Урок психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

В начале своего пути по России, практическая психология мистифицировалась, ей придавался, на мой взгляд, оттенок чуть ли не тайного знания, способного какими-то особенными способами проникать в глубины человеческой души и оказывать на нее темное или светлое воздействие. Психолог приравнивался к шаману или к эзотерику, магу, способным таинственными манипуляциями решить все проблемы и справиться с трудностями жизни. Психология казалась непознанной землей, на которой могло вырасти все, что угодно. И, возможно, потому она внушала такие разные чувства: от трепета и неограниченной веры в ее возможности до недоверия и объявления всех психологов сектантами и шарлатанами.
Сейчас, на мой взгляд, психология постепенно освобождается от своего мистического шлейфа и становится тем, чем призвана быть: областью познания и сферой услуг, она внушает доверие и открывает возможности использовать научные знания и методы в поисках более качественной жизни.
Постепенно и в школе психолог перестал быть необычной фигурой, модной, пикантной приправой к обучающему процессу, как еще несколько лет назад. Он стал тем, кем и должен быть: профессионалом, предоставляющим услуги в соответствии с запросами данной школы.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные требования к организации урока в школе 5
1.1 Общее понятие об уроке 5
1.2 Общие требования к современному уроку в школе 6
2 Психолог в школе 10
2.1 Психологические проблемы в школе 10
2.2 Деятельность психолога в школе 13
3 Разработка урока психологии для 10-го класса "Психологические процессы: ощущение и восприятие. 20
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Как правило, у родителя, вовлеченного в жизнь собственного ребенка, немало вопросов к психологу, иногда возникает потребность что-то обсудить, пожаловаться или погордиться, спросить совета. Школьный психолог находится в неоценивающей позиции, обладает знанием возрастной психологии и ее составляющих, поэтому может быть очень полезен родителю. Чувствуя, что собственный ребенок и он сам небезразличен школе, родитель охотнее и свободнее выстраивает отношения с образовательной системой, сотрудничает с учителями. Школа также ощущает заинтересованность родителя, его поддержку и активное участие в учебной судьбе ребенка. Это позволяет педагогическому коллективу эффективно строить и осуществлять процесс обучения каждого конкретного ученика.

Уроки психологии, безусловно, будут отличаться от обычных занятий. Их совершенно бессмысленно проводить в привычном пассивном формате. Приемлемы игры для младшей и начала средней школы, тренинги и семинары для подростков и старшеклассников. Как уже говорилось, нежелательно, чтобы психолог вел уроки психологии и параллельно осуществлял психокоррекцию или психотерапию в одном и том же классе. Хотя иногда осуществить это невозможно из-за нехватки специалистов.

При проведении уроков психологии в таких форматах выставлять оценки совершенно недопустимо. Ведь цели и  методы этой работы направлены не на запоминание, а на саморазвитие, самоисследование, развитие рефлексии, разрешение возникающих трудностей и проблем. Поэтому и невозможно оперировать оценочными категориями. Персональная конфиденциальность урока должна быть сохранена, хотя психолог может отчитаться и по тематике, и по специфике работы в коллективе. Только в случае особой необходимости, можно поделиться с родителями ребенка или его классным руководителем своими выводами, предположениями или опасениями, но ни в коем случае не полученной в процессе занятий информацией. Учеников также важно на уроках, тренингах, группах предупреждать о необходимости соблюдения конфиденциальности, это групповое правило должно соблюдаться каждым участником тренинга.

Научная работа психолога в школе не только возможна, но и важна. Анализ, исследование, выявление закономерностей чаще всего осуществляется с помощью типовых или специально разработанных для определенной темы тестов. При научном тестировании также должны соблюдаться все правила общения с клиентом: объяснение целей и задач данных мероприятий, персональное информирование об их итогах в соответствии с желанием ученика. Научные детали не должны заслонять личность и уникальность каждого отдельного ребенка в процессе диалога с ним.

Участие в общешкольных проектах не менее важно для психолога, поскольку помогает лучше ориентироваться в школьной жизни, позволяет увидеть и детей, и учителей в другой, неучебной, обстановке, а также дает возможность самому предстать в новой роли. К тому же психолог может внести свежие идеи в привычный ход мероприятий, разнообразить их, дополнить чем-то своим.

