Виды памяти, на которых базируется мнемоника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы названы впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»). Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Содержание работы

1.Введение. 2
2.Немного истории. 4
3. Виды памяти, на которых базируется мнемоника. 6
4.Четыре закона ассоциаций. 8
5.Виды мнемотехник. 10
5.1. Народная мнемотехника. 10
5.2. Классическая мнемотехника. 11
5.3. Педагогическая мнемотехника. 12
5.4. Цирковая (эстрадная) мнемотехника. 13
5.5. Спортивная мнемотехника. 14
5.6. Современная мнемотехника. 15
6. Самая эффективная современная система запоминания "Джордано". 16
6.1. Специфические элементы системы 17
6.1.1. Научная обоснованность 17
6.1.2. Философские аспекты 17
6.2. Система запоминания 18
6.3. Возможности системы «Джордано» 20
6.4. Ограничения системы «Джордано» 20
6.5. Порядок освоения системы запоминания 21
6.6. Перечень основных положений системы "Джордано", которые отличают ее от других систем запоминания. 22
7.Мнемонические приемы и системы запоминания, используемые как
составляющие системы «Джордано», так и в качестве самостоятельных методик. 24
7.1.Система, использующая словесную память. 24
7.2. Прием запоминания имен. 26
7.3. Запоминание бессвязных представлений. 26
7.4. Новый прием. 27
7.5. Система Г. Файнштейна. 29
8. И в заключение. 32
9. Список литературы. 36

Файлы: 1 файл

память.docx

— 66.40 Кб (Скачать файл)

 

5.Виды мнемотехник.

 

В настоящее  время можно выделить несколько  направлений мнемотехники:

- народная мнемотехника; 
- классическая мнемотехника; 
- педагогическая мнемотехника; 
- цирковая (эстрадная) мнемотехника; 
- спортивная мнемотехника; 
- современная мнемотехника.

Рассмотрим  вкратце каждое из этих направлений.

5.1. Народная мнемотехника.

 

К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так  прочно вошли в нашу жизнь, что  многие люди их даже не замечают. Это  приемы, которым нас обучают в  детском саду и школе, это приемы запоминания, которые иногда рекомендует  своим ученикам учитель физики или  физкультуры. Каждый человек в течение  жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально  встроены в нашу жизнь, окружают нас  со всех сторон.

Для более  точного понимания просто посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите  большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек  не способен воспринимать текстовые  сообщения. Дорожные знаки же, которые  по существу являются символами тех  или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит - это то же мнемонический  прием. В школе ребенок заучивает  соответствие звуков определенным символам - буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) - это также мнемонический  метод.

Мозг человека не умеет запоминать числовые сведения, поэтому каждый человек придумывает  свои собственные приемы для запоминания  телефонных номеров. Как правило, эти  приемы у всех примерно одинаковые. Широко распространен прием кодирования  по созвучию, используемый для запоминания  новых терминов или иностранных слов. Часто неосознанно применяется прием привязки к хорошо знакомой информации, прием поиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.

Количество  приемов народной мнемотехники ограничено, их можно пересчитать по пальцам. И эти приемы у всех примерно одинаковые. Это, по-видимому, связано с тем, что  прямо или косвенно нас обучают  этим приемам родители, в детском  садике, школе. Используемые приемы, как  правило, не осознаются; их эффективность  крайне низкая, они не имеют научного обоснования и не представляют собою  какой-либо системы запоминания. Но они помогают запоминать. Ведь каждый человек помнит какое-то количество исторических дат, имен, адресов, телефонных номеров. Все эти сведения запоминаются нами благодаря приемам так называемой народной (широко распространенной) мнемотехники.

5.2. Классическая мнемотехника.

 

Классическая  мнемотехника - это первое направление  мнемотехники в истории. Говорят, что  мнемотехникой пользовались еще  в древнем Египте и племена  Майя обучали своих детей мнемотехнике - системе внутреннего письма. Однако письменных документов, подтверждающих это у нас нет. Первые сохранившиеся  работы по мнемотехнике датируются 86 годом  до рождества Христова. Именно эта  дата считается в истории мнемотехники датой возникновения классической мнемоники.

Классическая  мнемотехника возникла как составная  часть ораторского искусства  и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Набор  приемов классической мнемотехники ограничен. Механизмы памяти интуитивно понимались правильно, однако объяснить  принципы работы памяти в то время  не было возможности - слишком низок  был уровень знаний об окружающем мире.

Ярким примером классической мнемотехники является метод  Цицерона - выделение объектов в  хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве "вешалок" для запоминаемых сведений. До сих пор остаются актуальными  и некоторые другие положения, сформулированные Цицероном. Так, классическая мнемоника  рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать.

