Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 08:33, реферат
К понятию «способности» мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди, поставленные в одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разных успехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.
Существует множество определений термина «способности», но если принять их все во внимание и представить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.
Наиболее широкое и старое толкование этого термина из имеющихся определений и подходов: Способности- совокупность всевозможных психических процессов и состояний, свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологии уже практически не пользуются.
Со второй точки зрения под способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.
Третий подход основан на том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точное определение, которое принято сейчас и наиболее распространено.
Так в отечественной психологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям.
Так же стоит заметить, что успешность выполнения деятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетаний их, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3.
2. Природа умственных способностей…………………………………………………………………………4.
3. Развитие умственных способностей………………………………………………………………………..9.
4. Умственные способности и возраст………………………………………………………………………..12.
5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………19.
6. Список используемой литературы…………………………………………………………………………..
У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40 - 45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35- 39 лет. В разных науках творческие способности достигают своего наивысшего рассвета в разном возрасте. Для математики, физики, химии до 30 -34 лет; для медицины, географии- 35 -39 лет; для многих фундаментальных научных дисциплин, включая философию - это возраст 40 и 55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается в возрасте 47 лет.
Выдающийся отечественный
психолог, Б.Г.Ананьев показал, что
интенсивность старения
Период геронтогенеза (период старения) начинается согласно международной классификации с 60 лет у мужчин и 55 лет - у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. При этом, роль личности в сохранение индивидуальной организации и регуляции ее активности в период геронтогенеза усиливается. По данным исследований неравномерность и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например, выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида. Исследование динамики когнитивных способностей (вербальных и невербальных) у людей от 20 до 80 лет показало, что умственные способности, такие как словарный запас и владение абстрактными понятиями, не снижаются до 60 летнего возраста и изменяются незначительно к 80 годам.
Имеются многочисленные
данные о сохранении высокой
жизнеспособности и
Включенность в
Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода старения может зависеть и творческая активность человека. Американский психолог Ф.Гизе выделяет три типа старости: 1) старик - негативист, отрицающий у себя какие - либо признаки старения; 2) старик - экстраверт, признающий наступление старости, путем внешних признаков (выросли дети, появились новые технологии, изменились взгляды, положение в семье, изменился круг общения и т.д.); 3)интровертированный тип - человек, для которого характерно острое переживание процесса старения, он теряет интерес к новому, погружается в свои воспоминания, живет прошлым, стремится к покою.
Не замечать процессов
старения трудно, главное личностное
переосмысление своих
В заключении нужно сказать, что с возрастом умственное развитие в большинстве своем повышается и что даже между людьми-ровесниками существуют большие индивидуальные различия. При этом умственное развитие не сводится только к объему знаний, которыми владеет человек.
Так же нужно отметить, что
Уровень умственного развития возрастает
по мере взросления, и возрастные свойства,
обусловливающие рост способностей
и выступающие в
Необходимо помнить о том, что нельзя упускать из виду, что быстрый темп развития отдельных детей может указывать и на вероятность формирования незаурядных способностей.
Список используемой литературы.