Организация собственных  проектов. В некоторых школах психологи  имеют возможность осуществлять тематические выездные программы, направленные на решение разных психологических и общеобразовательных задач. Кто-то организует психологические выездные лагеря, кто-то проводит в своих школах недели психологии, устраивает специальные театральные постановки. При доверии и поддержке администрации, четко поставленной цели и продуманных задачах, при сформированной и сплоченной команде, такие мероприятия приносят не только много удовольствия участникам, но и много пользы, поскольку в процессе применяется творческий подход к решению очень сложных проблем.

Подводя итог, скажу, что работа психолога в школе может быть увлекательным и полезным занятием, при условии четко выстроенных взаимоотношений с администрацией и преподавательским составом, при осознании своего места в коллективе в качестве вспомогательной службы, при постоянном профессиональном и личностном росте и развитии.

Труд практического  психолога требует постоянного  повышения профессионального уровня: посещения семинаров и конференций, взаимообогащения специалистов, изучения новой литературы, личностного развития, участия в качестве клиента в различных тематических тренингах, группах, программах. Все это важно учитывать администрации школы, если она хочет иметь в своем штате хорошего профессионала, и не относиться к подобным мероприятиям как к незначительным или необязательным.

3 Разработка урока психологии для 10-го класса "Психологические процессы: ощущение и восприятие.

 

Цели урока:

- Образовательные. Формирование навыков совместной деятельности, социального прогнозирования для применения приобретенного опыта в повседневной жизни

- Развивающие. Развитие креативного, наглядно-образного мышления, умения работать в группе и команде, эмпатии и самосознания.

- Воспитательные. Воспитание мотивов труда, этических взглядов и положительного отношения к жизни во всех её проявлениях.

Задачи:

- Стимулировать процесс познания себя и окружающей действительности.

- Раскрыть способы формирования ощущений и образов окружающего мира у человека.

- Ознакомить с методами изучения ощущений.

- Определение преобладающего вида ощущения для каждого учащегося индивидуально.

Тип урока: Урок-тренинг.

Методы обучения: беседа, наблюдение, эксперимент, игротерапия, практическая часть (применение знаний на практике, обобщение и систематизация знаний, проверка усвоения информации по данной теме).

Формы обучения: работа в  команде, в группах.

Дидактическое обеспечение  урока: атрибуты для проведения игры «Определи», компьютеры, мультимедийный проектор, экран, диск с музыкой, наборы для выполнения проекта (листы, фломастеры, клей, ножницы, журналы). Презентации Power Point «Виды ощущений» (приложение 1), «Картинки - иллюзии» (приложение 2), электронный тест САН - приложение 3.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вступительное слово  учителя. Сегодня мы с продолжаем путешествие по Стране своего внутреннего  мира.

- Чем же наполнена  наша внутренняя страна? (Ответы  учащихся).

- И так мы отправляемся  в путешествие на станцию «Ощущения и восприятия».

2. Подготовка к усвоению  материала.

Упражнение  «Багажная полка»- физический разогрев.

- Давайте представим, что школа окончена, вы поступили  в ваш выбранный ВУЗ, все успешно и замечательно будет тогда, если Вы отправитесь на отдых в деревню, далеко-далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных уличных толп. Ехать туда вам придется на поезде. Представьте обстановку на вокзале - все суетятся, толкаются, ждут поезда. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что свободна от вещей только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? Какой формы? Ощутите её вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. При-го-то-ви-лись. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз. Поднимаем его вверх…Ощутите напряжение рук? Работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится подниматься на носочки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие и… сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться, опуститься на стул. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы. Повращайте кистями рук.

Упражнение  «Спагетти».

- Хорошо. Но дорога  дальняя. Неплохо бы подкрепиться. Представьте, что вы залили  кипятком лапшу быстрого приготовления,  почувствуйте аромат специй (кто какой аромат чувствует). Но это не просто лапша – это настоящие спаггети! Длинные тонкие макаронины лежат перед вами. Захватим кто вилкой, кто пальцами одну из них. Она висит свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спагетти вилкой. «Накрутите» их на вилку. Поймайте макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящей макарониной.

Хорошо бы попить чайку  с лимоном или кофе. Кто что выбирает? Какие ощущения, чай вкусный, сладкий с лимоном, горячий, по-домашнему заваренный, вкуснотище…

Рефлексия:Что  вы ощущаете, как настроение?

- Время пролетело.  Наша станция. Пора выходить, достаем  сумку, выходим на перрон и нужно идти в деревенский дом через лес. Заходим в лес и, что же мы там видим, слышим, ощущаем? (Ответы учащихся).

