Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 00:40, курсовая работа
Цель: Выявить наиболее эффективные формы, методы исследования стилей воспитания в семье, а также зависимости от них успеваемости ребенка в школе.
Задачи:
Определение основных используемых понятий: младший школьный возраст, успеваемость, стиль воспитания
Анализ литературы по вопросу стиля воспитания в семье и детско-родительских отношений
Ознакомиться с основными стилями воспитания
Подобрать методы исследования стилей воспитания в семье
ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………….……….....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………..…4
1.1 Особенности младшего школьного возраста……………………………...….4
1.2 Стили семейного воспитания……………………………………………..……6
1.3 Типы семейных взаимоотношений……………………………………….……8
1.4 Влияние стилей воспитания на успеваемость……………………………......10
2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………...15
2.1 «Мера заботы»………………………………………………………….….…..15
2.2 «Стратегии семейного воспитания»………………………………………..…17
2.3 «Опросник родительского отношения»……………………………...…….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………30
Сегодня и всегда главное в семье - теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. Необдуманные действия родителей, педагогическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается и на их успеваемости. Внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнениями и во временных отношениях между родителями, их взаимоотношениями, между семьей и школой, между отношениями родителей и учителем ребенка.
Кандидат психологических наук Б. Кочубей, считает, что в семье ребенок в первую очередь приобретает признание своего гуманного «Я», утверждается как персона, отыскивает определенный круг людей, с которыми может поделиться собственными волнениями, а также для развития интеллекта ребенка, необходимо, чтобы в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский.
В.И. Гарбузов, определяет четыре типа неправильного воспитания.
1. Неприятие. Под этим типом воспитания понимается любовь родителей к ребенку или ее отсутствие.
2. Гиперсоциальное воспитание. Данный тип воспитания, связанный с родительской ориентацией, становится все более распространенными. Матери рожают детей, потому, что «так должно быть», а воспитывают ребенка «как должно быть». Родители строго регламентируют жизнь ребенка, не считаясь с его индивидуальным режимом и желаниями. Можно предположить, что при таком типе отношений к ребенку формируется внешняя сторона ответственности, выражающаяся в дисциплинированности.
3. Тревожно - мнительное воспитание.
Этот тип неправильного
4. Эгоцентрическое воспитание.
Такой тип воспитания
Таким образом, любой из типов неправильного воспитания способствует появлению нервных срывов у ребенка, затрудняет взаимоотношение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми и препятствует его успеваемости в школе.
Наилучшая родительская позиция обязана соответствовать трем ключевым запросам: адекватности, эластичности и прогностичности.
Адекватность позиции взрослого базируется на точной оценке специфик своего ребенка, на умении узнать, осмыслить и почитать его индивидуальность. Эластичность родительского воззрения рассматривается как готовность и способность изменять стиль общения, способы влияния на ребенка по критерию его взросления, а также в связи с разнообразными модифицированием условий его жизни семьи. Позиция прогностичности выражается в ее направлении на «зону ближайшего развития» ребенка и на проблемы завтрашнего дня, в опережающей инициативе взрослого, в изменении общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [10].
Родители формируют первоначальный уровень притязаний у своего ребенка - это то, на что он претендует в отношениях и учебной деятельности. Эти дети с высокой степенью притязаний, престижной мотивацией и завышенной самооценкой надеются только лишь на успех. Их суждения о будущем так же жизнерадостны. Дети с невысоким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Эти дети не устанавливают себе высоких целей, а также колеблются в своих потенциалах, стремительно примиряются с таким уровнем успеваемости, который начинает определяться в самом начале обучения.
Индивидуальной особенностью в таком возрасте иногда возникает смятенность. Высокая беспокойность приобретает постоянство при долговременной неудовлетворенностью учебой со стороны близких ему людей. Когда ребенок болеет и отстает от учебной программы и ему тяжело включиться в ход обучения. И если испытываемые им преходящие трудности нервируют взрослых, появляется тревожность, боязнь сделать что-то нехорошо, ошибочно. Тот же итог достигается в условиях, когда ребенок учится довольно успешно, но родители ждут чего-то другого от своего ребенка и предъявляют ему завышенные, зачастую несбыточные требования. Поэтому нарастания беспокойности и связанной с ней низкой самооценки уменьшаются учебные достижения, фиксируется неудача. Нерешительность в себе приводит к ряду других специфик - желанию слепо руководствоваться правилам взрослого, оказывать влияние только по стандартам и шаблонам, страха проявить инициативу, формальному овладению способов действий и знаний.
