Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:40, контрольная работа
В данной работе я поставила следующие перед собой цели:
1) Узнать о причинах возникновения конфликтов;
2) Разобрать виды конфликтов, их структуру;
3) Рассмотреть пути развития конфликта(его стадии);
4) Как вести себя с конфликтной личностью и как вести себя в постконфликтное время.
I.Введение………………………………………………………………………….3
II.Основная часть …………………………………………………………………5
Глава1.Виды и структура конфликта……………………………………………5
Глава 2Стадии протекания конфликта…………………………………………..9
Глава 3Укажите причины конфликтов. Соотнесите конфликт и его
причину………………………………………………………………………….13
III.Заключение……………………………………………………………………15
IV.Список литературы…………………………………………………………..16
Содержание
I.Введение……………………………………………………
II.Основная часть …………………………………………………………………5
Глава1.Виды и структура конфликта……………………………………………5
Глава 2Стадии протекания конфликта…………………………………………..9
Глава 3Укажите причины конфликтов. Соотнесите конфликт и его
причину……………………………………………………………
III.Заключение…………………………………………
IV.Список литературы……………………………………………………
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают практически во всех сферах деятельности -в политике, экономике, культуре, социальной жизни. Они являются естественным состоянием всего глобального социума, любого общества-государства, регионального социума, организаций всех типов и форм. Эта тема мне показалась очень интересной, поэтому я решила её выбрать для написания своей контрольной работы. У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой деятельности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт. Поэтому одна из функций человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не даёт полного решения проблем в деловом коллективе.
Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри неё различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта даёт возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости её культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.
В данной работе я поставила следующие перед собой цели:
Глава1.Виды и структура конфликта
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп лиц, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями»1.В более узком значении, конфликт-столкновение противоположно направленных интересов, целей, мнений. Рассмотрим классификацию конфликтов.
Существует многовариантная типология конфликта, в зависимости от тех критериев,которые берутся за основу. Конфликты подразделяются:
1.по субъектам взаимодействия:
-внутриличностные -конфликты,состоящие
в столкновении различных личностных
образований(мотивов,целей,
-межличностные –наиболее распространённая форма в организациях. Это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Это,как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования и т.д. Этот конфликт может проявиться в столкновении различных типов характеров, темперамента. Основными сферами, где мы сталкиваемся с межличностными проблемами является дом и работа. Именно семейные и служебные конфликты являются наиболее распространённым объектом исследования.К семейным можно отнести конфликты между детьми,между родителем и ребёнком, между родителями.В семье человек всегда оказывается перед выбором- притерпеться к неудовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться от них или, пересмотрев свою роль и место в семье,найти новый способ взаимодействия.4
Систематизируя, эти
конфликты можно разделить на мотивационные,ценностные,
Ролевые конфликты возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Причины нарушений и правил могут иметь разный характер. Кто-то может невольно нарушить правила, принятые в коллективе просто потому, что как новый человек в коллективе ещё не ознакомился с ними(конфликт между группой и личностью).
-межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации,между высшим и более низкими уровнями управления. Межгрупповыми принято называть взаимодействие как между собственно группами людей,так и между отдельными участниками этих групп,а также любые ситуации,в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп. Это конфликты между работниками различных отделов,руководителями и исполнителями,администрацией и профсоюзами. К межгрупповым относят все конфликты между различными социальными слоями и группами того или иного социума.
2. по сферам проявления: экономический;идеологичекий;
3.по степени длительности: бурные и вялотекущие
4.по социальным последствиям:
конструктивные(разногласия,
Теперь рассмотрим
структуру конфликта.
Глава2.Стадии протекания конфликтов
Динамика конфликта включает в себя несколько периодов, этапов, стадий конфликта, следующих в определённой последовательности.
Таблица 1
Стадии развития конфликта |
Этапы развития конфликта |
Первая стадия зарождения конфликта-конфликтная ситуация |
1.Возникновение конфликтной ситуации. 2.Появление сигналов 3.Осознание интересов
и препятствий каждой из |
Вторая стадия развития конфликта-начало и усиление действий друг против друга |
4.Начало конфликтного противоборства сторон-действия друг против друга. Информационное и энергетическое противоборство |
Третья стадия-завершение конфликта |
5.Завершение конфликта-всякое его окончание. 6.Постконфликтная ситуация: а)нормализация отношений,сотрудничество; б)перерастание конфликта в другое противоборство,непримиримые отношения
|
Конфликтная ситуация- появление объекта и предмета конфликта, его сторон, участников, их противоположных интересов. Например, намечается сокращение штата сотрудников, но кто будет сокращён ещё неизвестно,но появляется предмет конфликта, напряжённость.
Об обострении отношений на стадии конфликта обычно свидетельствуют так называемые сигналы конфликта: напряжённость, кризис, инцидент.
Напряжённость-появление негативных установок, искажение восприятия другой стороной. Кризис-ожесточённые споры, оскорбления.Утрачивается контроль над эмоциями,ситуация ещё может улучшиться или начнётся открытое противоборство.
Инцидент- кратковременное столкновение, соперничество, волнение по пустякам,не всегда даже имеющее отношение к конфликту. Инцидентов может быть несколько и не всегда они ведут к началу конфликта.
Известный американский психолог А.Минделл называет 6 признаков возникновения конфликта:словесное несогласие;отсутствие открытого общения;сохраняющееся разделение в пространстве и времени; сплетни о противнике; негативные образы или фантазии о противнике; подозрительность по отношению к другому. Конфликт-это нормальное явление,признак развития и роста,стремление к внутреннему равновесию.
На второй стадии конфликта
идёт упорное информационное и энергетическое
противоборство. Отношения противоборствующих
сторон включают в себя два основных процесса:1)информационное
противоборство-измерение собственного
потенциала в сравнении с возможностями
другой стороны на основе полученной информации.
Сегодня не составляет особого труда найти
информацию о каждом из нас. «Продажа сведений,
относящихся к личной жизни граждан,налево
и направо приобретает эпидемиологический
характер» 5; 2)
Завершение конфликта происходит на третьей стадии. Для завершения конфликта используются посредники,ведутся переговоры. Основные формы завершения конфликта6:
-разрешение конфликта-совместная деятельность его участников,направленная на прекращение противодействия,изменение позиций оппонентов;
-урегулирование конфликта-
-затухание конфликта-временное прекращение конфликта при сохранении напряжённых отношений,из-за истощения ресурсов сторон,потери мотивации
-устранение конфликта-
-перерастание в другой
конфликт-смена объекта
Постконфликтная
ситуация может развиться в двух направлениях:1)нормализация
отношений,сотрудничество;2)
Глава3.Укажите причины конфликтов.
Факторы,влияющие на конфликты в организации: недостатки в организации производственных процессов,неблагоприятные условия труда,несовершенство системы его оплаты,недостатки в деятельности руководителя(ошибочность решений, недостаточная компетентность,недостатки стиля руководства),противоречия в интересах членов рабочих групп, нарушение внутригрупповых норм поведения, атак же их личностные особенности и многие другие.
А) внутриличностный;
Б)межличностного конфликта;
В)межгруппового конфликта;
Г)организационного конфликта;
1)отличие в культуре,социально-
2)конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;
3)фрустрация;
4)конфликт между формальной и неформальной группой
А)внутриличностный конфликт -3)фрустрация,так как ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio - обман, неудача), психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грёз и фантазий, агрессивность в поведении и т. п.7