Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 11:55, реферат
Актуальность анализа диагностики системы управления организацией заключается в том, что модификация целевых предписаний развития деловых организаций в нынешних условиях вызвало улучшения не только стиля и методов управления, а также самих систем управления. Система управления предприятиями в данное время обязана обладать гибкостью производства, учитывать основательную конкуренцию на рынке товаров, учитывать требования к степени качества обслуживания потребителей и фактор неясности внешней среды. Для осуществления этих условий имеется беспристрастная необходимость в исследованиях и анализе имеющегося положения. Разнообразные нововведения выражают себя на предприятиях в форме организационного улучшения системы управления. Базой организационных нововведений предназначается исследование деятельности организаций.
Введение
Экономические преобразования в России, возбудившие обновление всех областей жизни и становление новейших рыночных взаимоотношений, призывают к коренному пересмотру стиля и методов управления организациями, ведущими коммерческое занятие. Это в главную очередь определено трансформацией целевой установки организаций. Если в свое время важнейшей задачей менеджера каждого уровня было снабжение своевременного выполнения плана, то сейчас в ситуациях острой конкурентной войны главной задачей является битва за выживание и обеспечение стабильного поступательного развития деловой организации целиком.
Актуальность анализа диагностики системы управления организацией заключается в том, что модификация целевых предписаний развития деловых организаций в нынешних условиях вызвало улучшения не только стиля и методов управления, а также самих систем управления. Система управления предприятиями в данное время обязана обладать гибкостью производства, учитывать основательную конкуренцию на рынке товаров, учитывать требования к степени качества обслуживания потребителей и фактор неясности внешней среды. Для осуществления этих условий имеется беспристрастная необходимость в исследованиях и анализе имеющегося положения. Разнообразные нововведения выражают себя на предприятиях в форме организационного улучшения системы управления. Базой организационных нововведений предназначается исследование деятельности организаций.
В связи с этим появилась необходимость основательного исследования систем управления организациями. Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на формирование и совершенствование управления в соответствии с постоянно трансформирующимися внешними и внутренними условиями.
Совершенствование управления - это особо нужный элемент развития всякой организации. Но улучшать управление можно различно - применяя опыт или решая наиболее актуальные проблемы, которые несомненно замедляют развитие, т.е. подлинным считается лишь то, что дает практически полезные итоги (прагматический подход). Тем не менее наибольший эффект может дать лишь научный подход, который предполагает исследование объективных тенденций развития, рассмотрение причин и факторов возникновения проблем, распознавание «слабых сигналов» модификации обстановки.
Диагностика системы управления - это основной фактор научного подхода к улучшению управления. Нынешними приемами и методами исследования в назначенной мере обязан владеть любой менеджер. А для этого необходимо осваивать данные методы. Высокое значение имеет и осознание специфики управления как предмета исследования, как особенного вида деятельности, который соединен с искусством воздействия на людей. В условиях динамичности нынешнего производства и социального устройства управление обязано постоянно развиваться. В наше время это невозможно обеспечить без исследования путей и вероятностей такого развития, без выбора альтернативных назначений. Исследование управления реализовывается в каждодневном занятии менеджеров и персонала в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, и т. д. Необходимость в диагностики систем управления продиктована довольно значительным кругом проблем, с которыми случается сталкиваться различным организациям. От верного решения таких проблем зависит успех работы данных организаций.
Поэтому цель данной работы - рассмотреть технологии, виды и методы диагностики систем управления, тем самым получив ответы на многие вопросы, касающиеся этой темы, полностью разобраться в ней и сделать правильные выводы.
Виды диагностики СУ могут быть различными, в частности:
А) по широте охвата объекта - общая и специальная;
Б) по времени - кратко-, средне- и долгосрочная;
В) по началу времени рассмотрения объекта - предварительная и основная.
Совместная диагностика распространяется на целую СУ. Она может проводиться как экспресс и полномасштабное диагностирование.
Экспресс-диагностика является предварительной и осуществляется с целью установления важнейших проблем, «узловых» узких мест в системе и составления основных дальнейших назначений работ по улучшению. Нередко она проводится с притягиванием исследователей консультантов при инициативном участии и взаимодействии с руководителями высшего и среднего звена управления.
