Успеваемость в обучении младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить наиболее эффективные формы, методы исследования стилей воспитания в семье, а также зависимости от них успеваемости ребенка в школе.
Задачи:
Определение основных используемых понятий: младший школьный возраст, успеваемость, стиль воспитания
Анализ литературы по вопросу стиля воспитания в семье и детско-родительских отношений
Ознакомиться с основными стилями воспитания
Подобрать методы исследования стилей воспитания в семье

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………….……….....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………..…4
1.1 Особенности младшего школьного возраста……………………………...….4
1.2 Стили семейного воспитания……………………………………………..……6
1.3 Типы семейных взаимоотношений……………………………………….……8
1.4 Влияние стилей воспитания на успеваемость……………………………......10
2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………...15
2.1 «Мера заботы»………………………………………………………….….…..15
2.2 «Стратегии семейного воспитания»………………………………………..…17
2.3 «Опросник родительского отношения»……………………………...…….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 55.13 Кб (Скачать файл)

 

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.Родители с тавим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

 

2.3 Опросник родительского отношения  
(А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал:

"Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает  индивидуальность ребенка, симпатизирует  ему. Родитель стремится проводить  много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель  воспринимает своего ребенка  плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не  добьется успеха в жизни из-за  низких способностей, небольшого  ума, дурных наклонностей. По большей  части родитель испытывает к  ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку  и не уважает его.

"Кооперация" - социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта шкала  раскрывается так: родитель заинтересован  в делах и планах ребенка, старается  во всем помочь ребенку, сочувствует  ему. Родитель высоко оценивает  интеллектуальные и творческие  способности ребенка, испытывает  чувство гордости за него. Он  поощряет инициативу и самостоятельность  ребенка, стирается быть с ним  на равных. Родитель доверяет  ребенку, старается встать на  его точку зрения и спорных  вопросах.

"Симбиоз" - шкала отражает  межличностную дистанцию в общении  с ребенком. При высоких баллах  по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим  биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция  описывается так - родитель ощущает  себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все  потребности ребенка, оградить его  от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребенка, ребенок ему  кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда  ребенок начинает автономизироваться  в силу обстоятельств, так как  по своей воле родитель не  предоставляет ребенку самостоятельности  никогда.

"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой  шкале и родительском отношении  данного родителя отчетливо просматривается  авторитаризм. Родитель требует  от ребенка безоговорочного послушания  и дисциплины. Он старается навязать  ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на  его точку зрения. За проявления  своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за  социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия  и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой  шкале в родительском отношении  данного родителя имеются стремления  инфантилизировать ребенка, приписать  ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим  по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется  не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему  ребенку, досадует на его неуспешность  и неумелость. В связи с этим  родитель старается оградить  ребенка от трудностей жизни  и строго контролировать его  действия.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 

  • отвержение, 
  • социальная желательность, 
  • симбиоз, 
  • гиперсоциализация, 
  • инфантилизация. 

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

1 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

"сырой балл"

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Процентильный ранг

31,01

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

"сырой балл"

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Процентильный ранг

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

99,36

100

100

"сырой балл"

27

28

29

30

31

32

 

 

 

 

 

 

Процентильный ранг

100

100

100

100

100

100

 

 

 

 
 

2 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93


3 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65


4 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76


5 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

100,0


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Специальная литература (книги)

  1. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. -- 12 с.
  2. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. - М.: Академический проект, 2011г. - 142с.
  3. Гарбузова В.И. Воспитание ребенка в семье. - М., 2010. -- 188 с.
  4. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 2011. -- 303 с.
  5. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб., 2009. -- 527 с.
  6. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 2009. -- 160 с.
  7. Лисина Н.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2009. -- 384 с.

Публикации в периодической печати

  1. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. - 2009. № 3. -- С. 67 - 77.
  2. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка// Мир психологии. - М., 2010. №1. -- С. 174 - 182.
  3. Емельянова М.Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни // Начальная школа плюс. - М., 2013. № 11. -- С. 32 - 36.
  4. Зиганов М.А. Родители и школа: как обеспечит качество образования и чувство комфорта // Народное образование. - 2012. №2. -- С. 128 - 133.
  5. Кочубей Б.Н., Новикова Е.В. Детские тревоги: в школе и дома // Семья и школа. - М.: Знание, 2009. №7. -- С. 46 - 51.
  6. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителей // Семейная психология и семейная терапия. - 2013. №7 -- С. 71 - 74.
  7. Лопатин А. Успешность школьника в учебе зависит и от семьи // Начальная школа. - 2012. №3. -- С. 67 - 74.
  8. Недвецкая М. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи // Начальная школа. - 2009. №1 -- С. 21 - 29.
  9. Холина З.Н. Родительский авторитет, воспитание в семье: Материал для родительского собрания // Начальная школа. - 2008. №5. -- С. 31 - 42.
  10. Чупров Л.Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сб. научных статей) / Отв. ред. С.П. Ултургашев. - Абакан: АГПИ, 2009. - С. 120 - 126.
  11. Шаповаленко И.В. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, и влияние на психическое развитие // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Академия, 2009. №3. -- С. 81 - 90.
  12. Шведовская А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование. - 2010. №1. -- С. 69 - 80.

Информация о работе Успеваемость в обучении младшего школьника