Взрослые, недовольные падающей плодотворностью учебной работы ребенка зачастую фокусируются на этих проблемах в общении с ним, что увеличивает эмоциональный дискомфорт.
Выходит замкнутый круг: неблагоприятные личностные качества ребенка отпечатываются на его учебной деятельности, низкая эффективность деятельности активизирует надлежащую реакцию окружающих, а эта негативная реакция в свою очередь, приумножает сформировавшиеся у ребенка качества. Прервать этот круг можно, модифицировав предпочтения и оценки родителей. Взрослые, устремляют свое внимание на любые достижения ребенка. Тем не менее, не осуждая его за некоторые изъяны, уменьшают уровень его тревожности и этим содействуют благополучному выполнению учебных поручений.
2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 «Мера заботы»
Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция
Инструкция: Перед Вами 15 утверждений.
Напротив каждой фразы отметьте число
баллов, соответствующие вашему суждению
по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться"
- 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно
так" - 4 балла.
Обработка результатов
Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку
не грозит стать распущенным и избалованным,
поскольку вы уделяете ему достаточное,
но не чрезмерное внимание. Постарайтесь
сохранить этот уровень отношений.
Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно
недооцениваете себя как воспитателя,
слишком полагаетесь на случай и благоприятное
стечение обстоятельств. Проблемы в деловых
и супружеских взаимоотношениях часто
отвлекают Ваше внимание от ребенка. А
он вправе ожидать от вас большого участия
и заботы!
2.2 «Стратегии семейного воспитания»
С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.
Инструкция: Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.
Чем, по вашему мнению, в большей
мере определяется характер человека
- наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий
среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
Как вы относитесь к мысли о
том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало
отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии,
что нельзя забывать и о традиционной
роли родителей как воспитателей своих
детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался
об этом.
Какое из суждений о воспитании
вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку,
скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар
Хоу)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться
без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф
Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь
научить и всему остальному (Томас Фуллер)
Считаете ли вы, что родители
должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь
научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной
форме удовлетворять возникающий у детей
интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют,
необходимо будет завести разговор и об
этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться
о том, чтобы оградить их от проявлений
безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны
сделать родители.
Следует ли родителям давать
ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную
сумму на конкретные цели и контролировать
расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму
на определенный срок (на неделю, на месяц),
чтобы ребенок сам учился планировать
свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной
раз дать ему какую-то сумму.
Как вы поступите, если узнаете,
что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями
обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих
отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя
вести в таких ситуациях.
Как вы отнесетесь к сквернословию
ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания,
что в нашей семье, да и вообще среди порядочных
людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше!
Наказание тут необходимо, а от общения
с невоспитанными сверстниками ребенка
впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не
надо придавать этому значения, пока это
не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства,
даже тем способом, который нам не по душе.
Дочь-подросток хочет провести
выходные на даче у подруги, где соберется
компания сверстников в отсутствие родителей.
Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра
не доводят. Если дети хотят отдохнуть
и повеселиться, пускай делают это под
надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как
порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы
самой принять решение. Хотя, конечно,
в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
Как вы отреагируете, если узнаете,
что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду
и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не
стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило
солгать.
Считаете ли вы, что подаете
ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка и интерпретация результатов
Стиль поведения |
Номера вопросов | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
авторитетный |
Б |
В |
В |
Г |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
Б |
авторитарный |
А |
А |
Г |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
либеральный |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Г |
В |
В |
В |
индифферентный |
Г |
Г |
А |
А |
Г |
В |
В |
Г |
Б |
Г |
Информация о работе Успеваемость в обучении младшего школьника