Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:13, реферат
Цель данной работы заключается в изучении отдельных аспектов управления поведением в организациях как теоретически, так и практически, на примере конкретной организации.
Оптимальное использование человеческого потенциала позволяет организации функционировать более эффективно, делает ее более конкурентоспособной.
Введение 3
1. Теоретическая часть 6
1.1. Позиция руководителя в управлении, ее влияние на поведение 6
1.2. Временной поведенческий диапазон 7
1.3. Эмоциональный и рациональный способы поведения. Психологическая защита 9
1.4. Управление впечатлением 10
2. Практическая часть 12
3. Виды трудового поведения 16
Выводы 19
Список использованной литературы 21
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
(технический университет)»
УГС (код, наименование) 080000
Специальность (код, наименование) 080507.65, Менеджмент организации
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Менеджмента и маркетинга
Учебная дисциплина Ценообразование
Курс 4 Группа 6792
Реферат
Тема «Управление поведением в организации. Виды трудового поведения»
Студент Логинов Р.А.
Руководитель, Ерыгина А.В.
канд. экон. наук, доцент;
Санкт-Петербург
2013
Содержание
В самом широком смысле поведение это присущее всем живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Управление поведением представляет собой комплекс мер, направленных на поведение человека с целью увеличения эффективности этого поведения.
Наука о поведении находится на стыке нескольких гуманитарных научных дисциплин, таких как этология, психология, социология, антропология, этика и др.
Первые попытки научно объяснить поведение возникли в русле механистического детерминизма, где поведение трактовалось по типу взаимодействия физических тел.
Эволюционное учение в биологии позволило доказать целесообразность поведения живых существ и привело к разработке объективных методов исследования поведения.
Большое значение для изучения поведения имели положения, которые содержатся в трудах психофизиологов И.П. Павлова, И.М. Сеченова и В.М. Бехтерева, а также различных бихевиористских учениях.
Несмотря на многообразие точек зрения на проблему управления поведением, можно выделить две основные школы, которые стали предпосылкой для возникновения современных подходов управления поведением человека.
С одной стороны это школа «научного менеджмента», основателем которой является Ф. Тейлор, а с другой стороны, школа «человеческих отношений» создателем которой стал Э. Мэйо.
В системе Тейлора основной упор делается на внешние факторы, при этом сотрудники рассматриваются как «винтики» в большом механизме организации.
Сутью идей Э. Мейо является то, что сам производственный процесс и «чисто физические требования» к нему имеют относительно меньшее значение, чем «социальное» и «психологическое» положение рабочего в процессе производства.
Большинство имеющихся на данный момент
теорий поведения связано с развивающи
Цель данной работы заключается в изучении отдельных аспектов управления поведением в организациях как теоретически, так и практически, на примере конкретной организации.
Оптимальное использование человеческого
потенциала позволяет организации
функционировать более
На позицию руководителя в управлении влияет множество факторов. Среди них какие как характер руководителя, его жизненный опыт, личностные установки по отношению к себе и к другим людям.
Из основных аспектов отношения человека к себе и к своей роли в организации можно выделить четыре основные позиции, из комбинации которых складываются личностные установки поведения по отношению к себе и к другим людям. Эти позиции следующие:
«Я в порядке, вы в порядке» - те, кто придерживается такой позиции, уверены в себе, отзывчивы, поддерживают добрые отношения с окружающими, вызывают доверие, спокойны;
«Я в порядке, вы не в порядке» - те, кто придерживается такой позиции, имеют раздутое самомнение, выглядят надменными, подавляют других, преувеличивают свою роль;
«Я не в порядке, вы в порядке» - те, кто придерживается такой позиции, не уверены в себе, склонны к отступлению, неспособны взять на себя инициативу, поддаются стрессам;
«Я не в порядке, вы не в порядке» - те, кто придерживается такой позиции, недостаточно энергичны, склонны к подавленности, неспособны проявлять настойчивость, недостаточно творчески относятся к работе, служат источником отрицательных взаимоотношений в коллективе.
Формированию позитивной позиции руководителя мешает ряд факторов, которые необходимо учитывать в управленческой деятельности. Среди них:
В свою очередь, позиция руководителя влияет на принимаемые им решения и оказывает прямое воздействие на его отношения с подчиненными и на психологический климат, создающийся в организации.
Под временным поведенческим диапазоном понимается умение человека управлять своим временем и рационально его использовать. Количество времени в сутках одинаково для всех людей, однако некоторые успевают сделать в отпущенное время все что необходимо, а другие не успевают сделать даже самого необходимого.
Эффективность использования времени зависит от многих составляющих. Каждый человек может повысить свою эффективность, используя следующие основные элементы рационального управления временем:
Планирование предстоящих дел означает четкую формулировку целей и задач, критериев и сроков их достижения. Долгосрочное планирование может включать стратегические цели человека во временном диапазоне до пяти лет, среднесрочное планирование предполагает составление планов на год и краткосрочное – это текущие задачи, выполнение которых необходимо для достижения долгосрочных стратегических целей.
