Виды памяти, на которых базируется мнемоника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы названы впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»). Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Содержание работы

1.Введение. 2
2.Немного истории. 4
3. Виды памяти, на которых базируется мнемоника. 6
4.Четыре закона ассоциаций. 8
5.Виды мнемотехник. 10
5.1. Народная мнемотехника. 10
5.2. Классическая мнемотехника. 11
5.3. Педагогическая мнемотехника. 12
5.4. Цирковая (эстрадная) мнемотехника. 13
5.5. Спортивная мнемотехника. 14
5.6. Современная мнемотехника. 15
6. Самая эффективная современная система запоминания "Джордано". 16
6.1. Специфические элементы системы 17
6.1.1. Научная обоснованность 17
6.1.2. Философские аспекты 17
6.2. Система запоминания 18
6.3. Возможности системы «Джордано» 20
6.4. Ограничения системы «Джордано» 20
6.5. Порядок освоения системы запоминания 21
6.6. Перечень основных положений системы "Джордано", которые отличают ее от других систем запоминания. 22
7.Мнемонические приемы и системы запоминания, используемые как
составляющие системы «Джордано», так и в качестве самостоятельных методик. 24
7.1.Система, использующая словесную память. 24
7.2. Прием запоминания имен. 26
7.3. Запоминание бессвязных представлений. 26
7.4. Новый прием. 27
7.5. Система Г. Файнштейна. 29
8. И в заключение. 32
9. Список литературы. 36

Файлы: 1 файл

память.docx

— 66.40 Кб (Скачать файл)

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с  перегрузкой памяти, а с общим  утомлением организма. Так как поддержание  внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

6.1. Специфические элементы системы 

6.1.1. Научная обоснованность

 

Не зная механизма  фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются: «электрическая память» и «рефлекторная память».

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается  как средство коммуникации, предназначенное  для «вывода» информации из мозга  и передачи ее в другой мозг. Использование  речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых  конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное  и «тормозит» запоминание.

Вводится  понятие «точной» или «знаковой» информации.

Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.

6.1.2. Философские аспекты 

 

Специфически  рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.

В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся  элементов, количество которых ограничено.

Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации.

Под «пониманием» подразумевается представление  в воображении группы пространственно  организованных зрительных образов.

6.2. Система запоминания

Приемы запоминания  систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс  запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование  элементов информации в зрительные  образы;

- собственно  сам процесс запоминания;

- запоминание  последовательности информации;

- закрепление  информации в мозге.

Приемы запоминания  систематизированы по этим четырем  этапам.

Вводится  понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие  «ассоциация» отличается от понятия  «соединение образов».

Четко обозначена основная мыслительная операция, ведущая  к сознательному включению процесса «память» - операция «Соединение образов».

Обозначены  два возможных способа запоминания  последовательности информации.

Широко используются образные коды, как инструменты скоростного  запоминания.

Система кодирования  чисел в образы основана на следующем  буквенно-цифровом коде: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм. Разработаны  и даются в виде справочника образные коды двузначных чисел и образные коды трехзначных чисел.

СОСТАВЛЕНИЕ ФРАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РАССКАЗОВ  В СИСТЕМЕ «ДЖОРДАНО» НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ.

В ДАННОЙ СИСТЕМЕ  СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЭМОЦИИ ТОЛЬКО МЕШАЮТ ЗАПОМИНАНИЮ.

Для построения систем вспомогательных опорных  образов (локи) используются комбинации десяти различных приемов запоминания  последовательности.

Тексты запоминаются по принципу «от частей к целому». Чем больше в тексте точных сведений, тем более точно его можно  запомнить. Наиболее удобны для запоминания  тексты гуманитарных дисциплин.

Запоминание стихов не рассматривается, так как  считается, что создание стихотворения - это и есть, пусть сложный, но мнемонический прием дословного запоминания прозы.

Вводится  понятие «навык запоминания» как  динамики процессов визуального  мышления и внимания. Разработан компьютерный тест для проверки навыка запоминания. Тест позволяет сравнивать навык  запоминания разных людей при  существенных разбросах параметров скорости, объема и ошибок. Навык  запоминания выводится как «Коэффициент увеличения способности запоминания» по сравнению с нормой (человек, не обученный технике запоминания).

