Условия адаптации одаренного ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия необходимые для адаптации и развития одаренных детей.
Для достижения поставленной цели решались такие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме одаренных детей;
2. Рассмотреть понятие «одаренность», виды одаренности;
3. Раскрыть сущность понятия «дезадаптация».
4. Подобрать методики для выявления одаренности детей в общеобразовательной школе.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Детская одаренность - одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Одаренные дети – выделяются из среды своих сверстников, прежде всего высоким уровнем активности, любознательностью, повышенной сообразительностью. По мнению многих ученых к ним требуется особый подход.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, неграмотность родителей в данном вопросе, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

Вопросами одаренности занимались такие ученые как А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.Н.Подьяков, А.И.Доровская, Ю.З.Гильбух, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский Дети, выделяющиеся из общей массы своих сверстников своими талантами и дарованиями, всегда интересовали прогрессивных людей любого государства, как наилучшее наследие для развития и усиления своей родины. В истории нередки случаи, когда даже рабы, в определенный период, благодаря своим, более высоким, чем у окружающих, способностям и талантам становились важнейшими советниками правителей древних государств.

Если проследить историю человеческой цивилизации (или хотя бы историю средиземноморской европейской цивилизации), то нельзя не заметить один потрясающий воображение факт: гении и замечательные таланты очень часто, с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там - вспышками, группами. Одна такая вспышка произошла в "золотой век" Древних Афин - в век Перикла. У этого государственного деятеля одновременно собирались такие признанные во всем мире гении, как скульптор Фидий и создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон, Анаксагор, Зенон и Протагор. Почти все они были коренными гражданами Афин - города, который едва ли насчитывал 60 тысяч свободных граждан. Если учесть, что творчество музыкальных гениев Древних Афин не дошло до нашего времени; если учесть, что математики и техники, натуралисты и инженеры попросту не реализовывались, так как им, собственно, не в чем было реализовываться - не было еще ни математики, ни техники; а могли реализовываться полководцы, политики, ораторы, драматурги, философы, скульпторы - только на них был "социальный спрос", их поддерживало и жаждало общество, - если учесть еще и эти обстоятельства, то становится ясно, что существовавшие в эпоху Перикла гении, чьи имена дошли до нас, едва ли составляют пятую часть гениев потенциальных. Кроме того, очень важно проследить, что почти все они сформировались на месте, не приехав из других районов Греции. Но никакие данные генетики не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их народы.

Еще в те времена считалось, что весь секрет успешного развития одаренности - в среде, стимулирующей тот или иной вид дарования, творчества, деятельности. Все это люди из одной социальной прослойки, со стойкими традициями, подкрепленными социальной преемственностью. В общении, во взаимном влиянии друг на друга, а также благодаря тому, что их творчество нужно было не только узкому кругу ценителей, но и широким слоям свободного городского люда - все они смогли реализовать присущие им задатки.

Перенесемся в Италию XIII века. В плодороднейшей долине реки По происходят важные перемены. Флоренция, добившись отмены крепостного права, создала тем самым мощную прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись, архитектуру и музыку - ведь нельзя забывать, что люди проводят по много часов в храмах. В церкви этот городской люд волей-неволей сначала глядел, а затем и разглядывал скульптурные и художественные произведения. В XIV веке, во Флоренции, от 8 до 10 тысяч детей ходили в начальную школу, не менее тысячи - в среднюю, и от 500 до 600 юношей занимались в высших учебных заведениях.

Эпоха Возрождения - это эпоха массового устремления к культуре, знаниям, искусству. Это эпоха массового проса на грамотных, образованных людей. Во множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, создавали ту своеобразную атмосферу, ту циркуляцию идей, при которой начинается цепная реакция творчества, при которой неизбежно должны "вспыхивать" особо одаренные и целеустремленные гении и титаны. Любой флорентиец эпохи Возрождения мог бы написать незаурядную картину или сделать фреску.

Есть немало примеров, когда весьма малочисленная прослойка, имевшая возможности для развития и реализации дарований своих представителей, выделяла относительно много исключительно одаренных людей. Так произошло в Англии в XVI веке, в эпоху Елизаветы, когда быстро выделялось множество талантливейших людей. Так было во Франции в период энциклопедистов, Французской Революции и наполеоновских войн. Так было с дворянским периодом русской литературы XIX века. Так было с французской школой живописи конца того же XIX века, с передвижниками, с абрамцевской школой, с "Могучей кучкой" русских композиторов; так было с великой школой врачей, с геттингенской школой математиков.

В итоге напрашивается вывод: везде, где появлялись оптимальные условия или общественный спрос на тот или иной талант - обязательно этот спрос стимулировал появление непропорционально большого числа особо одаренных или даже гениальных людей. Примером этого могут являться Дж.Бруно, Н.Коперник, Л.Да-Винчи и другие.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Обучение, воспитание, адаптация юных талантов в обществе в настоящее время вызывает острый интерес во всем мире.

