Умственные способности и возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

К понятию «способности» мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди, поставленные в одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разных успехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.

Существует множество определений термина «способности», но если принять их все во внимание и представить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.

Наиболее широкое и старое толкование этого термина из имеющихся определений и подходов: Способности- совокупность всевозможных психических процессов и состояний, свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологии уже практически не пользуются.

Со второй точки зрения под способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.
Третий подход основан на том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.
Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям.
Так же стоит заметить, что успешность выполнения деятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетаний их, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3.
2. Природа умственных способностей…………………………………………………………………………4.
3. Развитие умственных способностей………………………………………………………………………..9.
4. Умственные способности и возраст………………………………………………………………………..12.
5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………19.
6. Список используемой литературы…………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

evc.docx

— 43.88 Кб (Скачать файл)

У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные  исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего  подъема научное творчество достигает  к 35-40 и 40 - 45 годам жизни. Средние  значения максимального выражения  творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35- 39 лет. В разных науках творческие способности достигают  своего наивысшего рассвета в разном возрасте. Для математики, физики, химии  до 30 -34 лет; для медицины, географии- 35 -39 лет; для многих фундаментальных  научных дисциплин, включая философию - это возраст 40 и 55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается  в возрасте 47 лет.    

 Выдающийся отечественный  психолог, Б.Г.Ананьев показал, что  интенсивность старения интеллектуальных  функций зависит от двух факторов: одаренности человека (внутреннего  фактора) и образования (внешнего  фактора). Становление интеллектуальной  деятельности человека происходит  до 35 летнего возраста. В период  от 26 до 35 лет повышается объединение  всех интеллектуальных функций  (анализа и синтеза, классификации,  абстрактности и конкретности  и других), тогда как в период  между 35 и 46 годами начинает  усиливаться жесткость связей  между ними. Это означает, что  наряду с ростом интеллектуальной  активности и продуктивности  в привычной профессиональной  деятельности, возможности освоения  новых областей знаний и навыков  затруднены. Отсюда вытекает необходимость  системы непрерывного образования  как условия высокой эффективности  интеллектуальных функций человека.

Период геронтогенеза (период старения) начинается согласно международной классификации с 60 лет у мужчин и 55 лет - у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. При этом, роль личности в сохранение индивидуальной организации и регуляции ее активности в период геронтогенеза усиливается. По данным исследований неравномерность и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например, выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида. Исследование динамики когнитивных способностей (вербальных и невербальных) у людей от 20 до 80 лет  показало, что умственные способности, такие как словарный запас и владение абстрактными понятиями, не снижаются до 60 летнего возраста и изменяются незначительно к 80 годам.    

 Имеются многочисленные  данные о сохранении высокой  жизнеспособности и работоспособности  человека не только в пожилом,  но и старческом возрасте. Целый  рад факторов играют здесь  существенную роль: уровень образования,  род занятий, зрелость личности. Особое значение имеет творческая  активность личности, которая способна  противодействовать процессам инволюции.

Включенность в профессиональную деятельность способствует сохранению именно ведущих для этой деятельности функций. Так, у ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая  эрудиция, у пожилых инженеров - пространственные и  комбинаторные  способности, у бухгалтеров - скорость арифметических действий, у водителей, моряков и летчиков до глубокой старости сохраняются острота зрения и величина поля зрения.

Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода  старения может зависеть и творческая активность человека. Американский психолог Ф.Гизе выделяет три типа старости: 1) старик - негативист, отрицающий у  себя какие - либо признаки старения; 2) старик - экстраверт, признающий наступление  старости, путем внешних признаков (выросли дети, появились новые  технологии, изменились взгляды, положение  в семье, изменился круг общения  и т.д.); 3)интровертированный тип - человек, для которого характерно острое переживание  процесса старения, он теряет интерес  к новому, погружается в свои воспоминания, живет прошлым, стремится к покою.    

 Не замечать процессов  старения трудно, главное личностное  переосмысление своих возможностей  и целей в жизни, которые  позволят сохранить продуктивность  в любой сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

В заключении нужно сказать, что с возрастом умственное развитие в большинстве своем повышается и что даже между людьми-ровесниками существуют большие индивидуальные различия. При этом умственное развитие не сводится только к объему знаний, которыми владеет человек.

Так же нужно отметить, что  Уровень умственного развития возрастает по мере взросления, и возрастные свойства, обусловливающие рост способностей и выступающие в соответствующие  годы с наибольшей силой, могут сохранять  свою особую роль далеко за пределами  данного периода. Однако возрастные особенности становления способностей не являются основными. Ведущая роль отводится внешним условиям.

Необходимо помнить о том, что  нельзя упускать из виду, что быстрый  темп развития отдельных детей может  указывать и на вероятность формирования незаурядных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Лейтес Н.С. Возрастные и топологические предпосылки развития способностей - М., 1970.
  2. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960.
  3. Немов Р.С. Психология//Кн.1: Общие основы психологии. - М., 2000.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-Т.II-М., 1989 (Способности: 122-147).
  5. Теплов Б.М. Способности и одаренность//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М., 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Умственные способности и возраст