Классическая  мнемотехника в свое время также  разделилась на два направления. Одни (Цицерон) в совершенстве владели  техникой запоминания с помощью  образных кодов. Другие представители  мнемотехники (Квинтилиан) не рекомендовали  использовать образные коды для запоминания. Как отмечают историки мнемотехники, люди, которые отказывались от методов  классической мнемотехники, как правило, имели какие-то проблемы с визуальным мышлением. Они не могли ярко представлять зрительные образы и манипулировать ими в своем воображении. В  связи с физиологическими ограничениями  методы классической мнемотехники были недоступны таким людям, и они  были вынуждены разрабатывать свои альтернативные системы запоминания, которые меньше зависели от визуального  мышления. Уже в работах Квинтилиана  мы можем увидеть первые ростки педагогической мнемотехники, мнемотехники для людей  не способных к эффективному визуальному  мышлению. Однако полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке.

 

5.3. Педагогическая мнемотехника.

 

Основателем педагогической мнемотехники можно  считать П.Рамуса.             В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника.

Педагогическая  мнемотехника отказалась от прямого  использования зрительных образов  при запоминании, и чтобы замаскировать  падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала

В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в  официальной системе образования. У классической и педагогической мнемотехник есть свои плюсы и  свои минусы. Классическая мнемотехника без сомнения на порядок эффективнее  педагогической. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и  понятнее, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно  проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

 

5.4. Цирковая (эстрадная) мнемотехника.

 

Цирковая  мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что  угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения  с помощью кода, известного только им. Главное в цирковой мнемотехнике - не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с  помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники. Хотя, конечно же, исполнители бывают разной квалификации.

При выступлении  цирковых мнемонистов их способность  запоминать часто вообще не афишируется, а наоборот держится в секрете. Потому что вся иллюзия телепатии, поиска предметов основывается на хорошо тренированной  памяти.

Не следует  забывать и тот факт, что цирковые исполнители - прежде всего артисты  цирка. А обман в цирке (то есть фокусы) считается нормой. Поэтому  не следует удивляться, когда вы узнаете, что у исполнителя есть несколько десятков ассистентов  в зале.

5.5. Спортивная мнемотехника.

 

С настоящими профессиональными мнемонистами, которые  запоминают честно, вы можете встретиться  на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже.

Спортивная  мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий  спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании  двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных  карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные  числа.

Самой способностью запоминать на таких соревнованиях  никого не удивишь. Чтобы попасть  на соревнования, нужно пройти отборочный тур, на котором необходимо продемонстрировать наличие навыка запоминания.

Рекорды, устанавливаемые  рекордсменами, поражают воображение. Особенно, если человек не знаком с  принципами запоминания в мнемотехнике. Но даже у обученного запоминанию  человека рекордсмены вызывают чувство  глубокого уважения. Когда сам  умеешь запоминать, то понимаешь, каких  трудов стоят все эти рекорды.

Самым трудным  видом соревнований считается запоминание  произносимых чисел. Когда мнемонист  не имеет возможности повторно увидеть  или услышать уже запомненное  им число. То есть запоминание с однократного восприятия.

В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший  результат. Мнемонисты соревнуются  по двум основным показателям. Первое - это скорость запоминания информации. Второй показатель - это объем запоминаемых за один раз сведений.

 

 

 

 

5.6. Современная мнемотехника.

 

К современной  мнемотехнике относится система "Джордано". Мы посвятим ей отдельную главу .

Но есть и  другие системы, авторы которых не ограничиваются чтением старинных книг, а пытаются вникнуть в тайны мозга и понять принципы его работы. Отличительной  особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической  базы. На основе теории памяти ранее  известные приемы запоминания существенно  дорабатываются и объединяются в  четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Есть специализированные системы, направленные только на изучение иностранных языков. Существуют методики заучивания сложных  двигательных навыков.

Современная мнемотехника отошла от набившего оскомину Симонида и "не желает знать где  сидят фазаны". Современной мнемотехнике больше по вкусу результаты нейрофизиологических исследований и точные методы проверки эффективности тех или иных приемов  запоминания.

 

6. Самая эффективная  современная система запоминания  "Джордано".

 

Это самая  развитая и самая практичная система  запоминания создана в 1990 году. Она  специально была разработана для  эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в  повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам

«Джордано»  представляет собой венец многолетних  систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы  запоминания Джордано Бруно. Теоретическая  основа - оригинальная модель памяти, разработанная  на основе современных представлений  о квазиголографической природе  работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и  школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную  систему, чтобы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности  и эффективности.

«Простота»  означает, что методы запоминания  легки для освоения и «прозрачны»  для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И  «эффективность» гарантирует вам  полный контроль над процессом запоминания  и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена на запоминание логически  связанной информации, каковой, в  частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система  позволяет эффективно запоминать и  логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Приемы запоминания  представляют собой лишь малую часть  того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое  путем последовательной отработки  каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального  мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность  мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует  стойкое заблуждение, что, занимаясь  мнемотехникой можно легко перегрузить  свой мозг информацией. Распространению  такого мнения способствовала книга  А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой  памяти», где психолог описывал возможности  памяти мнемониста Шерешевского. Тот  жаловался на постоянные головные боли. Сейчас совершенно определенно можно  сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как  информация появляется в вашем мозге  только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге  нет.

Информация о работе Виды памяти, на которых базируется мнемоника