Несмотря на попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме и обеспечить координацию усилий по ее практическому решению, среди специалистов, как в зарубежной, так и в отечественной науке наблюдается огромный разброс мнений по вопросу выявления, развития, воспитания и адаптации в обществе одаренных детей.

Исходя из вышесказанного, была поставлена цель: выявить условия необходимые для адаптации и развития одаренных детей.

Объектом исследования является одаренный ребенок.

Предмет исследования – условия адаптации одаренного ребенка.

Для достижения поставленной цели решались такие задачи:

      1. Изучить научную литературу по проблеме одаренных детей;
  1. Рассмотреть понятие «одаренность», виды одаренности;
  1. Раскрыть сущность понятия «дезадаптация».
  2. Подобрать методики для выявления одаренности детей в                                    общеобразовательной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «одаренность». Виды одаренности.

Понятие "одаренность" претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия, как в России, так и за рубежом.

Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении.

Вопросы одаренности довольно-таки ярко нашли отражение в работах талантливого исследователя способностей Теплова Б.М.(39)

При установлении основных понятий учения об одаренности Б.М.Теплову наиболее удобно исходить из понятия способность. В понятии способность он заключает три признака. Во-первых, под способностями он понимает индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называет не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие способность Теплов Б.М. не сводит к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Теплов Б.М. понимал одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большого или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Он считал, что «нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности».

В отечественной психолого-педагогической литературе изучение проблем одаренности связано с именем Лейтеса Н.С.(27), который отмечал, что с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как «отдельные технические свойства, обуславливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности». Он является приверженцем того, что способности не могут «созреть» сами по себе, независимо от внешних воздействий. Для развития способностей требуется усвоение, а затем применение знаний и умений, выработанных в ходе общественно-исторической практики.

Важным моментом в изучении одаренности Лейтес Н.С. считает вопрос о соотношении способностей и склонностей, выделяя, у одаренных детей следующие склонности к умственным нагрузкам: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональную захваченность процессом познания; повышенную восприимчивость, стихийный характер приобретаемых знаний и т.д.

Темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует "возрастная одаренность". Яркие проявления возрастной одаренности - это базис, на котором могут вырасти выдающиеся способности.

Петровский А.Г.(33) рассматривает структуру одаренности, состоящую из «существенных важных способностей». Он выделяет несколько особенностей личности. Первая особенность личности, которая может быть выделена, - это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Выготский Л.С.(10) при рассмотрении повышенного уровня способностей исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Развивающим является только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития. Развитие должно осуществляться и с учетом наследственных предпосылок. Поэтому Выготский Л.С. рассматривает одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В приведенной характеристике просматривается деятельностная направленность одаренности. В деятельности дети заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов. Эти различия связаны, прежде всего, с их индивидуальными особенностями. В ходе жизни, в деятельности развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет очень важную роль в развитии творческих начал.

В. Штерн(49) дал следующую трактовку: "Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни". Это определение наиболее точно выражает смысл проблемы рассматриваемой в нашей работе об одаренности как прежде всего возможности адаптации к новым задачам, ситуациям, условиям жизни ребенка или взрослого.

В. Штерн добавлял: "Умственно одарен только тот, кто в состоянии легко приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях".

Определение одаренности как умственной предполагало включение в одаренность всей системы познавательных процессов, но в то же время отделяло одаренность от всех личностных характеристик человека, включая и волевые, и эмоциональные характеристики индивидуальности.

При раскрытии проблемы одаренности особую важность приобретает определение источников ее возникновения. Или одаренность - продукт самой природы, или закономерный результат воспитания.

На протяжении многих веков господствовали взгляды о сверхъестественном, божественном происхождении высоких способностей человека. Затем обозначились два блока факторов, каждый из которых до сих пор претендует на первенство: генетические и культурно-педагогические факторы.

В психолого-педагогической науке устойчивей оказалась теория взаимовлияния и взаимодействия биологических и социальных факторов. Главное заключается в том, что способности и их высшее проявление - одаренность являются производными природных и средовых (культурно-педагогических) факторов. И обе стороны этого взаимодействия одинаково целесообразны и важны.

В конце 50-х годов популярной становится среди исследователей когнитивная концепция, подчеркивающая активную роль ребенка как исследователя окружающего мира, активного субъекта познавательной деятельности.

В настоящее время под одаренностью понимается прежде всего высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении всей его жизни. В разных научных источниках подчеркивается многозначность термина «одаренность»:

1) качественно своеобразное  сочетание способностей, обеспечивающее  успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

2) общие способности  или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, условие и своеобразие его деятельности;

Информация о работе Условия адаптации одаренного ребенка