Урок психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

В начале своего пути по России, практическая психология мистифицировалась, ей придавался, на мой взгляд, оттенок чуть ли не тайного знания, способного какими-то особенными способами проникать в глубины человеческой души и оказывать на нее темное или светлое воздействие. Психолог приравнивался к шаману или к эзотерику, магу, способным таинственными манипуляциями решить все проблемы и справиться с трудностями жизни. Психология казалась непознанной землей, на которой могло вырасти все, что угодно. И, возможно, потому она внушала такие разные чувства: от трепета и неограниченной веры в ее возможности до недоверия и объявления всех психологов сектантами и шарлатанами.
Сейчас, на мой взгляд, психология постепенно освобождается от своего мистического шлейфа и становится тем, чем призвана быть: областью познания и сферой услуг, она внушает доверие и открывает возможности использовать научные знания и методы в поисках более качественной жизни.
Постепенно и в школе психолог перестал быть необычной фигурой, модной, пикантной приправой к обучающему процессу, как еще несколько лет назад. Он стал тем, кем и должен быть: профессионалом, предоставляющим услуги в соответствии с запросами данной школы.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные требования к организации урока в школе 5
1.1 Общее понятие об уроке 5
1.2 Общие требования к современному уроку в школе 6
2 Психолог в школе 10
2.1 Психологические проблемы в школе 10
2.2 Деятельность психолога в школе 13
3 Разработка урока психологии для 10-го класса "Психологические процессы: ощущение и восприятие. 20
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Иркутский государственный  университет

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок психологии

 

Курсовая  работа

по дисциплине «»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. 12211 _______________ Иванова Н.С.

Проверил доцент _______________ Щёголева Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012

Содержание

 

 

Введение

 

Психология, как помогающая профессия, уже давно сопровождает социальную жизнь во многих развитых странах. В России, после долгого перерыва в семьдесят лет, она снова стала не только предметом научного интереса, но и отдельно взятой сферой услуг, способной профессионально и целенаправленно осуществлять как диагностические, так и психотерапевтические функции. Долгое время работу психологов в школе, как могли, выполняли педагоги, врачи и администрация. Многих из них выручали интуиция, общечеловеческая мудрость, большое желание помочь. Поэтому ученики, чаще всего, не оставались без участия и поддержки. Но в школьной жизни всегда были и будут определенные проблемы и трудности, которые без профессионального психолога практически невозможно разрешить.

Психологической помощи, как услуге, не было места в советском  авторитарном государстве. Идеология, считавшая человека не отдельно взятой персоной со своими правами, особенностями, взглядами на мир, а винтиком для определенных функций государства, не нуждалась в специалистах и опасалась их. Из всех методов, теорий и практических подходов, уже много лет применявшихся на Западе, в России осуществлялся лишь один: деятельностный подход, направленный на лечение трудом любых нарушений и дисфункций. Все что не исправлялось трудом, или не умещалось в идеологические рамки, объявлялось ленью, распущенностью или объектом психиатрического лечения.

Постепенно вопросы  формирования личности человека, морали, нравственности и ценностных представлений стали самостоятельными и очень личными. И тогда психология как наука смогла продолжить изучать личность и ее проявления широко, не ограничиваясь рамками деятельностного подхода, а как сфера услуг стала помогать людям разбираться в собственных ценностях, решать вопросы их индивидуального, уникального бытия.

В начале своего пути по России, практическая психология мистифицировалась, ей придавался, на мой взгляд, оттенок чуть ли не тайного знания, способного какими-то особенными способами проникать в глубины человеческой души и оказывать на нее темное или светлое воздействие. Психолог приравнивался к шаману или к эзотерику, магу, способным таинственными манипуляциями решить все проблемы и справиться с трудностями жизни. Психология казалась непознанной землей, на которой могло вырасти все, что угодно. И, возможно, потому она внушала такие разные чувства: от трепета и неограниченной веры в ее возможности до недоверия и объявления всех психологов сектантами и шарлатанами.

Сейчас, на мой взгляд, психология постепенно освобождается  от своего мистического шлейфа и становится тем, чем призвана быть: областью познания и сферой услуг, она внушает доверие и открывает возможности использовать научные знания и методы в поисках более качественной жизни.

