Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:15, реферат
Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный смысл. Существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать. По моему мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя.
В своей работе я рассмотрю наиболее часто встречаемые эмоции, их психологические и физиологические основы, а так же их функции в жизни человека, связь с чувствами и мотивами.
Введение…………………………………………………...2
Глава I………………………………………………………3
1.1 История исследования эмоций……………………...3
Глава II……………………………………………………...6
2.1 Функции эмоций……………………………………...6
2.2 Виды эмоциональных состояний…………………..9
2.3 Характеристика отдельных эмоций……………….. 12
2.4 Эмоции и чувства…………………………………… 16
2.5 Эмоции и мотивы…………………………………… 18
2.6 Эмоциональность…………………………………… 20
Заключение………………………………………………..23
Литература…………………………………………...........24
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Виды эмоциональных явлений»
Реферат по дисциплине:
ПСИХОЛОГИЯ
Выполнил студент 2 курса
заочного отделения 29 группа
Карамшина Елена Владимировна
Преподаватель:________________
______________________________
______________________________
Москва 2012 год
Оглавление
Введение…………………………………………………...
Глава I………………………………………………………3
1.1 История исследования эмоций……………………...3
Глава II……………………………………………………...6
2.1 Функции эмоций……………………………………..
2.2 Виды эмоциональных состояний…………………..9
2.3 Характеристика отдельных эмоций……………….. 12
2.4 Эмоции и чувства……………………………………
2.5 Эмоции и мотивы…………………………………… 18
2.6 Эмоциональность…………………………………… 20
Заключение………………………………………………..
Литература…………………………………………....
Введение
Эмоциональные проявления, на мой взгляд, являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п.Через эмоции вы проявляете своё отношение к окружающему миру. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный смысл. Существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать. По моему мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя.
В своей работе я рассмотрю
наиболее часто встречаемые эмоции,
их психологические и
Глава I
1.1 История исследования эмоций.
Термин «эмоции» (франц. Emotion – волнение, возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.
В 18 и 19 вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное);напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение –успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод одному из оппонентов В. Вундта американскому психологу сделать критическое замечание в адрес трёхкомпонентной теории: «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс). Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса. По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений» (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:
· если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;
· невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное переживание другой;
· имеется соответствие между
определёнными переживаемыми
Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс указывал на то, что в рамках его теории остаётся необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).
Теория Джемса – Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:
1. отделение внутренних
органов от центральной
2. внутренние органы реагируют
слишком интенсивно и слишком
медленно для того, чтобы быть
источником эмоциональных
3. одни и те же висцеральные
изменения возникают при
4. искусственно вызванные
висцеральные изменения,
Таламическую теорию У. Кеннона и Ф.Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив,«вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации. Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона – Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э.Шехтеру и Д. Сингеру (1962 г.). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации – физиологический компонент – обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами –физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация – дождливая погода – может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. Подобный приём в нейролингвистическом программировании носит название «рефреминга» (смены рамки, изменение смыслового контекста, в который включается то или иное событие ).
Глава II
2.1 Функции эмоций.
1.Оценочная функция эмоций
ставит их в один ряд с
другими формами познания. Эта
функция эмоций заключается в
непосредственной (в форме переживаний)
сигнализации субъекту о
2.Функция побуждения. В
эту рубрику попадают функции:«
· способность эмоций побуждать человека к действиям (или мотивационная функция);
· облегчения филогенетических
адаптивных реакций. Считается, что
в тот момент, особенно при неожиданно
сложившейся сложной или
· дезорганизационная функция. Эта функция эмоций состоит в их способности нарушать целенаправленную деятельность человека. Действительно, сильные эмоции могут значительно влиять на привычное течение жизни, отвлекать человека от необходимой деятельности при радостном возбуждении или вынуждать испытывать деятельностную беспомощность при печали и горе. Однако всё большее число исследователей считают, что сильная эмоция (например, аффект)дезорганизует лишь нормальное протекание обычной деятельности или поведения человека с тем, чтобы привлечь все его силы и внимание к какой-то другой, возможно жизненно важной именно в этот момент деятельности или поведению. Так, при аффекте, сопровождающем угрожающую ситуацию, человек может спастись благодаря мобилизованной аффектом силе или выносливости;
· регулирующая функция. Эта способность эмоций влиять на процессы познания заключает в себе «различные аспекты регулирующего влияния эмоций на накопление и актуализацию индивидуально опыта». Это, к примеру, так называемая функция «следообразования», благодаря которой эмоционально окрашенный (позитивно или негативно) опыт индивида закрепится в памяти. Это закрепление опыта позволяет при необходимости не только актуализировать этот опыт (вспомнить), но и получить эмоциональный упреждающий сигнал о возможном результате использования этого опыта. Эта возможность предвосхищения последствий облегчает человеку поиск путей выхода из проблемных ситуаций.
3.Функция активации. В
эмоциональном состоянии
4. Экспрессивная функция.
Эта функция осуществляется
«Один психолог углубился в китайские новеллы, чтобы определить, как китайские писатели изображают разные эмоции человека. Многие телесные изменения, происходящие во время эмоции (например, прилив крови к лицу, дрожь, гусиная кожа), в китайской литературе передают те же симптомы эмоций, что и у западных писателей. Однако другие телесные выражения в китайских произведениях соответствуют иным эмоциям, чем на Западе. Следующие цитаты из китайских повестей наверняка были бы неверно истолкованы читателем, незнакомым с этой культурой:
«Они вытянули наружу языки». (Они проявили признаки удивления.)
«Он хлопнул в ладоши».
(Он был рассержен или разочарован.
«Он почесал уши и щёки». (Он был счастлив.)
«Её глаза округлились и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась)».
2.2 Виды эмоциональных состояний.
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
1.Чувственный тон –
это простейшая форма эмоций,
элементарное проявление