Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:15, реферат
Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный смысл. Существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать. По моему мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя.
В своей работе я рассмотрю наиболее часто встречаемые эмоции, их психологические и физиологические основы, а так же их функции в жизни человека, связь с чувствами и мотивами.
Введение…………………………………………………...2
Глава I………………………………………………………3
1.1 История исследования эмоций……………………...3
Глава II……………………………………………………...6
2.1 Функции эмоций……………………………………...6
2.2 Виды эмоциональных состояний…………………..9
2.3 Характеристика отдельных эмоций……………….. 12
2.4 Эмоции и чувства…………………………………… 16
2.5 Эмоции и мотивы…………………………………… 18
2.6 Эмоциональность…………………………………… 20
Заключение………………………………………………..23
Литература…………………………………………...........24
Эмоции не только указывают
на важность и модальность явлений
действительности. Они поддерживают
установку на тот или иной функционально-энергетический
уровень жизнедеятельности: активный
или пассивный, спокойный или
тревожный и т.п. Выполняя любимую
работу, мы склонны трудиться с
полной отдачей. При отрицательном
эмоциональном отношении
Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией, эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, т.к. субъект на знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.
А. Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж. Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признаю побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно
Р. У.Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.
Полагая эмоцию в качестве компонента мотивации, Б. И. Додонов подчёркивает двойственность её психологической сущности: эмоции есть одновременно и оценка других ценностей, и ценности сами по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека не те или иные объекты или отвращают от них. Как ценности они определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям и безразличие к другим. Эмоции играют роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими.[6]
В работах В. К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности.
Мотивация открывается субъекту
в виде эмоциональных явлений, которые
сигнализируют ему о
Те процессы, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений, заслуживают отдельного внимания психологов – исследователей проблемы соотношения эмоций и мотивов.
2.7 Эмоциональность.
В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях.
Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного.
Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.
В научной психологии понятие«эмоциональность» весьма продуктивно используется при рассмотрении индивидуальных различий эмоциональной жизни. Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: её мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
На вопрос о том, является ли эмоциональность врождённым или приобретённым свойством, нельзя ответить однозначно. Ещё И. П. Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от самого типа нервной системы и от тех влияний, которым подвергался индивид с момента рождения.
Замечено, что лица, перенесшие тяжёлые заболевания, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев и страх, причём люди, имеющие несколько заболеваний, реагируют ещё острее. В то же время эмоциональные потрясения имеют более или менее генерализованный аффект, а эмоциональность обычно носит избирательный характер. У эмоциональных субъектов независимо от того, чем обусловлена их эмоциональность, отмечается высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и порождающая эмоциональные реакции. В аналогичных ситуациях у неэмоциональных субъектов наблюдаются лишь приспособительные реакции. Данная закономерность позволяет двояко рассматривать эмоциональность: как разную степень чувствительности и как разную степень нарушения механизмов регуляции. В таком случае минимальная эмоциональность будет обнаружена при низкой чувствительности и высоком уровне развития навыков регуляции поведения. Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента. Сама эмоциональность имеет сложную структуру, включающую в себя ряд основных компонентов. Остановимся на них. Эмоциональная возбудимость. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
Сила эмоций. Функция этого свойства – энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов.
Тревожность –это эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Эмоциональная устойчивость. Функция данного свойства – сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений.
Попытка расширить перечень
компонентов эмоциональности
Заключение
Эмоции и чувства представляют
собой отражение реальной действительности,
но только в форме переживания. При
этом понятия "эмоции" и "чувства"
обозначают различные психические
явления, которые, конечно, самым тесным
образом связаны между собой. И в эмоциях
и в чувствах отражаются потребности человека,
вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.
В эмоциональных переживаниях отражается
жизненная значимость действующих на
человека явлений и ситуаций. Иначе говоря,
эмоции — это отражение в форме переживания
жизненного смысла, явлений и ситуаций.
В общем, можно сказать, что все способствующее
или облегчающее удовлетворение потребностей
факторы вызывает положительные эмоциональные
переживания, и, наоборот, всё, что этому
препятствует, —отрицательные.
Важное отличие чувств от эмоций заключается
в том, что чувства обладают относительной
устойчивостью и постоянством, а эмоции
возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Они могут существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействуют с ними и влияют на сосуществующие состояния или процессы в сознании. Эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они воздействуют на уровень активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.
Список использованной литературы:
1. Аткинсон Р. Л. «Введение в психологию», 2003г.
2. Батова Н. Я., Хомская Е. Д. «Мозг и эмоции», 1998г.
3. Вилюнас В. К., Калашник Я. М. «Психология эмоций», 2004г.
4. Вилюнас В. К. «Психология эмоциональных явлений», 1976г.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию», 1988г.
6. Додонов Б. И. «Эмоция как ценность», 1978г.
7. Изард К. Е. «Эмоции человека», 1980г.
8. Карпова А. В. «Общая психология», 2005г.
9. Кеннон В. «Физиология эмоций», 1927г.
10. Линдсей Д. Б. «Эмоции», 1960г.
11. Леонтьев А. Н. «Потребности, мотивы, эмоции», 1971г.
12. Ланге Г. «Душевная жизнь», 1986г.
13. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. «Психология», 2007г.
14. Роговин М. С. «Введение в психологию», 1969г.
15. Симонов П. В. «Эмоциональный мозг», 1981г.
16. Ярошевский М. Г. «История психологии», 1997г.