Условия адаптации одаренного ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия необходимые для адаптации и развития одаренных детей.
Для достижения поставленной цели решались такие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме одаренных детей;
2. Рассмотреть понятие «одаренность», виды одаренности;
3. Раскрыть сущность понятия «дезадаптация».
4. Подобрать методики для выявления одаренности детей в общеобразовательной школе.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

3) умственный потенциал, или интеллект; целостная характеристика (индивидуальная) познавательных возможностей и способностей к учению;

4) совокупность задатков, природных данных, характеристика  степени выраженности и своеобразия  природных предпосылок способностей;

5) талантливость, наличие  внутренних условий для выдающихся  достижений и деятельности.

Дав определение «одаренности», и подведя некоторые итоги, перейдем к рассмотрению её видов.

Некоторые способности определяют успешность во многих видах деятельности. Это общие способности. Другие существенны только для отдельных видов деятельности. Их называют специальными. К ним относятся музыкальные, математические изобразительные, спортивные и др. Специальные способности во многом базируются на общих, а общие проявляются в специальных.

Общие способности принято подразделять на две большие группы - умственные (интеллектуальные) и художественные. Соответственно, можно выделить и виды одаренности.

В содержание умственной одаренности включается, с одной стороны, повышенная умственная активность, любознательность, желание решать разнообразные умственные задачи, приобретать новые знания, а с другой - сравнительно высокий (для данного возраста) уровень развития общих умственных способностей.

Второй вид общих способностей. Творческие способности  основаны на развитии воображения и характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.

Развитие познавательных и творческих способностей может не совпадать, и возможно преобладание либо общей интеллектуальной, либо творческой одаренности.

Также выделяют следующие виды одаренности.

Академическая одаренность

Проявляется в успешности обучения отдельным предметам и является более частой, избирательной.

Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения - в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость в других деятельностях, которые воспринимаются ими не так легко.

Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

Математическая одаренность

Психолог Крутецкий В.А. всесторонне изучал детей с этим видом одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компоненты:

1) получение математической информации. Способность к формализированному  восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры  задачи.

2) переработка математической информации. В нее входят:

а) способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики; способность мыслить математическими символами;

б) способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий;

в) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; способность мыслить свернутыми структурами;

г) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

д) стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;

е) способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

3) хранение математической информации  Математическая память - обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.

4) общий  синтетический компонент. Математическая  направленность ума.

Творческая одаренность

Этот вид одаренности выделен особо. До сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида, одаренности суть разногласий состоит в следующем.

Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, Матюшкин А.М настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности.

Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности идет дальше. В связи с этим следует упомянуть о взглядах Теплова Б.М., который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как таковой многосторонен», и, считая, что не о сосуществовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности.

Социальная одаренность

Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное, по сути, определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности. Выделяют такие структурные компоненты социальной одаренности как нравственные суждения, организаторские умения и многое другое.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими.

Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.

Социальная одаренность, отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего.

Лидерская одаренность.

Лидерскую одаренность можно рассматривать как одно из: проявлений социальной одаренности, более связанное с активным взаимодействием с другими людьми.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно выделить общие черты. Главным является то, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достичь поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации.

По определению, лидерские умения являются в основном межличностными и включают гибкость, открытость, организационные умения. Лидерство требует наличие таких личностных качеств как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие.

Практическая одаренность

Этот вид одаренности столь редко признается, что практически не рассматривается как одаренность вообще.

Ключевой особенностью практической одаренности является знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Скрытая одаренность

Есть немало детей, достоинства интеллекта которых долго остаются неузнанными. Иногда они кажутся самыми обычными, иногда их могут относить к числу детей с повышенными способностями, не замечая, однако, ростков того необыкновенного, а то и чрезвычайного, что им присуще.

Недооценка способностей таких детей во многом обусловлена весьма распространенным стереотипом представлений о том, как обнаруживает себя умственная одаренность. Согласно житейским и психологическим представлениям считается, что незаурядный по интеллекту ребенок должен легко и стремительно развиваться, обладать почти взрослой речью и обширным познанием в разных областях, быстрее других соображать, т.е. рано достигать успехов, которые приближают его к умным взрослым. О таких детях мечтают родители, или могут гордиться педагоги. И они встречаются и не так уж редко. Трудно не заметить такого ребенка, он как бы сам о себе заявляет. Известно, что значительную долю крупнейших ученых, писателей, общественных деятелей, составляют люди, чья одаренность в детские годы оставалась незамеченной.

Нечасто учителям выпадает возможность обучать детей с выдающимися способностями, но когда такое случается, то нередко оказывается, что талантом становится совсем не тот, на кого возлагались наибольшие надежды.

