Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:15, реферат
Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный смысл. Существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать. По моему мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя.
В своей работе я рассмотрю наиболее часто встречаемые эмоции, их психологические и физиологические основы, а так же их функции в жизни человека, связь с чувствами и мотивами.
Введение…………………………………………………...2
Глава I………………………………………………………3
1.1 История исследования эмоций……………………...3
Глава II……………………………………………………...6
2.1 Функции эмоций……………………………………...6
2.2 Виды эмоциональных состояний…………………..9
2.3 Характеристика отдельных эмоций……………….. 12
2.4 Эмоции и чувства…………………………………… 16
2.5 Эмоции и мотивы…………………………………… 18
2.6 Эмоциональность…………………………………… 20
Заключение………………………………………………..23
Литература…………………………………………...........24
2.Собственно эмоции –
психическое отражение в форме
непосредственного
Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и ещё чаще – с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение. В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.
Не менее популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические(тормозящие действие, угнетающие).
Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей – биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.
3.Аффект – стремительно
и бурно протекающий
4.Страсть –интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны – начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.
5.Настроение –сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного тона будет звучать как «прекрасная музыка»,а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)).Определённую роль играют индивидуально – личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия – склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность – высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).
2.3 Характеристика отдельных эмоций.
История изучения эмоций включает в себя многочисленные попытки выделения так называемых базовых или фундаментальных эмоций, различные комбинации которых порождают широкий спектр эмоциональных состояний человека. Так, Кэрролл Еллис Изард выступает за то, что каждая фундаментальная эмоция является системой, образованной следующими тремя компонентами: «(а) специфический внутренне детерминированный субстрат, (б)характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы, (в)отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество». На этих основаниях Изард выделяет десять эмоций, определяемые им как фундаментальные.
Интерес - волнение |
Положительная эмоция, стимулирующая внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса; мотивирует обучение |
Радость |
Максимально желаемая эмоция, продукт определённых «радостных» событий, условий |
Удивление |
Мимолётное состояние, возникающее в результате внезапного события, направляет все когнитивные процессы на это событие |
Горе - страдание |
Переживается как падение духа, как чувство одиночества, жалости к себе |
Гнев |
Эмоция, возникающая в результате обиды ил нанесённого ущерба и мобилизующая индивида на ответные действия; играла большую роль в процессе эволюции, а в процессе социализации современного человека усилия направляются на воспитание снижения проявлений гнева |
Отвращение |
Эмоция, возникающая при восприятии физической или психологической изнашиваемости (по формулировке Изарда: когда что-нибудь портится»); мотивирует желание «избавиться от кого-либо или чего-либо» |
Презрение |
В процессе эволюции играло
функцию подготовки к встрече
опасного противника, сегодня считается
непродуктивной эмоцией; проявляется
в желании чувствовать |
Страх |
Вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности; может парализовать, а может мобилизовать энергию |
Стыд |
Появление этой эмоции обусловлено потребностью человека в социальных связях; мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; при одних обстоятельствах может способствовать появлению конформности, при других – нарушению групповых норм |
Вина |
Родственная стыду эмоция, однако, если стыд может возникать из-за любых ошибок, то вина проявляет себя при совершении человеком промахов морального, этического, религиозного характера. |
Задолго до К. Е. Изарда Карл Георг Ланге, датский медик и физиолог, из всего спектра душевных движений выделил и подробно исследовал то, что называл «наиболее резко выраженными и характерными эмоциями»: радость, печаль, страх, гнев, а также с некоторыми допущениями: смущение, нетерпение, разочарование. Ланге описывал основные черты «физиологии»и «физиогномии» эмоций, их физиологические и поведенческие компоненты.
Радость, по мнению Ланге, вызывает «повышенную функциональную деятельность произвольного двигательного аппарата и расширение мельчайших кровеносных сосудов». Эти изменения влекут за собой следующие наблюдаемые последствия:«радующийся человек чувствует усиленную потребность в движении, двигается быстро и живо, сильно жестикулирует. Лицевые мускулы сокращаются, лицо делается округленным. В радости глаза блестят, сверкают. Наиболее заметный результат от общего расширения мелких сосудов у весёлого человека составляет усиленный приток крови к коже…все те, у кого кожа бела и прозрачна, краснеют, горят от радости; весёлому человеку жарко, его коже делается полной и гладкой, он весь приободряется».
