Виды и структура конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я поставила следующие перед собой цели:
1) Узнать о причинах возникновения конфликтов;
2) Разобрать виды конфликтов, их структуру;
3) Рассмотреть пути развития конфликта(его стадии);
4) Как вести себя с конфликтной личностью и как вести себя в постконфликтное время.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………………….3
II.Основная часть …………………………………………………………………5
Глава1.Виды и структура конфликта……………………………………………5
Глава 2Стадии протекания конфликта…………………………………………..9
Глава 3Укажите причины конфликтов. Соотнесите конфликт и его
причину………………………………………………………………………….13
III.Заключение……………………………………………………………………15
IV.Список литературы…………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

деловое распечатанное.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

I.Введение………………………………………………………………………….3

II.Основная часть …………………………………………………………………5

Глава1.Виды и структура конфликта……………………………………………5

Глава 2Стадии протекания конфликта…………………………………………..9

Глава 3Укажите причины конфликтов. Соотнесите конфликт и его

причину………………………………………………………………………….13

III.Заключение……………………………………………………………………15

IV.Список литературы…………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

                                                         I.Введение

    Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают практически во всех сферах деятельности -в политике, экономике, культуре, социальной жизни. Они являются естественным состоянием всего глобального социума, любого общества-государства, регионального социума, организаций всех типов и форм. Эта тема мне показалась очень интересной,  поэтому я решила её выбрать для написания своей контрольной работы. У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой деятельности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт. Поэтому одна из функций человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не даёт полного решения проблем в деловом коллективе.

   Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри неё различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта даёт возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости её культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.

 В данной работе я поставила следующие перед собой цели:

  1. Узнать о причинах возникновения конфликтов;
  2. Разобрать виды конфликтов, их структуру;
  3. Рассмотреть пути развития конфликта(его стадии);
  4. Как вести себя с конфликтной личностью и как вести себя в постконфликтное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

                                             

 

                                                 II.Основная часть

Глава1.Виды и структура конфликта

   В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании  отдельного индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп лиц, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями»1.В более узком значении, конфликт-столкновение противоположно направленных интересов, целей, мнений. Рассмотрим классификацию конфликтов.

   Существует многовариантная типология конфликта, в зависимости от тех критериев,которые берутся за основу. Конфликты подразделяются:

1.по субъектам взаимодействия:

-внутриличностные -конфликты,состоящие в столкновении различных личностных образований(мотивов,целей,интересов),представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями2. Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема,требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу на его преодоление. В зависимости от того,какие внутренние стороны вступают в конфликт,выделяют следующие формы:мотивационный ,нравственный,ролевой,адаптационный,неадекватной самооценки3. Мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»),нравственный конфликт (между «хочу» и «могу»),конфликт нереализованного желания(между «хочу» и «могу»),ролевой конфликт(между «надо» и «надо»),адаптационный конфликт(между «надо» и «могу»),конфликт неадекватной самооценки(между «могу»и «могу»).

-межличностные –наиболее распространённая форма в организациях. Это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Это,как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования и т.д. Этот конфликт может проявиться в столкновении различных типов характеров, темперамента. Основными сферами, где мы сталкиваемся с межличностными проблемами является дом и работа. Именно семейные и служебные конфликты являются наиболее распространённым объектом исследования.К семейным можно отнести конфликты между детьми,между родителем и ребёнком, между родителями.В семье человек всегда оказывается перед выбором- притерпеться к неудовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться от них или, пересмотрев свою роль и место в семье,найти новый способ взаимодействия.4

   Систематизируя, эти конфликты можно разделить на мотивационные,ценностные,ролевые.  К мотивационным можно отнести конфликты интересов-это ситуации,затрагивающие цели,планы,стремления,мотивы участников,оказывающиеся несовместимыми друг с другом. Например,у супругов разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска; начальник собирается отправить в командировку сотрудника, который не планировал отлучаться из города.  Ценностные конфликты-это конфликтные ситуации,в которых разногласия между участниками связаны их противоречащими друг другу представлениями. Например,если речь идёт о работе,ценностью будет то,в чём человек видит основной смысл работы; ценностями семейных отношений будет то,в чём супруги видят смысл существования семьи.В систему основных ценностей человека могут входить его мировоззренческие,религиозные,нравственные  взгляды.

   Ролевые конфликты возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Причины нарушений и правил могут иметь  разный характер. Кто-то может невольно нарушить правила, принятые в коллективе просто потому, что как новый человек в коллективе ещё не ознакомился с ними(конфликт между группой и личностью).

-межгрупповой конфликт  возникает между различными (формальными  и  неформальными) группами в организации,между высшим и более низкими уровнями управления. Межгрупповыми принято называть взаимодействие как между собственно группами людей,так и между отдельными участниками этих групп,а также любые ситуации,в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп. Это конфликты между работниками различных отделов,руководителями и исполнителями,администрацией и профсоюзами. К межгрупповым относят все конфликты между различными социальными слоями  и группами того или иного социума.

2. по сферам проявления: экономический;идеологичекий;социальный;бытовой.

3.по степени длительности: бурные и вялотекущие

4.по социальным последствиям: конструктивные(разногласия,которые затрагивают принципиальные стороны,проблемы жизнедеятельности организации и её членов,разрешение которых выводит организацию и личность на новый,более высокий уровень развития,появляются условия для сотрудничества) и деструктивные(приводят к негативным,часто разрушительным действиям,которые снижают эффективность работы группы или организации).