Обоснованы  и разработаны способы «доводки»  информации до рефлекторного уровня припоминания. В таком припоминании нуждаются: иностранные слова, новые  азбуки, образные коды. Вводится способ проверки рефлекторного запоминания.

Вводится  ученический норматив скорости запоминания  образных кодов - 6 секунд на запоминание  одного элемента. Это позволяет легко  рассчитывать нормативное время  запоминания разных видов информации. Так, на запоминание телефонного  номера ученику, прошедшему курс обучения, отводится 24 секунды.

Под объемом запоминаемой информации в системе «Джордано» понимается объем сведений, запоминаемых «на одном дыхании», без перерывов, без возможности повторного восприятия элементов, и с последующей гомогенной интерференцией (отвлекающее задание, содержащее элементы запоминаемых сведений).

 

 

6.3. Возможности системы «Джордано» 

 

Система позволяет  накапливать в мозге сотни  и тысячи отдельных информационных сообщений (отдельные телефонные номера, исторические даты, термины и их толкование и т.п.), с возможностью как последовательного, так и  мгновенного выборочного припоминания. Система позволяет быстро находить в мозге информацию, содержащую одинаковые элементы. Например, все даты относящиеся  к одному числу.

Скорость  запоминания информации зависит  от степени тренированности каждого  отдельного человека и от сложности  самой информации. При запоминании  образных кодов (фиксированных образов  на двузначные числа), при непродолжительной  тренировке легко достигается средняя  скорость 3 секунды на двузначное число. Это значит, что время запоминания 100 двузначных чисел составит 5 минут. Ученический норматив на запоминание 100 двузначных чисел - 10 минут (6 секунд на зрительный образ).

Запомненные методами мнемотехники сведения стираются  автоматически через некоторое  время. При использовании специальных  приемов закрепления информации, можно регулировать время ее сохранения в мозге - от 1 часа до пожизненного сохранения.

Рассматривается метод накопления в мозге большого количества фраз (в том числе и  на иностранном языке), и доводка  их до автоматизма. Однако это основывается на зрительных образах и занимает определенное время для запоминания  и закрепления.

6.4. Ограничения системы «Джордано» 

 

Объем запоминаемых сведений ограничен:

- количеством  вспомогательных опорных образов  (ранее заученных);

- скоростью  запоминания конкретного человека;

- утомлением, неизбежно возникающим в процессе  запоминания;

- необходимостью  закреплять и повторять ранее  запомненные сведения.

Скоростное  запоминание возможно только в том  случае, если на элементы запоминаемых сведений заранее выучены образные коды. Скорость запоминания любой  другой информации значительно ниже из-за необходимости подробного кодирования  в образы.

Все запоминание  в системе «Джордано» основано на мыслительных операциях со зрительными  образами в воображении.

6.5. Порядок освоения системы  запоминания 

 

Первый этап отработки отдельных приемов  и методов запоминания и формирование навыка запоминания логически не связанной информации (последовательности, слов, чисел, буквосочетаний).

Параллельно с этим должен идти процесс формирования в мозге разветвленной системы  опорных образов и системы  образных кодов на часто повторяющиеся  элементы (двузначные и трехзначные  числа, названия месяцев, дней недели, имена).

Изучаются техники  запоминания разных видов информации (телефоны, даты, точные даты, фамилии  и имена, термины и толкования, иностранные слова и др.). Хотя техники запоминания имеют один общий универсальный принцип, запоминание  каждого вида информации имеет свою специфику.

Параллельно с этим следует проводить регулярные тренировки в свободное время, отрабатывая  приемы запоминания на улице, в магазине, на работе, в школе или институте.

Затем следует  этап специализации. Вы можете выбрать  необходимый вам вид информации и усиленно тренироваться в запоминании  именно этой информации. При этом нужно  выполнять специальные упражнения, в зависимости от вида запоминаемых сведений и от их объема.

В заключении можно переходить на применение системы  «Джордано» для запоминания сложной  учебной информации, такой как  конспекты учебников, основные положения  читаемых книг, лекции, доклады. Здесь  мнемотехника плавно переходит в  риторику (ораторское искусство) и связывает  вас с другими областями психологии.

Механизмы памяти универсальны. Они позволяют понять не только принципы запоминания. С их помощью можно обосновать и глубже понять такие разделы практической психологии как гипноз, НЛП, психология мышления, формирования и изменения  личности. Механизмы памяти перекидывают мостик и в парапсихологию. Некоторые  феномены из этой дисциплины легко  реализуются с использованием мнемонических  техник.

