Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 06:58, курсовая работа
В начале своего пути по России, практическая психология мистифицировалась, ей придавался, на мой взгляд, оттенок чуть ли не тайного знания, способного какими-то особенными способами проникать в глубины человеческой души и оказывать на нее темное или светлое воздействие. Психолог приравнивался к шаману или к эзотерику, магу, способным таинственными манипуляциями решить все проблемы и справиться с трудностями жизни. Психология казалась непознанной землей, на которой могло вырасти все, что угодно. И, возможно, потому она внушала такие разные чувства: от трепета и неограниченной веры в ее возможности до недоверия и объявления всех психологов сектантами и шарлатанами.
Сейчас, на мой взгляд, психология постепенно освобождается от своего мистического шлейфа и становится тем, чем призвана быть: областью познания и сферой услуг, она внушает доверие и открывает возможности использовать научные знания и методы в поисках более качественной жизни.
Постепенно и в школе психолог перестал быть необычной фигурой, модной, пикантной приправой к обучающему процессу, как еще несколько лет назад. Он стал тем, кем и должен быть: профессионалом, предоставляющим услуги в соответствии с запросами данной школы.
Введение 3
1 Основные требования к организации урока в школе 5
1.1 Общее понятие об уроке 5
1.2 Общие требования к современному уроку в школе 6
2 Психолог в школе 10
2.1 Психологические проблемы в школе 10
2.2 Деятельность психолога в школе 13
3 Разработка урока психологии для 10-го класса "Психологические процессы: ощущение и восприятие. 20
Список литературы 25
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский государственный университет
Факультет психологии
Урок психологии
Курсовая работа
по дисциплине «»
Выполнила студентка гр. 12211 _______________ Иванова Н.С.
Проверил доцент _______________ Щёголева Т.М.
Иркутск, 2012
Содержание
Психология, как помогающая профессия, уже давно сопровождает социальную жизнь во многих развитых странах. В России, после долгого перерыва в семьдесят лет, она снова стала не только предметом научного интереса, но и отдельно взятой сферой услуг, способной профессионально и целенаправленно осуществлять как диагностические, так и психотерапевтические функции. Долгое время работу психологов в школе, как могли, выполняли педагоги, врачи и администрация. Многих из них выручали интуиция, общечеловеческая мудрость, большое желание помочь. Поэтому ученики, чаще всего, не оставались без участия и поддержки. Но в школьной жизни всегда были и будут определенные проблемы и трудности, которые без профессионального психолога практически невозможно разрешить.
Психологической помощи, как услуге, не было места в советском авторитарном государстве. Идеология, считавшая человека не отдельно взятой персоной со своими правами, особенностями, взглядами на мир, а винтиком для определенных функций государства, не нуждалась в специалистах и опасалась их. Из всех методов, теорий и практических подходов, уже много лет применявшихся на Западе, в России осуществлялся лишь один: деятельностный подход, направленный на лечение трудом любых нарушений и дисфункций. Все что не исправлялось трудом, или не умещалось в идеологические рамки, объявлялось ленью, распущенностью или объектом психиатрического лечения.
Постепенно вопросы формирования личности человека, морали, нравственности и ценностных представлений стали самостоятельными и очень личными. И тогда психология как наука смогла продолжить изучать личность и ее проявления широко, не ограничиваясь рамками деятельностного подхода, а как сфера услуг стала помогать людям разбираться в собственных ценностях, решать вопросы их индивидуального, уникального бытия.
В начале своего пути по России, практическая психология мистифицировалась, ей придавался, на мой взгляд, оттенок чуть ли не тайного знания, способного какими-то особенными способами проникать в глубины человеческой души и оказывать на нее темное или светлое воздействие. Психолог приравнивался к шаману или к эзотерику, магу, способным таинственными манипуляциями решить все проблемы и справиться с трудностями жизни. Психология казалась непознанной землей, на которой могло вырасти все, что угодно. И, возможно, потому она внушала такие разные чувства: от трепета и неограниченной веры в ее возможности до недоверия и объявления всех психологов сектантами и шарлатанами.
Сейчас, на мой взгляд, психология постепенно освобождается от своего мистического шлейфа и становится тем, чем призвана быть: областью познания и сферой услуг, она внушает доверие и открывает возможности использовать научные знания и методы в поисках более качественной жизни.
Постепенно и в школе психолог перестал быть необычной фигурой, модной, пикантной приправой к обучающему процессу, как еще несколько лет назад. Он стал тем, кем и должен быть: профессионалом, предоставляющим услуги в соответствии с запросами данной школы.
Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.
При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основных ее чертах в настоящее время принята как в украинской школе, так и в школах других стран.
Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.
Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, позволяет: 1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени; 2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся; 3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности; 4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы; 5) формировать коллективистические отношения.
Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанного недостатка — задача первостепенной важности в условиях всеобщего среднего образования.
1) Дидактические требовании к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содер
- прогнозирование уровня
усвоения учащимися научных
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
2) Психологические требования к уроку.
Психологическая цепь урока:
- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- учет в целевой
установке урока
- предусмотрение отдельных
средств психолого-
Стиль урока:
1. Определение содержания
и структуры урока в
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем
и учащимися проблемно-
- учет контроля, анализа
и оценки деятельности
- соотношение побуждения
учащихся к деятельности (ком¬ментарии,
вызывающие положительные чувст
2. Особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт
(случаи проявления
- психологический климат па уроке (поддержание атмосферы толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.)
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер
для обеспечения условий
- планирование путей
восприятия учениками
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных
форм работы для актуализации
в памяти учащихся ранее
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
- определение уровня
сформированности знаний и умен
- опора на психологические
закономерности формирования
- планирование приемов
и форм работы, обеспечивающих
активность и
- руководство повышением
уровня понимания (от
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
- отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
- возможные группы
учащихся по уровню обучаемости
Учет возрастных особенностей учащихся:
- планирование урока
в соответствии с
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
3) Гигиенические требования к уроку:
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту школьника.
4) Требования к технике проведения урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;
- темп и ритм урока
должны быть оптимальными, действия
учителя и учащихся
- необходим полный
контакт во взаимодействии
- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
- учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Еще не так давно люди почти ничего не знали о психологии как науке. Считалось, что советский гражданин, а тем более ребенок, не имеет никаких внутренних проблем. Если у него что-то не получается, разладилась учеба, изменилось поведение, то это от лени, распущенности, плохого воспитания и отсутствия старания. Ребенок вместо того, чтобы получить помощь, подвергался оцениванию и критике. Надо ли говорить, насколько неэффективной была такая стратегия.