Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 08:33, реферат
К понятию «способности» мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди, поставленные в одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разных успехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.
Существует множество определений термина «способности», но если принять их все во внимание и представить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.
Наиболее широкое и старое толкование этого термина из имеющихся определений и подходов: Способности- совокупность всевозможных психических процессов и состояний, свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологии уже практически не пользуются.
Со второй точки зрения под способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.
Третий подход основан на том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.
Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям.
Так же стоит заметить, что успешность выполнения деятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетаний их, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3.
2. Природа умственных способностей…………………………………………………………………………4.
3. Развитие умственных способностей………………………………………………………………………..9.
4. Умственные способности и возраст………………………………………………………………………..12.
5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………19.
6. Список используемой литературы…………………………………………………………………………..
Итак, 12 упражнений для тренировки умственных способностей:
Считается, что при добровольных
физических нагрузках у человека
лучше развивается мозг. Ученые из
Института биологических
2. Эффект левой руки.
Пробуйте делать что-нибудь левой рукой (если вы правша, и наоборот, если левша) — писать, чистить зубы, держать вилку и т.д. Таким образом вы сможете задействовать новые участки мозга. Учеными доказано, что эффект левой руки всерьез улучшает пространственное воображение и активизирует творческие способности.
3. Вопрос «Почему?»
Наш мозг предрасположен к любопытству. Позвольте и себе быть любопытным. Лучший способ развивать любопытство — все время задавать вопрос «Почему?». Пусть это будет новой привычкой (по крайней мере, 10 раз в день). Вы будете поражены тем, сколько возможностей откроется перед вами в жизни и работе.
4. Смех.
Смех положительно влияет на здоровье в целом и на мозг в частности. В течение этого процесса вырабатываются эндорфины, которые улучшают работу всех систем организма, а также настраивают мозг на продуктивную работу.
5. Рыбно-ореховая диета.
Жиры, которые содержатся в грецких орехах и рыбе, долгое время считались полезными только для сердца. Но недавнее исследование установило, что они полезны и для мозга. Происходит не только улучшение системы циркуляции воздуха, которая поставляет кислород к голове, но и улучшается функция мембран клеток. Вот почему люди, которые потребляют много рыбы, менее подвержены депрессии, слабоумию, даже нарушению внимания. Рекомендуется употреблять, по крайней мере, 400 грамм рыбы и 400 грамм грецких орехов в неделю.
6. Разгадка загадки.
Кроссворды, головоломки, паззлы, логические загадки. Все это — очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, помните: вы тренируете свой мозг.
7. Эффект Моцарта.
Около 10 лет назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа. В прошлом году Рошер сообщил, что для крыс соната Моцарта является стимулятором деятельности трех генов, связанных с клетками, передающих сигналы в мозг. Это самый гармоничный способ улучшить ваши умственные способности. Но прежде, чем вы возьмете компакт-диски, примите к сведению, что не каждый, кто стремится к эффекту Моцарта, получает его. К тому же даже его сторонники склоняются к тому, что музыка повышает способности мозга потому, что заставляет слушателей чувствовать себя лучше. Происходит одновременно и расслабление, и стимулирование организма. Подробнее о положительном воздействии музыки на организм можно почитать здесь.
8. Игры.
Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Это могут быть карты, компьютерные или настольные игры. Не имеет значение, во что вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга, научит ваш мозг думать стратегически.
9. Сон с ручкой и бумагой.
Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20−30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью. Если появится какая-нибудь навязчивая мысль, то она не даст уснуть, пока вы ее не «перенаправите» на бумагу.
10. Пополнение словарного запаса.
Попробуйте каждый день узнавать значение
какого-нибудь нового слова (неважно, родной
это язык или иностранный). Есть большая
корреляция между вашим словарным
запасом и вашим уровнем
11. Ведение дневника.
Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Это могут быть как текущие события, так и ваши воспоминания или мечты. Найдите способы писать, чтобы вас могли читать остальные. Оптимальный способ — завести блог.
12. Общение.
Общайтесь больше с людьми, которые являются для вас авторитетом, которые вас вдохновляют и у которых есть чему научиться. Это даст вам серьезный стимул для развития умственных способностей.
3. Умственные способности на разных возрастных этапах.
Согласно теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 – 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.
Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружающей среды. Это позволяет прейти на новую стадию интеллектуального развития.
Стадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2- 4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Ребенок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения. Представления ребенкасинкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существенные и второстепенные признаки, не вскрыты правила, связывающие эти признаки. Отсюда своеобразие детских суждений на данной стадии развития. На вопрос: “Почему Солнце не падает?”, ребенок отвечает: “Потому что жарко, оно держится”- “Как?”- “Потому что оно желтое”. То есть ребенок объясняет причину явления, опираясь на синкретичность представлений о Солнце, и одним признаком, объясняя другой.
