проявятся. Другие же утверждают,
что особенности психики
Вопросы об относительной
роли наследственности и среды, о
соотношении созревания и психического
развития, о движущих силах психического
развития неоднократно освещались - с
позиций диалектического
Изучение способностей - важный раздел дифференциальной психологии. Несомненно, что существуют значительные индивидуальные различия между людьми, как по уровню, так и по своеобразию общих способностей.
Вместе с тем общие способности
(интеллект, общая одаренность) свойственны
каждому психически полноценному человеку.
Дифференциальный аспект проблемы способностей
и аспект общепсихологический
При подходе к различиям по способностям важно учитывать возможности человеческие вообще (А.Н. Леонтьев) Применительно к детским способностям таким необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном», «почвой» являются возрастные особенности, характеризующие общие для всех детей этапы развития.
В трудах Б.М. Теплова было выдвинуто
две идеи. Первая о том, что способности
существуют только в движении, в
развитии. Если способности вообще
не могут быть величиной неизменной,
раз и навсегда данной, то тем
более нет оснований
Необходимость изучения целостной структуры возможностей человека в их возрастном развитии многосторонне обоснована Б.Г. Ананьевым.
Сторонник изучения наиболее
общих способностей, Р. Кеттел, разработал
концепцию, являющуюся как бы промежуточной
между взглядами на интеллект
как на единую общую способность
и представлениями о
На гораздо более высоком теоретическом уровне рассматривается проблема общих способностей в советской психологии. В формулировании марксистских, диалектико-материалистических принципов подхода к этой проблеме важную роль сыграли труды С.Л. Рубинштейна (в них раскрыта принципиальная сторона таких вопросов, как значение деятельности для формирования общих способностей, взаимосвязь общего и специального в. способностях; соотношение внешних и внутренних условий развития одаренности и других).
Подходя к вопросу о роли возрастных факторов в развитии способностей, следует иметь в виду, что особенности определенного возраста отнюдь не представляют собой ничего неизменного, лишь повторяющегося испокон веков, сами возрастные особенности и динамика их развития в очень большой степени зависят от общественно-исторических условий (Д.Б. Эльконин).
Вопросы теории возраста еще не получили достаточного освещения и во многом являются дискуссионными (важный вклад в их разработку вносят труды Б.Г. Ананьева).
Способностей существует
довольно много. Известны попытки их
классификации. В большинстве этих
классификаций способности
У человека же, кроме биологически-
Способности взаимодействуют друг с другом, оказывают друг на друга влияние, тем самым совместно определяя успешную деятельность человека.
Психологическая природа умственных способностей человека.
Различия в интеллектуальном развитии индивидов связываются с общей моделью развития интеллекта и, как правило, эти различия интерпретируются с помощью понятия «общие умственные способности». К общим, или базовым, умственным способностям традиционно психологи относят наиболее фундаментальные психические свойства человека, лежащие в основе любого вида умственной деятельности. Проблемой способностей основательно занимались такие выдающиеся отечественные психологи, как Б.Г.Ананьев (1968), В.Н.Мясищев (1962), С.Л.Рубинштейн (1960), А.Н.Леонтьев (1960, 1972), Б.М.Теплов (1961, 1972), Н.С.Лейтес (1974), В.А.Крутецкий (1972), Э.А.Голубева (1989, 1993) и др.
Овладение человеком внешним миром, его присвоение есть процесс, в результате которого "воплощенные во внешней форме высшие человеческие способности становятся внутренним достоянием его личности, его способностями". [2]
А.Н.Леонтьевым (1960) был поставлен
вопрос о специфичности задатков
по отношению к человеческим способностям,
соответствующим исторически
Другую позицию в этом
вопросе занимают Б.М. Теплов (1985) и
В.А. Крутецкий (1968, 1972). Они утверждают,
что не все, но, во всяком случае, специальные
виды способностей (например, в области
математики или музыки), имеют некоторые
специфические для них задатки.
В качестве доказательства наличия
специфических задатков авторами приводятся
факты существования
Если в отношении задатков
имеются разные точки зрения, то,
что касается способностей, общепринятым
является положение о том, что
их детерминация обусловлена внешними
причинами и, прежде всего, соответствующими
видами деятельности. А поскольку
все виды деятельности имеют социально-историческое
происхождение, то детерминация способностей
также рассматривается
Традиционно в психологии
разделяют общие и специальные
способности. Общие способности
обеспечивают легкость, быстроту и
продуктивность в овладении знаниями
и в осуществлении различных
видов деятельности. В отличие
от общих специальные способности
помогают достичь высших результатов
в какой-либо специальной области
деятельности (музыкальной, организаторской,
педагогической и т.д.). Но следует
сказать, что разделение способностей
на общие и специальные
Умственные способности
проявляются в усвоении и применении
различных систем знаний, а развитие
ума (способностей) неразрывно связано
с всесторонним и специальным
ростом знаний. Конкретный интеллект
связан с уровнями развития культуры
в различные эпохи
2. Развитие умственных способностей
Для многих человеческих способностей
развитие начинается с рождением
человека, и, если человек продолжает
заниматься теми видами деятельности,
в которых соответствующие
В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. Все процессы на этих этапах могут протекать параллельно, в той или иной степени влияя друг на друга и накладываясь. Можно выделить следующие процессы: подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей; становление задатков небиологического плана; достижение соответствующего уровня нужной способности.
Каждый человек в своем
развитии испытывает периоды повышенной
чувствительности к тем или иным
воздействиям, освоению того или иного
вида деятельности. Существует понятие
«возрастной чувствительности», т.е.
особой повышенной отзывчивости на окружающее,
которая по-своему характеризует
каждый возраст. Неоднородность этой возрастной
чувствительности, изменения её уровня
означает, что каждый период жизни
имеет свои специфические внутренние
условия для развития и что
с возрастом эту
Умственное развитие не менее важно, чем физическое и духовное. Ежедневная тренировка мозга открывает перед нами новые грани этого мира и новые интересные возможности. Известно, что человек использует потенциал мозга лишь в малой степени (по разным данным, эта цифра лежит в диапазоне 3−10%). Только представьте себе, как преобразилась бы жизнь, если бы люди научились задействовать мозг хотя бы наполовину.