   Теперь рассмотрим  структуру конфликта. Структура  конфликта-совокупность его устойчивыхсвязей,обеспечивающих целостность конфликта,функционирование его системы какое-то время в социальном пространстве. Простейшая описательная модель любого конфликта-это треугольник из трёх взаимосвязанных сторон (субъекты,объект и процесс),составляющих единое целое. Субъектами социального взаимодействия являются люди, личности и организации, физические и юридические лица, социальные группы, органы власти и управления. Участников конфликта может быть множество.Среди них- сочувствующие,подстрекатели,наблюдатели и др.Объектом является сама жизнь,ценности,деньги,ресурсы,власть,информация,территория,пространстворазные культуры. Предмет конфликта представляет различные стороны,свойства объекта конфликта.Также элементом конфликта являются цели,субъективные мотивы его участников,обусловленные их взглядами и убеждениями,материальными и духовными интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

                            Глава2.Стадии протекания конфликтов

   Динамика конфликта включает в себя несколько периодов, этапов, стадий конфликта, следующих в определённой последовательности.

Таблица 1

Стадии развития конфликта

Этапы развития конфликта

Первая стадия зарождения конфликта-конфликтная ситуация

1.Возникновение конфликтной  ситуации.

2.Появление сигналов конфликта,напряжённости,кризис в отношениях.

3.Осознание интересов  и препятствий каждой из сторон  конфликта

Вторая стадия развития конфликта-начало и усиление действий друг против друга

4.Начало конфликтного  противоборства сторон-действия друг против друга. Информационное и энергетическое противоборство

Третья стадия-завершение конфликта

5.Завершение конфликта-всякое его окончание.

6.Постконфликтная ситуация:

а)нормализация отношений,сотрудничество;

б)перерастание  конфликта в другое противоборство,непримиримые отношения

 

 

 


   Конфликтная ситуация- появление объекта и предмета конфликта, его сторон, участников, их противоположных интересов. Например, намечается сокращение штата сотрудников, но кто будет сокращён ещё  неизвестно,но появляется предмет конфликта, напряжённость.

   Об обострении отношений на стадии конфликта обычно свидетельствуют так называемые сигналы конфликта: напряжённость, кризис, инцидент.

   Напряжённость-появление негативных установок, искажение восприятия другой стороной. Кризис-ожесточённые споры, оскорбления.Утрачивается контроль над эмоциями,ситуация ещё может улучшиться или начнётся открытое противоборство.

   Инцидент- кратковременное столкновение, соперничество, волнение по пустякам,не всегда даже имеющее отношение к конфликту. Инцидентов может быть несколько и не всегда они ведут к началу конфликта.

  Известный американский психолог А.Минделл называет 6 признаков возникновения конфликта:словесное несогласие;отсутствие открытого общения;сохраняющееся разделение в пространстве и времени; сплетни о противнике; негативные образы или фантазии о противнике; подозрительность по отношению к другому. Конфликт-это нормальное явление,признак развития и роста,стремление к внутреннему равновесию.

   На второй стадии конфликта идёт упорное информационное и энергетическое противоборство. Отношения противоборствующих сторон включают в себя два основных процесса:1)информационное противоборство-измерение собственного потенциала в сравнении с возможностями другой стороны на основе полученной информации. Сегодня не составляет особого труда найти информацию о каждом из нас. «Продажа сведений, относящихся к личной жизни граждан,налево и направо приобретает эпидемиологический характер» 5; 2)энергетическоепротивоборство- непосредственные активные действия сторон, основанные на наличии имеющихся у них ресурсов. В конфликте используют  все виды ресурсов:финансовые,интеллектуальные,информационные. Наступает эскалация конфликта-это обострение противоборства во всех его проявлениях. Признаки эскалации: создание образа врага-возложение вины на другую сторону,негативные ожидания;рост эмоциональной напряжённости;переход от аргументов к личным выпадам;рост ранга защищаемых и нарушаемых интересов; применение насилия,месть;потеря предмета первоначального конфликта;увеличение  участников конфликта.

  Завершение конфликта происходит на третьей стадии. Для завершения конфликта используются посредники,ведутся переговоры. Основные формы завершения конфликта6:

-разрешение конфликта-совместная деятельность его участников,направленная на прекращение противодействия,изменение позиций оппонентов;

-урегулирование конфликта-участвует третья сторона

-затухание конфликта-временное прекращение конфликта при сохранении  напряжённых отношений,из-за истощения ресурсов сторон,потери мотивации

-устранение конфликта-ликвидация основных структурных элементов конфликта.Выход из конфликта одного из участников,исчезновение объекта конфликта.

-перерастание в другой  конфликт-смена объекта конфликта,появление нового,более значимого противоречия.

    Постконфликтная ситуация может развиться в двух направлениях:1)нормализация отношений,сотрудничество;2)перерастание конфликта в другое противоборство, непримиримые отношения. Конструктивное разрешение конфликта предполагает:1)прекращение конфликтного противодействия, любых акций против другой стороны;2)позитивное поведение обеих сторон;3)деловое сотрудничество,объективное обсуждение проблем в ходе управления, принятия управленческих решений.

                                            

                                             

 

 

 

                            

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

                          Глава3.Укажите причины конфликтов.

   Факторы,влияющие на конфликты в организации: недостатки в организации производственных процессов,неблагоприятные условия труда,несовершенство системы его оплаты,недостатки в деятельности руководителя(ошибочность решений, недостаточная компетентность,недостатки стиля руководства),противоречия в интересах членов рабочих групп, нарушение внутригрупповых норм поведения, атак же их личностные особенности и многие другие.

А) внутриличностный;

Б)межличностного конфликта;

В)межгруппового конфликта;

Г)организационного конфликта;

1)отличие в культуре,социально-психологическом типе личности;

2)конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;

3)фрустрация;

4)конфликт между формальной  и неформальной группой

А)внутриличностный конфликт -3)фрустрация,так как ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio - обман, неудача), психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грёз и фантазий, агрессивность в поведении и т. п.7

Информация о работе Виды и структура конфликта