Не все поставленные цели и задачи имеют одинаковое значение. В соответствии с теорией, разработанной Парето 80% потраченного времени дают 20% результатов. Остальные 20% времени дают 80% результатов. Последовательное применение принципа Парето предполагает анализировать все задачи в соответствии с их долей в итоговом результате и распределение их по трем категориям:
Категория А – важнейшие задачи;
Категория В – важные задачи;
Категория С – менее важные и несущественные задачи.
Расстановка приоритетов подразумевает сознательное сосредоточение на делах и задачах категорий А и В, а так же делегирование (перепоручение) задач категории С. Делегирование задач всегда означает саморазгрузку и выигрыш времени для выполнения действительно важных задач.
Под «расхитителями времени» понимаются те незапланированные дела и задачи, которые возникают ежедневно. Часто они не имеют важного значения и отвлекают нас от выполнения действительно важных задач. Среди основных «расхитителей времени» можно назвать следующие:
Единственный способ борьбы с «расхитителями времени» заключается в четком выполнении принципов рациональной организации времени, сознательный контроль своего поведения.
Поведение человека может опираться как на разум, так и на эмоции. Для эмоционального поведения характерны экспрессивность, нелогичность, частое изменение направления. Рациональный способ поведения опирается на логику и целесообразность. Каждый из способов поведения имеет свои положительные и отрицательные стороны, дополняя друг-друга они обогащают жизнь человека.
Психологическая защита – это механизмы поведения, обусловленные врожденным потенциалом и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.
Психологическая защита срабатывает автоматически, снижая напряженность и улучшая самочувствие, но она не помогает решать стоящие перед личностью внешние проблемы. Однако имеется возможность влиять на эти механизмы, что позволяет увидеть препятствия и найти выход из трудной ситуации. Для этого необходимо осознать существующие механизмы защиты. Рассмотрим некоторые механизмы психологической защиты:
Механизм «забывания» - это вытеснение из сознания того, что вызывает душевный дискомфорт, в подсознание;
Механизм «отрицания»
Механизм «рационализации» - это попытки объяснения нерациональных поступков рациональными, логическими доводами;
Механизм «замещение» - это защита от нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой – «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое;
Механизм «регрессии». Человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют взрослые формы поведения. Появляющиеся детские формы демонстративны и призваны замаскировать, заменить, отодвинуть поведение, которое человек не хочет принять и осуществить.
Среди других механизмов психологической защиты можно выделить отчуждение, идентификацию, интеллектуализацию, компенсацию, сублимацию и т.д. Человек редко пользуется каким-либо одним механизмом психологической защиты, чаще всего они комбинируются в зависимости от ситуации и состояния человека.
Знание особенностей механизмов психологической защиты помогает оптимально организовать свой опыт, осознанно создавать новые стратегии и модифицировать старые, делать свое поведение более гибким и свободным.
В процессе своей деятельности человек, так или иначе, производит впечатление на людей, с которыми сталкивается в процессе своей деятельности. Произведенное впечатление может быть положительным или отрицательным, может помогать человеку или препятствовать достижению его целей.
Для того чтобы производимое впечатление помогало достижению намеченных целей необходимо прикладывать определенные направленные усилия для управления впечатлением, которое производит человек на окружающих.
Целенаправленное приложение усилий для произведения положительного впечатления на собеседника подразумевает знание всех компонентов, из которых складывается впечатление. Рассмотрим более подробно те составляющие, которые влияют на произведенное впечатление:
Внешний вид человека (одежда, аксессуары, макияж женщин). Чаще всего люди судят о человеке на основании первого впечатления, которое он производит в течение первых пяти-семи секунд, и первое что бросается в глаза – это внешний вид человека.
Жесты, мимика. Современные психологи утверждают, что в процессе общения невербальная составляющая занимает 65 – 75%, а вербальная всего 25 – 35%. Выражение лица человека, его поза, жесты, которые он использует, передают гораздо больше информации, чем то о чем человек говорит и на основании этой информации складывается отношение к нему со стороны его собеседника.
Речь человека. Важнейшим фактором воздействия на окружающих является ораторское искусство. Умение говорить точно, грамотно, выразительно, позволяет человеку не только выражать свои мысли, но и производить приятное впечатление на окружающих.
Поведение человека. Под поведением в данном случае подразумеваются действия (или бездействие) человека. Поведение может закрепить произведенное положительное впечатление, а может свести его на нет.
Таким образом, для того чтобы произвести положительное впечатление на собеседника необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Информация о работе Управление поведением в организации. Виды трудового поведения