Полномасштабная диагностика - это наиболее детальное, важнейшее диагностирование всей СУ, в процессе которого принимаются аргументированные решения по уточнению и назначениям разрешения проблем.
Специальную диагностику относят к одной из составных частей СУ (подсистеме, субподсистеме, и т.д.). Она бывает предварительной (например, на основании экспресс-метода) и основной, т.е. детальной.
Среди основных работ диагностики СУ или ее доле можно отметить:
- исследование ретроспективного, существующего и ожидаемого состояния;
- определение сильных и слабых сторон;
- установление возможных направлений совершенствования;
- определение и решение основных вопросов организации дальнейших работ исследования СУ.
Выявленные проблемы по глубине их разрешения подразделяют на несколько групп:
В зависимости от отнесения проблем к той или иной группе осуществляется их решение. Главное в диагностическом анализе - определение причинных взаимосвязей между фактами и событиями.
Для высокой результативности диагностики очень важна классифицируемая информация. Использовать тот или иной классификационный признак следует в зависимости от целей анализа.
Среди ряда возможных для использования классификационных признаков собираемой информации следует отметить:
А) события, в зависимости от которых информация может быть подразделена по времени, частоте, причинам, последствиям, направлениям;
Б) элементы СУ (так, информация по составу кадров управления подразделяется по их должностям, возрасту, образованию, квалификации, полу, стажу работы, заработной плате и т.п.);
В) общие функции управления, классифицируя информацию по прогнозированию, планированию, организации, координации и т.д.
Кроме того, для диагностического анализа очень важно выбрать показатели и базу для сравнения. В качестве такой базы в соответствии с целью и конкретным анализируемым объектом могут быть приняты эталонные данные, аналоги, нормативы, показатели конкурентов, лучшие мировые достижения, отечественные или международные стандарты и т.п. В некоторых случаях такие данные определяются соответствующим расчетом. Например, текучесть кадров 5% в одних случаях может быть принята за идеальную величину, а в других - неприемлемую. То же можно сказать о нормах управляемости. Во многом это зависит от конкретных условий, специфики объектов управления и ситуации. Здесь также существенную роль играют знания и опыт диагностов, осуществляющих анализ, и которые должны с достаточной точностью определить отклонения происходящих фактических процессов оттребуемых и их причины. Именно при наличии таких причин и, возникших вследствие этого отклонений, возникают проблемы в управлении. Обычно таких проблем выявляется значительно больше, чем возможностей их разрешить. Следовательно, проблемы необходимо ранжировать по приоритетности, что можно осуществить с помощью метода приоритета проблем.
Приоритетность проблем определяется для того, чтобы выявить их взаимовлияние, важность и срочность. Отбор приоритетных проблем для их разрешения в первую очередь не позволяет распылять силы и средства на решение маловажных проблем, тесно не связанных с другими.
Диагностика СУ, как правило, требует по сравнению с детальным анализом и работами по проектированию кратчайших сроков ее проведения. Обычно эти сроки ограничены тремя - десятью днями. Естественно, что за такой период довольно трудно собрать и обработать полный объем информации для детального анализа и выявления всех проблем и причин их возникновения и взаимосвязей. В определенной мере уменьшение этих трудностей обеспечивает наличие и использование диагностами методик диагностирования соответствующих целям и объектам исследования. Наиболее приемлем для таких методик системный подход.
При диагностике СУ важно определить состав конкретных исходных элементов и подсистем, подлежащих диагностическому анализу.
В общем плане любая методика диагностики СУ должна основываться на базисных работах и включать:
определение критериев диагностики;
учет внешней и внутренней среды диагностируемой системы;
выявление проблем, установление недостатков («узких» мест) в СУ и причин их возникновения;
разработку направлений разрешения проблемы и устранение недостатков в СУ.
При проведении диагностических работ исследователь обязан комплексно освоить положение дел в организации в ретроспективе, в данное время и в будущем. Чем значительнее аналитический период ретроспективы и полнее прогноз, тем более результативным оказывается итог диагностики: наиболее глубоко раскрываются сильные и слабые стороны системы, устанавливаются причины их проявления и тенденции формирования.
