Виды памяти и индивидуальные особенности запоминания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:57, реферат

Описание работы

«Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений».1Другое определение, говорит что «память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве».

Содержание работы

I. Введение
II. Основная часть
Основные черты памяти………………………………………..4
Механизмы памяти…………………………………………...5-7
Виды памяти………………………………………………....8-13
Индивидуальные особенности запоминания……………..14-16
III.Заключение
Список литературы…………………………………………….18
Приложение

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 91.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

I. Введение

II. Основная часть

  1. Основные черты памяти………………………………………..4
  2. Механизмы памяти…………………………………………...5-7
  3. Виды памяти………………………………………………....8-13
  4. Индивидуальные особенности запоминания……………..14-16

III.Заключение

  1. Список литературы…………………………………………….18
  2. Приложение

 

Введение

 

«Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений».1Другое определение, говорит что «память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве»2.

Итак, память трудно свести к одному понятию. Это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека, хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный.

Термин «память» многозначен. Говоря «я помню», человек может иметь в виду совершенно разные вещи. Например,  то, что он владеет какими-либо сведениями (я помню, что Париж – столица Франции), что он способен выполнять определённые действия (я помню, как очистить фильтр пылесоса) или возвращаться к событиям прошлого (я помню свой первый экзамен в университете). К явлениям памяти относят и узнавание.

Память осуществляет связь времен прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие личности и её обучение. Основная функция памяти состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации. «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезало бы в прошлом»3 - С.Л. Рубинштейн.

Память является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Ежедневно человек сталкивается с множеством разнообразных задач, которые предъявляют различные требования к запоминанию, сохранению, воспроизведению и узнаванию информации. Поэтому, память – очень актуальная тема для реферата.

 

Цель реферата – изучить различные виды памяти и индивидуальные особенности запоминания.

 

Задачи исследования:

  1. узнать что такое «память»;
  2. рассмотреть существующие виды памяти;
  3. выявить наиболее и наименее распространённые виды памяти;
  4. выявить индивидуальные особенности запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные черты памяти

 

Наиболее важные черты, являющиеся неотъемлемыми характеристиками памяти:

- длительность

Способность в течении долгого временисохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

- быстрота (запоминания и воспроизведения)

Различается у разных людей.

- точность

Проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.

- готовность к воспроизведению

Способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

- объём

Это способность одновременно сохранять значительный объем информации.

От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека.

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы памяти

 

Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.

Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций); биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

психологи  подчеркивают зависимость памяти от характера  деятельности человека и направленности личности. Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

     Запоминание  - главный  процесс памяти. От него зависит  полнота,

точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные словно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.

Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день. Произвольное запоминание может проходить двумя способами:  через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала мы запоминаем его. Запоминание и воспроизведение обычно происходят в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. 

Сохранение  - когда следы  памяти не исчезают, а фиксируются  в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.  Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

 Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в

три фазы:

Узнавание -  при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.

·       Припоминание -  наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в

заданное время, хотя сейчас они и не действуют.

·       Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже 1) различаем 2) обновляется в сознании 3) но теперь нужно полностью вос-произвести образ, который вы не наблюдаете сейчас. Например, написать, рассказать, нарисовать.

      Забывание - процесс противоположный сохранению. Это обычно непроизвольный процесс. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что  наибольший объем материала забывается  в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который тем не менее необходим для нормальной плодотворной жизни. Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания. Это:

1)  теория  систематической  деформации следов памяти 

Она  говорит, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

  1. теория ретроактивного и проактивного торможенияи

Она говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное). Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание). Например, немудро после математики сразу учить физику или химию, т.к. процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

3) теория мотивируемого  забывания 

Она говорит, что цель и мотивация человека влияют на забывание. Например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину. З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.

 

 

 

 

 

 

Виды памяти

 

  Выделяют несколько видов памяти в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в памяти. Существуют различные методики для выявления ведущего типа памяти у человека. (См. Приложение)

Так,

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память можно подразделить на:

а) двигательную

Это запоминание и воспроизведение движения. Двигательная память отвечает за их координацию и последовательность. Она лежит в основе обучения бытовым, спортивным и трудовым навыкам, письменной речи. Её примеры – плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол.

б) эмоциональная

Она сохраняет пережитые человеком чувства. Для неё характерно доминирование эмоций, аффективной значимости. Например, чувство страха или стыда за свой поступок. Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

в) смысловая или словесная

Это запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов.

г) образная

Позволяет запоминать зрительные, звуковые образы и запахи, сопровождающие данную обстановку.

  1. По характеру участия воли память бывает:

а)  непроизвольная

Это запоминание и воспроизведение, в которых отсутствует специальная цель что-либо запомнить или припомнить, когда люди, события, вещи запоминаются сами собой, без всяких усилий. Она фиксирует материал без участия произвольного внимания. Именно благодаря непроизвольной памяти формируется основная часть жизненного опыта человека.

б) произвольная

Это запоминание и воспроизведение со специально поставленной целью что-либо запомнить или припомнить и воспроизвести в нужный момент. Т.е. процесс запоминания осуществляется целенаправленно при участии активного внимания. Благодаря произвольной памяти человек получает профессиональные и другие специальные знания.

  1. По продолжительности сохранения и закрепления материала память делится на:

а) мгновенную или иконическую

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже  против своей воли. Это память- образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

б) кратковременную

Это очень краткое сохранение материала после одного очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения. Такая память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память

"включается" когда  действует, так называемое, актуальное  сознание человека

(т.е. то, что осознается  человеком и как-то соотносится  с его актуальными

интересами и потребностями). Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания  на нее. Например, человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее  особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает.  Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились.  Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его объем памяти. Сделав сознательное усилие, можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения. Данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

Информация о работе Виды памяти и индивидуальные особенности запоминания