Наконец-то вы дошли до домика лесника. Вы пришли к домику, в котором вас должен ждать дедушка-лесник. Но между дощечками калитки вы обнаружили записку, в которой дедушка сообщил, что он на некоторое время уехал и вам следует обустроиться в доме. Делать нечего. Для начала неплохо было бы растопить печку. А для этого нужно напилить и наколоть дрова. Разбейтесь на пары…

Рефлексия: Ваше тело разогрелось, какие ощущения? Что вы чувствуете?

- Дедушка сообщил в  записке, что вы можете достать  из подпола банку с солеными огурчиками. Ход в подпол закрыт крышкой, а на крышке стоит большой и тяжелый сундук. Чтобы открыть люк, нужно сдвинуть сундук. Работаем в парах. Давайте попробуем, объединив усилия, все - таки убрать в сторону этот тяжелый сундук. Еще немного напряжения и – Ура!- люк освобожден. Вы сумели добраться до вожделенной банки с огурцами. «Откройте» её. А запах! Достаньте оттуда огурчик – руками! «Откусите». Очень хорошо! Замечательно «хрумкать» огурчиками в большом и светлом деревенском доме!

3. Погружение в практическую  часть - совместное творчество.

- Но, дедушка - старенький, и просит нас еще о помощи, обоняние у него уже ни то, что в молодости и просит вас, определить где - какая пряность и подписать.

Ведущий-педагог раздает  баночки (футляры из под фотопленки) практическое упражнение «Определи что в баночке» (авторское упражнение). Инструкция: необходимо определить, какой пищевой продукт находится в баночке. Для этого аккуратно поднесите к носу баночку и на расстоянии понюхайте запах и запишите ваше предположение, что находится в баночке. (Внимание! Специи использовать очень осторожно, это могу быть чай, корица, имбирь, ванилин, черный перец горошком, кофе, сушеный укроп и т. д. Важно знать об аллергических реакциях участников упражнения, поэтому перед началом упражнения необходимо спросить - «Есть ли у кого аллергические реакции на специи?)

- Зачитайте, пожалуйста, кто, что определил.

Рефлексия: Что напомнили  вам ароматы? Как настроение?

- А сейчас разделитесь по 4-5 человек, представитель от команды подходит к ведущему и вытягивает один из видов ощущений - Название проекта, который вы будете сейчас защищать.

- Вам необходимо в течение 10 минут, придумать название своей команде, девиз, создать проект в соответствии с выбранным вами видом ощущения. Приступили к работе.

Можно включить легким фоном  музыку.

4. Защита проектов (при защите проектов - показ слайдов презентации).

Рефлексия: Что получилось, что не получилось? Вы слаженно работали в группе? Вы довольны своим продуктом труда?

5. Завершение работы.

- А теперь дедушка  приготовил для вас сюрприз,  приглашает вас к экрану и посмотреть картинки (показ картинок иллюзий).

6. Закрепление - электронный тест САН.

7. Рефлексия урока.

1. Какие моменты нашего путешествия понравились больше всего? Почему?

2. Какое-нибудь из заданий оказалось трудным. Почему?

3. Чувствовали ли вы поддержку друг друга, работая в парах и группе?

4. Удавалось ли вовремя игры избегать проявления агрессии, конфликтов?

5. Возможно ли в жизни обходиться без ссор и оскорблений и воспринимать жизнь во всей её красе?

8. Ритуал прощания

- Спасибо за участие на уроке, все молодцы, проявили активность, выполняя правила тренинговых занятий. И в завершении я хочу познакомить вас со словами Виржинии Сатир, которая провозгласила Декларацию Самоценности: «Я – это Я! Мне принадлежат все мои ошибки, победы, поражения и успехи. Я принадлежу самому себе. Я - это Я! И это замечательно».

 

Список литературы

 

1. Как помочь ребенку адаптироваться в школе: Т. В. Костяк — Москва, Академия, 2008 г.- 112 с.

2. Основы психологической теории деятельности: Г. В. Суходольский — Санкт-Петербург, ЛКИ, 2008 г.- 168 с.

3. Профессиональная психологическая помощь подростку: Г. Навайтис — Москва, МПСИ, МОДЭК, 2007 г.- 216 с.

4. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга: Под редакией И. В. Дубровиной — Санкт-Петербург, Питер, 2009 г.- 400 с.

5. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: Практический курс. СПб., 2001.

6. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

7. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

9. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с.

10. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 320 с.

11. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

Информация о работе Урок психологии