Стадия конкретных операций (7 - 11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Например, ребенок правильно может решить логическую задачу типа: «Миша выше Маши, Маша выше Коли. Кто выше всех?», если условия будет даны в конкретном варианте, а не отвлеченно.
Стадия формальных операций (11-15 лет). На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой - либо конкретной опоры, Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.
Умственные способности в дошкольном возрасте.
Умственное развитие дошкольника
– важнейшая составная часть
его общего психического развития,
подготовки к школе и ко всей будущей
жизни. Но и само умственное развитие
– сложный процесс: это формирование
познавательных интересов, накопление
разнообразных знаний и умений, овладение
речью.
«Ядром» умственного развития, его основным
содержанием является развитие умственных
способностей. Развитие умственных способностей
при этом достигается косвенным путем:
в процессе усвоения знаний. Именно в этом
и заключается смысл широкого распространенного
понятия «развивающее обучение».
Развивающее обучение – это направление
в теории и практике образования, ориентирующееся
на творческое развитие способностей
ребенка.[4].
Отечественные психологи
и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова,
Н.Н. Поддьяков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,
Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) разработали
принципы, содержание и методы умственного
воспитания детей дошкольного возраста,
позволяющие существенно
Развитие ребенка происходит во взаимодействии
его с окружающей предметно – пространственной
и социальной средой. Окружающая среда
есть средство, которое может оказать
большое влияние на ребенка. Не любая среда
в равной степени может способствовать
развитию. Чтобы среда стала развивающей,
ее нужно подготовить. Она должна содержать
разнообразные предметы, вызывающие интерес
и побуждающие их к спонтанной деятельности.
Среда должна отвечать потребностям развития
детей каждого возраста.
Ребенок, использующий разнообразные
средства познания, легко адаптируется
к изменениям среды, активно и адекватно
действует, обладает способами получения
жизненно необходимой информации и успешно
развивается как личность. Одним из эффективных
средств, обеспечивающих успешность познания,
является использование детьми моделей
и активное участие в процессе моделирования.
Умственные способности в среднем возраст.
В результате исследований возрастных изменений лонгитудинальным методом (длительное прослеживание возрастных изменений у одних и тех же людей) было обнаружено, что с возрастом несколько снижается когнитивная функция человека. Отдельные же умственные способности в среднем возрасте даже повышаются, в особенности у людей, имеющих высшее образование и продолжающих плодотворно трудиться и вести активную жизнь. В настоящее время многие исследователи выступают против утверждения, что интеллектуальное развитие человека достигает своего пика в юношестве. По их мнению, в течение всего среднего возраста продолжается развитие определенных способностей, в частности, связанных с их трудовой или повседневной деятельностью.
При применении тестов когнитивных навыков в процессе лонгитюдных исследований, нередко испытуемые в более позднем возрасте (50 лет) показывали более высокие результаты, чем те, которые у них были 30 лет назад. Так ученые в области естественных и гуманитарных наук достигают более высоких результатов не в молодые годы, а в работах 40-50-летнего или даже 70-летнего возраста.
Кроме лонгитюдных исследований, для
изучения данного вопроса широко
используется метод поперечных срезов,
при котором одновременно исследуются
разные группы лиц, объединяющие представителей
определенного возраста. Так Джон
Хорн и его коллеги представили
данные по ряду тестов, полученные этим
методом. В его исследовании обнаружилось,
что способности оценивать на
основании опыта, показатели словарного
запаса и общей осведомленности
оказались значительно выше у
людей старше 40 лет, чем у 20-30-летних.
С другой стороны, у людей, чей
возраст меньше 50, оценка по тестам
индуктивного мышления и пространственных
представлений была гораздо выше,
чем у более старших
Однако стоит учитывать, что
при использовании метода поперечных
срезов, представители различных
возрастных групп родились в разное
время, и у них разный жизненный
опыт. Образование, полученное более
старшими представителями, существенно
отличается от того, которое дается
в наши дни. В их период обучения
совершенствованию одних
Среди различных лонгитюдных
В обобщенных результатах индивидуальных изменений отмечается, что на всем протяжении взрослости от 45 до 60% участников исследования показывают устойчивые результаты. Некоторыми испытуемыми были продемонстрированы даже все более высокие результаты, даже при достижении ими 75-летнего возраста. Таких людей оказалось около 10-15%. У примерно 30% числа испытуемых результаты со временем ухудшились, во всяком случае, к моменту, когда их возраст достиг 60 лет.
Умственные способности взрослого человека.
Молодость является важным этапом в развитии умственных способностей человека: интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировозрения, достижение жизненных целей. [1].
Многочисленные исследования
показали, что в различные периоды
жизни человека наблюдается неравномерное
развитие его психических функций.
Так, наиболее высокая степень