Виды памяти и индивидуальные особенности запоминания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:57, реферат

Описание работы

«Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений».1Другое определение, говорит что «память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве».

Содержание работы

I. Введение
II. Основная часть
Основные черты памяти………………………………………..4
Механизмы памяти…………………………………………...5-7
Виды памяти………………………………………………....8-13
Индивидуальные особенности запоминания……………..14-16
III.Заключение
Список литературы…………………………………………….18
Приложение

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 91.63 Кб (Скачать файл)

в) оперативную

Это вид кратковременной памяти. Он обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия. Например, чтение, списывание. Эта память рассчитана на сохранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации в ней  колеблется от нескольких секунд до нескольких дней, а после решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в

себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

г) долговременную

Это длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Она обеспечивает длительное хранение знаний, относится к умениям и навыкам и характеризуется значительным объёмом удерживаемой информации. Долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (часы, годы, десятилетия, всею жизнь). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. Долговременная память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен  материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с  запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

     4.  По сенсорной модальности:

а) зрительная или визуальная

Отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Примерами зрительной памяти могут быть лицо близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.

б) моторная или кинестетическая

Отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

в) звуковая, аудиальная или слуховая

Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Например, человек запоминает звучание любимой песни, голос матери, шум морского прибоя. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков и для музыкантов.

г) вкусовая

Это память, которая не играет существенной роли в жизни человека. Возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Её примерами являются вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь чёрного перца, сладость восточных фруктов. Вкусовая память развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.

д) болевая

Это боль случайно порезанного пальца.

е) обонятельная

Например, запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра.

ж) тактильная

Это мягкая спинка котёнка, ласковые мамины руки, тепло комнатной отопительной батареи.

5.  В зависимости от типа мышления выделяют:

а) ассоциативная память

Характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно.

б) логическая или смысловая

Построена на логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами.

в) опосредованная

Включает в себя ассоциативную и логическую память.

Для каждого человека память уникальна. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные особенности памяти

Интуитивно каждый из нас может многое сказать о своей памяти. Допустим, у кого-то хорошая «зрительная память», а кто-то плохо помнит цифры или даты, например, дни рождения. Многие, в большинстве это относится к женщинам, прекрасно помнят события во времени, например: «А помнишь, когда мы ездили на дачу 15 мая 2003-го года, а ты была в белых штанах…». Некоторые люди могут похвастаться быстрым извлечением информации из памяти — как правило, это очень эрудированные люди; кто-то может запоминать большие объемы, есть даже специальные соревнования по мнемотехнике — скорости и объёму запоминаемого материала. У многих хорошо развита ассоциативная память — именно на ней основаны приятные воспоминания при просмотре альбомов с фотографиями, в общем, как я уже сказала, каждый из вас может, проанализировав, как-то охарактеризовать свою память. Как сказал Карл Ясперс: «когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить все "по полочкам" и вывести единый шаблон. Тоже относится и к памяти, ведь несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизучены».4

Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Ведь у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например:

-         различная скорость запоминания;

-         в прочности сохранения;

-         в легкости воспроизведения, точность  и объем запоминания.

Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в  зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение,  т.е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, имеется у многих детей, но в последствие исчезает у взрослых из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например, у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.

Память также зависит от  таких индивидуальных особенностей личности как:

1) интересов и склонностей  личности; (то, чем человек больше  интересуется, запоминается без  труда);

2)  от отношения личности  к той или иной деятельности;

3) от эмоционального настроя (память о чувствах и эмоциях  может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память  о конкретных событиях. Доказано, что существует связь между  приятностью переживания, и тем  как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются  гораздо лучше, чем неприятные. Память  вообще оптимистична по природе: человек всегда стремиться забывать  неприятное, а воспоминания о  страшных трагедиях, с течением  времени, довольно быстро утрачивают  остроту);

4) физического состояния;

5) от волевого усилия  и многих других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, память -  одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестаёт существовать.

Мы с такой лёгкостью пользуемся памятью, что очень редко задумываемся о том, какой из её разновидностей используем в том или иной момент жизнедеятельности. Однако в ходе работы над рефератом было выявлено, что существуют различные типологии памяти. Тип памяти зависит, например, от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в памяти. Но, все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Ведь, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Таким образом, для успешной жизнедеятельности человек использует различные виды памяти. Однако, у кого-то лучше развит один вид памяти, у кого-то - другой. Эти различия зависят от индивидуальных особенностей человека: его профессиональной деятельности, склонностей, интересов.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1.    Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
  2.    Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
  3.    Кривонос Г.А. Что такое память? Процессы и виды памяти// Профессиональное обучение психотерапии// http://www.sevpsiport.com/
  4. Макселон Юзеф. Психологія. Львів. 1998.
  5. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1, Москва, 1994.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии// Книжный архив//http://klex2.ru/43l
  7. Ясперс Карл. Общая психопатология. Москва, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Приложение I

(Текст теста)

 

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

 

 

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей  относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика  канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

У каждого из нас среди органов чувств есть  ведущий, который быстрее и чаще остальных  реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них  информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

 

- Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.

- Кинестетик (тактильное  восприятие) – по тому, как его  касаются.

- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.

- Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.

 

(Кто такие дискреты - смотрите  далее).

 

Тест  аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

 

Инструкция к тесту.

 

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

 

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за  облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе  потихоньку.

3. Не признаю моду, которая  неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет  для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто  вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание  диалектам.

8. Внешнему виду придаю  серьезное значение.

9. Мне нравится принимать  массаж.

10. Когда есть время, люблю  наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо  в ней.

13. Когда услышу старую  мелодию, ко мне возвращается  прошлое.

14. Люблю читать во время  еды.

15. Люблю поговорить по  телефону.

16. У меня есть склонность  к полноте.

17. Предпочитаю слушать  рассказ, который кто-то читает, чем  читать самому.

18. После плохого дня  мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне  сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать  деньги за цветы, потому что  они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять  горячую ванну.

23. Стараюсь записывать  свои личные дела.

24. Часто разговариваю  с собой.

25. После длительной езды  на машине долго прихожу в  себя.

Информация о работе Виды памяти и индивидуальные особенности запоминания