Наиболее «резкая» черта печали, считал исследователь, заключается в её парализующем действии на произвольный двигательный аппарат»: «движения, которые раньше совершались легко, теперь делаются с трудом и усилием, медленно, лениво, вяло. Печальный человек часто так легко узнаётся по своему наружному виду: он ходит медленно, пошатывается, плетётся с опущенными вниз руками; его голос слаб и беззвучен вследствие слабой деятельности выдыхательных и гортанных мышц; охотнее всего он сидит, не шевелясь, расслабленный и молчаливый. Осунувшиеся его черты в связи с его вялостью именно и придают лице печального человека то характерное выражение, которое часто производит впечатление исхудания; печальный человек с трудом согревается и очень чувствителен к холоду…», у него «возникает чувство недостатка воздуха (одышка) и стеснения в груди. Эти «мучительные» и«тягостные» ощущения содействуют увеличению страдания у печального человека, который поэтому старается избавиться от них посредством долгих и глубоких вдыханий, вздохов».
Страх близок к печали, он также сопровождается «парализованием произвольного двигательного аппарата, судорожным состоянием сосудосжимающих мышц», но и, дополнительно, судорожным сокращением«всех остальных мышц». Однако, страх парализует в гораздо большей мере, чем печаль. «Парализование мускулов органов речи затрудняет или полностью прекращает способность произносит слова; голос делается хриплым и надорванным, язык не может повернуться, мускулы лица расслабляются, широко раскрытые глаза вследствие паралича сжимательных мускулов становятся неподвижны, пристальны и упорны. Если мускульная иннервация неправильна и прерывиста, то человек начинает дрожать, трепетать, заикаться от страха».
Физиологическими признаками гнева Ланге называет расширение больших жил или вен, и усиленную иннервацию произвольных мускулов. Эти явления внешне проявляются в «раздувании» вен лба, тела, шеи, рук, а также в преобладании сильных и быстрых движений: «человек впадает в неистовство. Он вскакивает, сжимает кулаки, размахивает вокруг себя руками; он делает большие шаги, стискивает зубы, «скрежещет» ими, грозит, кричит, топает ногами, гремит, стучит, рычит от ярости. Ему хотелось бы разрушить весь мир, и в самом деле он может в своей ярости развить такую силу, которая решительно превышает всё, что он мог бы совершить в спокойном состоянии», однако, «его мышечная иннервация так неустойчива, что его удары не попадают туда, куда он метит, он «бьёт зря» и вследствие этого является не особенно опасным врагом для хладнокровного противника». «Когда гнев доходит до своей высшей точки, до бешеной ярости, то он часто принимает комический характер, потому что заставляет свою жертву скакать, кружиться и походить на беспутного весельчака».
2.4 Эмоции и чувства.
Многообразие проявлений
эмоциональной жизни человека ставит
психологию перед необходимостью их
более чёткой дифференциации. Процесс
решения этой сложной проблемы нельзя
считать завершённым, что подтверждается
наличием разногласий между
В своей фундаментальной работе«Основы общей психологии»
С. Л. Рубинштейн
рассматривает три основных
Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Эти состояния могут выступать в качестве эмоциональной окраски отдельного процесса ощущения или выражать разлитое органическое самочувствие индивида.
Второй уровень составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Дифференциация чувств происходит в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Их можно подразделить на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.
На третьем уровне находятся обобщённые чувства, выражающие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Сюда можно отнести чувство юмора, чувство возвышенного и т.п.
Согласно традициям
Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Так, выражая чувство любви по отношению к нашим детям, мы можем радоваться их успехам, беспокоится об их здоровье, досадовать, если они не оправдывают наших надежд и т.д. Однако, в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стальную потребностно-мативационную значимость. В иерархической системе чувств ведущее положение занимают те из них, которые соответствуют актуально действующим мотивам. Другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т.д. Возникающие чувства могут предопределяться преобладающими фантазиями, сонмом воображаемых образов.
Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
Существуют чувства
2.5 Эмоции и мотивы.
Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют её характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.