Вербальные и невербальные средства общения. Стили и функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:15, реферат

Описание работы

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью . Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Что такое вербальные и невербальные средства общения…………………. 4
Структура речевого общения…………………………………………………. 5
Классификация вербального и невербального общения…………………...……………………………………………………. 7
Вербальное общение…………………………………………………………. .10
Невербальное общение………………………………………………….......... 13
Заключение……………………………………………………………………. 20
Список используемой литературы…………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

· речь является частью коммуникативной  культуры и культуры вообще,

· речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

· с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

· в речевой коммуникации создаются  социальные значения.

Коммуникативная стратегия - это часть  коммуникативного поведения или  коммуникативного взаимодействия, в  которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной  цели.

Специалист, работающий в той или  иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен

· уметь эффективно формировать  коммуникативную стратегию;

· уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

· уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника  коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь подразумевается  соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и  перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных  тактических ходов.

 

 

 

 

12

Невербальные средства общения

2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов

Невербальное общение, более известное  как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны  в общении?

* около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному  (визуальному) каналу;

* невербальные сигналы позволяют  понять истинные чувства и  мысли собеседника;

* наше отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием  первого впечатления, а оно,  в свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда,  манеры держаться, стиля одежды  и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы  потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

2.2 Подсистемы невербальное  общение

1. Пространственная подсистема (межличностное  пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая  подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

13

5. Экстралингвистическая или внеречевая  подсистема, к которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.

2.3 Обмен невербальной информацией

Хотя вербальные символы (слова) -- основное наше средство для кодирования  идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы  для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с  вербальной и может усиливать  или изменять смысл слов. Обмен  взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой  или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения -- все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание  рта рукой, прикосновение, вялая  поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как  мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность  речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может  существенно изменять их смысл.

Через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение  к происходящему. И наша задача, в  данном случае, эти проявления увидеть  и интерпретировать, т.е. понять, что  за ними кроется. Кроме этого, осознавая  и управляя своим собственным  невербальным поведением, Вы получаете  в пользование очень действенный  инструмент присоединения к собеседнику  и воздействия на него.

2.4 Общее представление об языке телодвижений

Большинство исследователей разделяют  мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в  некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине  убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

2.5 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия

14

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в  виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого  человека и сравнивать эти сигналы  с вербальными сигналами. Другими  словами, когда мы говорим, что у  нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие  между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории.

Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется  существование такого понятия, как  женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и  расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности.

Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием  маленьких детей.

2.6 Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы

Несмотря на то, что проделано  много исследований, ведутся горячие  дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными  или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются  каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми  людьми, которые не могли бы обучиться  невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились  также наблюдения за жестикулярным  поведением различных наций и  изучалось поведение наших ближайших  антропологических родственников - обезьян и макак.

Немецкий ученый Айбль - Айбесфельдт  установил, что способность улыбаться  глухих или слепых от рождения детей  проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах.

Большинство жестов невербального  поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Рассмотрим эти аспекты "языка тела".

Психологи давно установили, что  существующий “язык тела” выражает то, что мы не хотим или не можем  сказать. Он гораздо более правдив  и искренен, чем все те слова, которые  мы говорим друг другу. Врачи-психологи  долго изучали этот феномен и  пришли к ряду интереснейших выводов. Оказывается, что человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как  они были сказаны. Было установлено, что степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда  как степень доверия к невербальному  общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) - 30%.

15

Но больше всего, как ни странно, мы доверяем интонациям собеседника  и другим паралингвистическим компонентам  невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).

Если вы проникните в загадки  этого удивительного “языка тела”, то без труда сможете понимать все тайные мысли вашего собеседника, сможете понять скучно ли ему с  вами, лжет он вам или говорит  правду.

2.7 Качество присутствия и элементы невербального общения

Каждый из нас в той или  иной степени чувствителен к проявлениям  внимания или невнимания со стороны  других людей. Восприимчивость к  невербальным проявлениям отношения  к нам другого человека отражает базисную человеческую потребность  в межличностных отношениях.

Качество присутствия включает в себя как физическое, так и  психологическое присутствие в  их единстве. Конгруэнтность здесь  крайне желательна, однако не стоит  забывать, что демонстрация присутствия - это процесс, который требует  времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть  и неконгруэнтное выражение физического  присутствия позволяет настроиться  на одну волну с клиентом и приводит к увеличению степени психологического присутствия и аутентичности.

2.8 Позиция и дистанция

Расположение лицом к лицу - это  наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к  другу. Позиция лицом к лицу, которая  задаётся расположением кресел консультанта и клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу. Располагая кресла под некоторым углом и  изменяя дистанцию, можно регулировать степень открытости и участия  в контакте. Изначальное расположение кресел под определённым углом и  на определённой дистанции задаёт последующие  возможности регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому  обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2 метра под небольшим углом.

Хороший консультант с уважением  относится к психологическим  границам другого человеческого  существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для клиента, и использует реакции клиента в качестве обратной связи относительно оптимальной  физической дистанции и психологической  близости.

2.9 Открытая поза

Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует  об открытости консультанта и его  восприимчивости к тому, что скажет клиент.

16

Закрытая же поза, явными маркерами  которой считаются скрещивания  ног или рук, свидетельствует  о меньшей вовлечённости в  беседу.

Открытая поза не предполагает, что  заняв её, консультант отсидит  в ней весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное впечатление, когда она  будет не напряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и спокойное  использование вашего тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и дружелюбия, а  плавная смена поз и естественное использование жестов свидетельствует  о спокойствии консультанта и  включенности в контакт и порой  напоминает танец.

2.10 Выражение лица

Выражение лица является важнейшим  источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника  свидетельствуют о его эмоциональном  отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме  того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией  не только об испытываемых консультантом  чувствах, но и о его способности  сохранять над ними контроль.

Наиболее заметным проявлением  мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим  позитивным стимулом. “Улыбка, как  правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая  улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями  выражает превосходство” (Евсикова. Н.И. 1999)

Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение. Сжатые челюсти  могут свидетельствовать о твердости  и уверенности, а также об агрессивном  настрое. Страх, восторг, или удивление  могут заставить слушателя открыть  рот, как будто этим чувствам не хватает  места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ  мог бы сказать: “Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я  не одобряю ни этот воздух, ни вас”.

2.11 Визуальный контакт

Глаза - это, как известно, зеркало  души, поэтому визуальный контакт  можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что  ты хочешь сказать”. Существует разница  между открытым прямым взглядом и  его крайностью - пристальным взглядом.

17

 Пристальный взгляд производит  впечатление активного участия  в контакте, на самом же деле  зачастую он свидетельствует  о “мёртвом контакте”. Пристальный  взгляд, как будто человек хочет  что-то разглядеть в глазах  собеседника, может свидетельствовать  также о специфической потребности  в отзеркаливании, характерной для  клиента с нарциссическим типом  личности.

Визуальный контакт - это также  средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного  общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при  обсуждении приятной темы.

Визуальный контакт - это процесс  взаимодействия двух личностей.

2.12 Кивки головой

Кивки головой - очень хороший способ показать клиенту, что вы его слушаете. Кивки головой являются для клиента  непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним, шаг за шагом  понимая сказанное. Это простейшее умение, если его последовательно  использовать, начинает выполнять функцию  обратной связи. Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания  и необходимости прояснения, а  их появление - о том, что смысл, который  пытается выразить клиент, ухвачен. Кивки  головой как ничто другое требуют  меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения. Стили и функции общения