Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 00:40, курсовая работа
Цель: Выявить наиболее эффективные формы, методы исследования стилей воспитания в семье, а также зависимости от них успеваемости ребенка в школе.
Задачи:
Определение основных используемых понятий: младший школьный возраст, успеваемость, стиль воспитания
Анализ литературы по вопросу стиля воспитания в семье и детско-родительских отношений
Ознакомиться с основными стилями воспитания
Подобрать методы исследования стилей воспитания в семье
ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………….……….....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………..…4
1.1 Особенности младшего школьного возраста……………………………...….4
1.2 Стили семейного воспитания……………………………………………..……6
1.3 Типы семейных взаимоотношений……………………………………….……8
1.4 Влияние стилей воспитания на успеваемость……………………………......10
2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………...15
2.1 «Мера заботы»………………………………………………………….….…..15
2.2 «Стратегии семейного воспитания»………………………………………..…17
2.3 «Опросник родительского отношения»……………………………...…….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………..…………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО
1.1 Особенности младшего школьного возраста……………………………...….4
1.2 Стили семейного воспитания……………………………………………..…
1.3 Типы семейных взаимоотношений…
1.4 Влияние стилей воспитания
на успеваемость……………………………......
2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………...15
2.1 «Мера заботы»………………………………………………………….
2.2 «Стратегии семейного
воспитания»………………………………………..…
2.3 «Опросник родительского отношения»……………………………...…….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а так же формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Так же существенно сказывается то, что сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. А в итоге это приводит к тому, что родители уделяют (или вообще не уделяют) меньше времени своему ребенку. Поэтому важно помочь родителям не занять агрессивной позиции, а суметь понять, принять и помочь в трудную минуту своему ребенку.
Важнейшей способностью современных родителей должна быть способность к рефлексии на возрастные и индивидуальные качества ребенка, готовность к осознанному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Как раз в наше время имеется немало возможностей продвинуться и обучаться в формировании собственного неповторимого стиля семейного воспитания [3].
В рамках данной работы особенности семейного воспитания, рассматривается как один из главных факторов, влияющих на развитие личности ребенка, в том числе и на качество успеваемости в школе
Проблеме выбора родителями стратегии поведения актуальна в наше время. Это связано с тем, что зачастую преобладает «деструктивный» тип родительского отношения к ребенку, который приводит его к бессознательному «программированию» на заведомую неудачу [2, 4].
Успеваемость ребенка в школе является одним из важных критериев оценки его как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношения в семье, где определяется эмоционально теплая атмосфера семейного воспитания, в которой родители с уважением относятся к личности ребенка, признавая его права, принимая его как личность - дают ребенку возможность успешно развиваться и быть успешным в учебе [23].
Объект: Успеваемость в обучении младшего школьника.
Предмет: Влияние стилей воспитания в семье на успеваемость в обучении младшего школьника.
Цель: Выявить наиболее эффективные формы, методы исследования стилей воспитания в семье, а также зависимости от них успеваемости ребенка в школе.
Задачи:
1.1 Особенности младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10–11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они "стараются", значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше "стараться". Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школьника зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности и начинает проявляться явно, в первые дни жизни ребенка, и в этом большую роль играют родители.
1.2 Стили семейного воспитания
Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Выделяют 5 традиционных стилей воспитания автор
Авторитарный стиль воспитания детей. Авторитарный стиль воспитания детей нередко называют диктаторским. При этом родители возлагают на ребенка слишком большие надежды, сами принимают все ключевые решения, не советуясь с ним, требуют неукоснительной дисциплины. В отношениях между членами таких семей недостаточно теплоты друг к другу.
Диктаторский стиль воспитания
детей не приемлет компромиссов. Родители,
которые придерживаются его, наиболее
ценят послушание. Они не обсуждают с ребенком
собственные правила, не обосновывают
требования и практически не демонстрируют
свою любовь к нему. В подобных отношениях
считаются нормой наказания, включая физические.
Свобода ребенка часто ограничивается,
присутствует жесткий контроль.
Либеральный стиль
воспитания детей. Либеральный стиль воспитания
детей характеризуется практически отсутствием
дисциплины. Придерживающиеся его родители
часто попустительствуют и не возлагают
на собственных детей особых надежд. В
таких семьях отсутствуют любые запреты
и ограничения. Родители часто безответственны,
безвольны и непоследовательны, дети не
считают нужным выполнять их распоряжения,
чем могут даже заслужить своеобразное
родительское поощрение.
Демократический стиль воспитания детей. Демократический стиль воспитания детей характеризуется теплыми и дружественными взаимоотношениями внутри семьи и регулярным общением между ее членами. В то же время родители требуют от детей, чтобы они придерживались определенной дисциплины, и возлагают на них реалистичные надежды. «Демократические» родители внимательны и заботливы, а в доме царит атмосфера любви и эмоциональной поддержки. Такие родители последовательны, в меру требовательны и справедливы. Они осознают возрастные возможности детей и предоставляют им ответственность и самостоятельность в соответствии с ними.
Хаотичный стиль воспитания детей. Хаотичный стиль воспитания детей характеризуется отсутствием единого подхода. У разных членов семьи присутствует собственное видение процесса воспитания ребенка, либо у одного из родителей, чаще матери, отсутствует выдержка и наблюдаются эмоциональные перепады.
Опекающий стиль воспитания
детей. Опекающий стиль воспитания детей
означает родительскую гиперопеку. Дети
вырастают с гипертрофированным чувством
собственной значимости и неуверенности
в собственных силах одновременно. Наиболее
активные из них становятся возбудимыми
и агрессивными, часто скрытными, имеют
неустойчивую психику.
Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.
Родительское отношение определяет стиль поведения родителя с ребенком, и как следствие определяет отношение ребенка к родителю и их взаимоотношения друг с другом.
1.3 Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности [21].
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях, так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом [25]
1.4
Успеваемость — степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности
Успеваемость в школе является значительным критерием оценки ребенка как персоны со стороны сверстников и родителей. Отношение к себе как к ученику обусловливается семейными ценностями, традициями. У ребенка на первостепенно выходят те качества, которые главным образом волнуют его родителей - это поддержание авторитета (дома часто задаются вопросы: «Кто еще заработал пятерку?»), повиновение («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького ученика смещаются упоры, когда родителей заботят не учебные, а повседневные обстоятельства в его школьной жизни («Что вам сегодня давали на обед?», «А в вашем классе не дует из окон?»), или наоборот, мало что их беспокоит. Зачастую школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Весьма безразличный вопрос: «Что у вас было сегодня в школе?» все равно приведет к надлежащему ответу: «Ничего необычного», «У меня все хорошо» [2, 6,19].
Информация о работе Успеваемость в обучении младшего школьника