6.6. Перечень основных положений  системы "Джордано", которые  отличают ее от других систем  запоминания. 

 

1. Вводится  понятие "электрическая память" - процесс фиксации мозгом связи  между одновременно работающими  нервными клетками.

2. Обозначена  основная мыслительная операция, ведущая к запоминанию - операция "Соединение образов".

3. Вводится  понятие "Смысл запоминания" - последовательное соединение элементов  одного информационного сообщения.

4. Вводится  понятие "Точная информация" - информация, элементы которой при  восприятии не вызывают зрительных  образов в воображении.

5. Основной  способ запоминания в системе  "Джордано" - образование ассоциации, состоящей из основы и элементов.  Этот способ запоминания является  единственно правильным и вытекает  из понятия "Смысл запоминания"  и схемы образования электрической  связи

6. Вводится  понятие "Фиксированные образные  коды" - образы-заменители часто  повторяющихся элементов информации, которые должны быть уникальны  и неизменяемы.

7. Вводится  понятие "Система внутренней  стимуляции мозга" - система заранее  заученных неизменяемых образов,  которые с нейрофизиологической  точки зрения являются фильтрами  пространственных частот. К ним  привязываются созданные ассоциации. С их помощью осуществляется  сканирование мозга и считывание  из него ранее образованных  комбинаций образов.

8. Используются  многоуровневые системы опорных  образов, которые строятся из  комбинаций десяти основных приемов  запоминания последовательности.

9. Вводится  запрет на соединение вместе  любых образных кодов. Также  образные коды запрещается использовать  в качестве опорных образов.

10. Вводится  понятие "навык запоминания"  и разработан компьютерный тест  для проверки сформированного  навыка запоминания. Введены нормативы  для обучающихся технике запоминания  по системе "Джордано".

11. Введено  понятие "фонетические образные  коды", которые используются для  быстрого запоминания иностранных  слов.

12. Под логической  связью понимается любая связь,  создаваемая в воображении между  зрительными образами.

13. Под "пониманием" имеется ввиду представление  в воображении пространственно  организованных зрительных образов.

14. Введены  понятия "каналы воссоздающего  воображения", "канал пространственных  операторов", дается схема работы  воссоздающего воображения.

15. Четко  определены четыре основных этапа  запоминания: кодирование элементов  информации в образы, запоминание  (соединение образов), фиксация последовательности  ассоциаций (непосредственно между  собою или с помощью систем  опорных образов), закрепление связей  в мозге (три способа мысленного  повторения).

 

 

 

7.Мнемонические  приемы и системы запоминания,  используемые как составляющие  системы «Джордано», так и в  качестве самостоятельных методик.

7.1.Система, использующая словесную память.

 

Вот как она  применяется, например, в запоминании чисел. Так как цифры очень трудно запомнить, то мы должны превратить их в слова, а для этого мы вместо каждой цифры употребляем соответствующую ей букву, как это обозначается на следующей таблице:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

л

р

н

з

ч

п

ш

с

в

д

о

ф

ц

м

к

б

щ

г

   
     

ж

   

т

х

   

Соответствие  между буквами и цифрами очень не трудно помнить, если мы обратим внимание на следующее:

0=л,о.

Это легко запомнить, так как  в слове нуль последний звук есть л; буква о имеет почти ту же форму, как 0.

1=p,ф.

Буква р составлена из прямой черты, как в 1, и 0; ф составлена из прямой черты и двух 00.

2=н,ц.

Буквы н и ц составлены из двух черточек.

3=з,м, ж.

Буквы ж и м составлены из трех частей, буква з имеет фигуру цифры 3.

4=ч,к.

Слово четыре начинается буквою ч, на языках латинском  и французском к — quattuor, quatre.

5=n,б.

Начальная буква в слове пять есть п; б есть подобно п — губная буква.

6=ш,щ, т.

Шесть начальная  буква в слове шесть, щ похоже на него, т есть опрокинутое ш.

7=с, г, х.

Слово семь начинается буквою с; по-гречески 7 гепта, начинается также звуков — г; х есть подобно г звук гортанный.

8=в.

Слово восемь начинается буквою в.

9=д.

В девяти начальная буква д.

Информация о работе Виды памяти, на которых базируется мнемоника