В связи с этим работы могут реализовываться в следующем порядке:
- провести экспресс-диагностику;
- выполнить оценку внешней среды (общего и оперативного круга);
- провести динамическое и оперативное рассмотрение главных технико-экономических показателей занятий организации (выручки от осуществления, себестоимости, количества персонала, производительности, дохода от реализации, фондоотдачи, стоимости важнейших производственных фондов, прибыльности и т.д.);
- провести диагностику производственных планов, выделяя такие мероприятия, которые не исполнены в срок или осуществлялись с нарушениями (например, сроков, ограничений по ресурсам и т.д.), а также установить основания нарушений и их воздействие на итоги деятельности целой системы;
- обнаружить и проанализировать сильные и слабые стороны управляющей подсистемы - СУ, причины и последствия их возникновения;
- запланировать назначения и разработать мероприятия по разрешению вопросов.
При проведении анализа нужно устанавливать комплексные, а не отдельные не соединенные между собой проблемы и выдвигать предположения их решения. Особенный интерес обязан уделяться решению кадровых проблем.
В соответствии с целями исследования СУ проводится не только всеобщая, а также специальная диагностика, изучающая отдельные элементы и подсистемы системы.
Пример одной из применяемых технологических схем проведения диагностики СУ см. в Приложении А.
Бесспорно, диагностику СУ обязаны проводить как высококвалифицированные опытные рабочие диагностируемой организации, так и притягиваемые внешние исследователи. В связи с этим со стороны изучаемой организации нужна искренняя, достоверная и полная информация. Для этого необходим близкий контакт, и в главную очередь с руководителями высшего звена управления, также с руководителями и рабочими иных степеней управления. Это все очень значимо.
3.1 Комплексно-комбинированные методы исследования СУ
Параметрический метод.
Среди ряда методов, применяемых при исследовании СУ, параметрический метод можно причислить к наиболее объективным. Он формируется на численном и качественном изображении исследуемых свойств СУ (предмета исследования) и определении взаимосвязей между параметрами внутри управляющей и управляемой подсистем, и между ними. Это разрешает при помощи заблаговременно выбранной номенклатуры параметров на базе фактических данных численно оценить изучаемый предмет. В связи с этим зависимости между параметрами бывают как функциональными (проявляются определенно и верно в любом отдельно рассматриваемом случае) так и корреляционными (определяются на основании корреляционного метода).
Каждая СУ располагает рядом специфических свойств, разрешающих отличить ее от прочих. Свойство СУ - беспристрастная особенность системы, обнаруживающаяся при ее формировании и функционировании.
Свойств у системы может быть бессчетное множество, и в соответствии с условиями и обстоятельствами они могут все время обнаруживаться.
Свойства будущей СУ основываются и учитываются при составлении задания на проектирование и при самом проектировании. При основании новой системы данные свойства осуществляются и конкретизируются. В процессе эксплуатации совершается проявление и поддержание свойств СУ, и чем труднее СУ, тем более трудным комплексом свойств она располагает, тем труднее формы их проявления.
Свойства бывают простыми и сложными. Простым свойством называют, например, количество управленческого персонала. Примером сложного свойства служит производительность труда управленцев, которая охватывает объем осуществляемых функций и количество персонала.
Каждое свойство системы можно характеризовать словесно, количественно, графически, в виде таблицы, функции, т.е. с помощью его признаков.
Признак продукции - это качественная или численная характеристика свойств системы. Примером качественных признаков служат тип ОСУ, метод управления, метод оценки СУ, способ расчета числа персонала и т.д. Немаловажным значением среди качественных признаков владеют альтернативные признаки, которые обладают лишь двумя взаимоисключающими вариантами, к примеру, присутствие или отсутствие погрешностей в работе персонала. Кроме качественных альтернативных признаков свойств СУ бывают признаки многовариантные.
Для непредвзятой оценки каждой системы ее свойства нужно охарактеризовать количественно. Количественно свойства предмета исследования характеризуют параметры.