Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:42, курсовая работа
Цель: выявить условия необходимые для адаптации и развития одаренных детей.
Для достижения поставленной цели решались такие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме одаренных детей;
2. Рассмотреть понятие «одаренность», виды одаренности;
3. Раскрыть сущность понятия «дезадаптация».
4. Подобрать методики для выявления одаренности детей в общеобразовательной школе.
Принцип комплексного оценивания. Проведение обследования ребенка лишь в одном аспекте одаренности не позволит ее выявить. Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Необходимо изучить, кроме уровня развития интеллектуальных (см. Приложение №5), уровень развития творческих способностей, уровни психосоциального и физического развития, т.к. не все дети одарены во всех аспектах развития.
Принцип участия разных специалистов. В диагностическом обследовании должны принимать участие, как уже отмечено выше, кроме психологов педагоги, родители и дети (причем не только в качестве «подопытных).
Этими принципами, конечно, не исчерпывается весь набор требований, предъявляемых к профессионалам, но знание именно этих наиболее важно для родителей. Основное следствие антиинтеллектуалистских установок — стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться. Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формировании личности.
Методы выявления одаренности.
Основными методами являются наблюдение и эксперимент. Объект изучения – ребенок – так активен, что он сам себя выражает, и наблюдением очень много можно узнать о его индивидуальных стремлениях. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения в том и состоит, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
Существует «естественный» эксперимент, когда, например, на занятиях организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может не знать, что за ним специально наблюдают. И здесь можно вызвать и повторить интересующее явление. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.
Для составления психологической характеристики используются общепринятые правила:
-наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по крайней мере, в общих чертах, к какой именно стороне личности относится данное проявление;
-записываются только факты, и
если отдельные наблюдения
-необходимо также описывать и внешние условия, при которых данное проявление было замечено.
В настоящее время разработано немало методик по выявлению одаренности. К числу наиболее популярных относятся методики диагностики: интеллекта - А.Бине, Д.Векслер, Дж. Равенна; творческих способностей-Дж. Гилфорда, П.Торренса и многие другие. Психологические методики в большинстве своем направлены на выявление качественных сторон детской одаренности, в то время как педагогические методики выявляют количественные показатели одаренности. Но, одновременное использование указанных групп диагностических методик позволяет получить довольно точные сведения об уровне развития интеллектуальных, творческих способностей ребенка, о его мотивационно-потребностной сфере и других характеристиках. Соответственно, анализ заданий, применяемых в различных тестах одаренности детей, позволяет понять, какие качества оцениваются в том или ином тесте.
В данном параграфе рассмотрены основные требования, предъявляемые к выбору методов диагностики одаренности детей и принципы их проведения, а именно: преобладание комплексного подхода, большая ценность тренинговых методов, по отношению к разовым обследованиям, необходимость участия в диагностике специалистов из различных областей знаний, связанных с воспитанием и развитием детей, а также основные методы выявления одаренности.