А.Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии по причине его недостаточного учебного рвения, в общем, и в частности к древним языкам. Более того, в Высшую политическую школу в Цюрихе его приняли как какого-нибудь троечника со второго раза. Можно гадать о том, считали ли учителя гимназии его недостаточно способным или только недостаточно усердным, но, судя по всему, они действительно не заметили у него каких-нибудь предвестий будущей гениальности.

Не только педагоги, но и родители зачастую могут недооценивать, не замечать признаки одаренности ребенка. Любящие родители склонны верить в особые умственные данные, превозносить способности собственного ребенка даже тогда, когда для этого нет оснований. Однако консультанты психологи сталкиваются с другим: родители ученика, которого не удается заставить хорошо учиться, готовы предполагать у него умственную отсталость и не замечают, не подозревают, что их ребенок наделен большими способностями.

Детей со скрытой, не явной, для их близких, одаренностью немало. Необычные по своему умственному потенциалу дети могут восприниматься как вполне заурядные или же отличаться в глазах взрослых лишь тем, что их труднее обучать и воспитывать. Их своеобразие не укладывается в некоторые привычные общественные представления о том, каким должен быть одаренный ребенок. Предвзятость оценки часто связана с преувеличенным значением, которая придается успешности обучения. Вместе с тем, как известно, учебные отметки во многом зависят от развитости устной и письменной речи ученика, от скорости его умственной работы, от готовности к послушанию и исполнительности, т.е. от особенностей, которые далеко не всегда дают верное представление о действительной силе интеллекта.

Показательны случаи, когда поразительным образом недооцениваются, игнорируются умственные возможности медлительных детей. У детей-«черепах» подлинная одаренность встречается, возможно, не реже, чем у быстрых – «антилоп», однако, именно у первых ее гораздо чаще не замечают взрослые. По мере того как дети вырастают, им становится, как правило, легче. Они находят способы преодолевать и компенсировать свою медлительность. Тогда обнаруживается, что медлительность имеет свои положительные стороны. С ней могут быть связаны большая прочность усвоения, основательность суждений и действий, углубленность понимания. Однако, для тех взрослых, кто поверхностно оценивает значение темпа занятий ученика, медлительность еще долго может маскировать его незаурядность.

Вместе с тем, одаренность в годы детства может быть не заметна для окружающих и по более глубоким причинам, связанным с ходом возрастного созревания, с изменениями направленности устремлений, с чертами гениальности ребенка.

Итак, мы выяснили, что вопросы одаренности детей интересовали развитую часть общества с древних времен.

Методы выявления одаренности и принципы проведения диагностических исследований

 

«Способность мыслить, творить - величайшие из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия - одаренных детей, и интеллектуально- творческий потенциал каждого ребенка».(39)

Понятие детская одаренность обычно ассоциируется в сознании человека с отбором по уровню умственных способностей. Среди проблем, волнующих родителей одаренных детей, — бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей на ранних этапах обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На знания, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания. Чтобы определиться с потенциалом ребенка, необходимо провести диагностику одаренности. В связи с чем, рассмотрим принципы и методы проведения диагностического исследования.

Обратим внимание на ряд важных, основополагающих идей — принципов организации диагностики.

Принцип долговременности. Психодиагностическое обследование, направленное на выявление уровня одаренности ребенка, должно быть долговременным. Если диагностическое обследование поступающих в специальное образовательное учреждение детей носит одномоментный (разовый) характер и на этом основании делается вывод об уровне одаренности ребенка, такое обследование не позволит надежно определить уровень одаренности ребенка. Диагностическое обследование, проводимое с целью отбора детей, разовым быть не может. Этого не позволяют сделать современный уровень теоретического и методического обеспечения этого процесса. Потому-то обследование обязательно должно быть долговременным.

Принцип использования тренинговых методов и заданий. Диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребенком серий специальных, стандартизированных задач. По результатам решения и производится оценка.

Тренинговые методики делаются обычно с другими целями — это, прежде всего, цели коррекции и развития. В процессе этого тренинга можно реализовать долговременную диагностику и тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие при разовых обследованиях и не позволяющие однозначно выявить степень одаренности ребенка. Например, впервые пришедший в новый коллектив ребенок находится во вполне естественном для него состоянии стресса (напряжения). Этот стресс, естественно, отразится на результатах тестирования, и отражение это будет далеко не всегда в пользу ребенка. Встреча с незнакомым взрослым (психологом, педагогом и др.) для ребенка — тоже стресс, который обязательно скажется на результатах обследования. А диагностические задания тренингового типа позволят избавиться от этих проблем. Ребенок, благодаря им, включенный в длительное обследование, может, постепенно избавившись от выше перечисленных стрессов, проявить свои истинные способности (см. Приложение №4).

Информация о работе Условия адаптации одаренного ребенка