Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:01, реферат
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Введение 3
1. Вербальные средства общения 4
1.1 Характеристика вербального общения. 4
1.2 Функции вербального общения 6
1.3 Особенности вербальной коммуникации. 6
2. Невербальные средства общения 9
2.1 Характеристика невербального общения 9
2.2 Функции невербального общения 10
2.3 Особенности невербальной коммуникации 10
3. Классификация вербального и невербального общения 14
1. Речевые (вербальные) средства: 14
2. Неречевые (невербальные) средства общения 15
Заключение 17
Список литературы: 19
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Именно это отличает невербальную коммуникацию от вербальной. Человек постоянно находится в позе, которую можно определенным образом истолковать. Наблюдение за собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых человеком в неформальной сфере. Вместе с тем знание и умелое использование невербальной коммуникации в деловых отношениях также может способствовать их улучшению, налаживанию деловых контактов. Это же касается и других сфер человеческой деятельности, в частности сферы правоохранительных органов, где довольно часто поднимается вопрос о применении результатов наблюдения «языка» тела в процессе расследования преступлений и решения других конфликтных ситуаций в области применения права (рассмотрение судебного дела, допрос, очная ставка, работа со свидетелем и т.п.).
Итак, психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы важны в общении по следующим причинам:
- около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
- невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
- отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.;
- невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
Огромное значение невербальных
сигналов в деловом общении
Следует отметить, что невербальная
коммуникация осуществляется всегда при
личном контакте. Эти средства, как
известно, могут сопровождать речь,
а могут и употребляться
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.). Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста1. Более того, человеческое тело достаточно подвижно, чтобы принимать почти любое положение.
Как и у животных, позы человека, точнее их семиотическая интерпретация, не являются полностью врожденными: они усваиваются в процессе общения с себе подобными.
Невербальная коммуникация,
которая проявляется на уровне визуального
контакта, имеет определенные этнические
различия. В частности, обнаружено,
что, например, наиболее пристально смотрят
друг на друга во время разговора
арабы и латиноамериканцы. Существенно
отличаются от них в этом отношении
индейцы и народы Северной Европы.
Население Южной Европы имеет
высокую частоту взгляда, что
может показаться оскорбительным для
других народов. Всего незнания особенностей
общения «контакт глаза в глаза»
в международных отношениях может
вызвать недоразумения: слишком
пристальный взгляд может трактоваться
как неуважение, угроза, оскорбление,
и, наоборот, попытка избежать прямого
взгляда часто расценивается
как невнимательность, безопасность.
На примере японской культуры общения
можно увидеть специфику
Организация пространства и
времени коммуникативного процесса
имеет смысловую нагрузку как
компонент коммуникативной
Во многих европейских наций интимная зона составляет 23-25 см. Китайцы во время разговора подходят друг к другу ближе, чем американцы. Для них увеличение расстояния означает безразличие в отношениях, слишком большую официальность, а американцы, наоборот, уменьшение расстояния могут истолковать как нарушение «суверенитета», избыточную фамильярность.
В психологической литературе
приводится немало примеров общения
японца и американца: японец, чья
интимная зона составляет 25 см, всегда
делает шаг вперед, общаясь с американцем,
последний отступает на шаг назад,
чтобы расширить свой зональный
пространство. Исследованиями доказано,
что вторжение постороннего человека
в интимную зону вызывает внутри ее
организма различные
В контексте организации пространства и времени как особой знаковой системы следует обратить внимание на интимные и так называемые запретительные зоны, к которым, например, принадлежат интимные участки тела. Они являются сферами «табу», то есть доступ и прикосновение к ним находятся под запретом действие большинства людей. Одновременно свободный доступ ко всем зонам имеют влюбленные пары и родители в отношении своих маленьких детей. Конечно, мать, разговаривая с ребенком, всегда может поглаживать ее по волосам. Вопрос об интимных, в том числе и запретных зонах, важен еще и учитывая, что у представителей некоторых культур средством невербальной коммуникации является ощупь. Его считают неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке, в большинстве стран Латинской Америки.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что невербальные, или неречевые, коммуникации, являясь составляющей коммуникационной системы языка, также специфичны для каждой культуры. Действия, движения человека, размещение предметов в пространстве несут информацию сами по себе, без слов.
1) оптокинетические:
2) паралингвистические:
3) экстралингвистические:
4) проксемические:
физическая дистанция контакта:
5) предметные контактные, тактильные действия:
6) ольфакторные - связанные с запахом.
В заключение необходимо отметить,
что в процессе общения реализуются
такие специфические
Традиционно принято отождествлять речь со словом, то есть с вербальной знаково-символической функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при этом независимо от семантики слова, то есть как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п.
Таким образом, хотя речь и
является универсальным средством
общения, она приобретает значение
только при условии включения
в систему деятельности, в свою
очередь обязательно
Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.
Как вербальные, так и
невербальные средства по своей природе
являются знаками, они выполняют
базовые функции коммуникации –
информационную, прагматическую и экспрессивную.
Фонационные средства наиболее тесно
связаны с вербальными
Информация о работе Вербальные и невербальные компоненты коммуникации