Постепенно и в школе  психолог перестал быть необычной фигурой, модной, пикантной приправой к  обучающему процессу, как еще несколько  лет назад. Он стал тем, кем и должен быть: профессионалом, предоставляющим услуги в соответствии с запросами данной школы.

 

 

1 Основные требования  к организации урока в школе

1.1 Общее  понятие об уроке

 

Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

При классно-урочной системе  учебная работа ведется по классам с постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основных ее чертах в настоящее время принята как в украинской школе, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, позволяет: 1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени; 2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся; 3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности; 4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы; 5) формировать коллективистические отношения.

Вместе с тем классно-урочной  системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанного недостатка — задача первостепенной важности в условиях всеобщего среднего образования.

1.2 Общие требования к современному уроку в школе

 

1) Дидактические требовании к современному уроку:

- четкое формулирование  образовательных задач в целом  и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня  усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных  методов, приемов и средств  обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия  на каждом этапе урока, выбор,  обеспечивающий познавательную  активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке  всех дидактических принципов;

- создание условий  успешного учения учащихся.

2) Психологические требования к уроку.

Психологическая цепь урока:

- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

- учет в целевой  установке урока психологической  задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

- предусмотрение отдельных  средств психолого-педагогического воздействия.

Стиль урока:

1. Определение содержания  и структуры урока в соответствии  с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки  на память учащихся и их  мышление;

- определение объема  воспроизводящей и творческой  деятельности учащихся;

- планирование усвоения  знаний в готовом виде (со слов  учителя, из учебника, пособия  и т.п.) и в процессе самостоятельного  поиска;

- выполнение учителем  и учащимися проблемно-эвристического  обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа  и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

- соотношение побуждения  учащихся к деятельности (ком¬ментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2. Особенности самоорганизации  учителя:

- подготовленность к  уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие  в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи проявления конфликтных  ситуаций);

- психологический климат па уроке (поддержание атмосферы толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.)

Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер  для обеспечения условий продуктивной  работы мышления и воображения  учащихся:

- планирование путей  восприятия учениками изучаемых  объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок  в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных  форм работы для актуализации  в памяти учащихся ранее усвоенных  знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

- определение уровня  сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

- опора на психологические  закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

- планирование приемов  и форм работы, обеспечивающих  активность и самостоятельность  мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением  уровня понимания (от описательного,  сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных  видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3. Закрепление результатов  работы:

- формирование навыков  путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

- отношение учащихся  к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

- возможные группы  учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

- планирование урока  в соответствии с индивидуальными  и возрастными особенностями учащихся;

- проведение урока  с учетом сильных и слабых  учеников;

- дифференцированный  подход к «сильным» и «слабым»  ученикам.

3) Гигиенические требования к уроку:

- температурный режим;

- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

- освещение;

- предупреждение утомления  и переутомления;

- чередование видов  деятельности;

- соблюдение правильной  рабочей позы учащегося;

- соответствие классной  мебели росту школьника.

4) Требования к технике проведения урока:

- урок должен быть  эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;

- темп и ритм урока  должны быть оптимальными, действия  учителя и учащихся завершенными;

- необходим полный  контакт во взаимодействии учителя  и учащихся на уроке, должны  соблюдаться педагогический такт;

- доминировать должна  атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

- оптимально сочетать  различные методы и приемы обучения;

- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

- учитель должен обеспечить  активное учение каждого школьника.

2 Психолог в школе

2.1 Психологические  проблемы в школе

Еще не так давно люди почти ничего не знали о психологии как науке. Считалось, что советский  гражданин, а тем более ребенок, не имеет никаких внутренних проблем. Если у него что-то не получается, разладилась учеба, изменилось поведение, то это от лени, распущенности, плохого воспитания и отсутствия старания. Ребенок вместо того, чтобы получить помощь, подвергался оцениванию и критике. Надо ли говорить, насколько неэффективной была такая стратегия.

Информация о работе Урок психологии