Виды памяти, на которых базируется мнемоника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы названы впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»). Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Содержание работы

1.Введение. 2
2.Немного истории. 4
3. Виды памяти, на которых базируется мнемоника. 6
4.Четыре закона ассоциаций. 8
5.Виды мнемотехник. 10
5.1. Народная мнемотехника. 10
5.2. Классическая мнемотехника. 11
5.3. Педагогическая мнемотехника. 12
5.4. Цирковая (эстрадная) мнемотехника. 13
5.5. Спортивная мнемотехника. 14
5.6. Современная мнемотехника. 15
6. Самая эффективная современная система запоминания "Джордано". 16
6.1. Специфические элементы системы 17
6.1.1. Научная обоснованность 17
6.1.2. Философские аспекты 17
6.2. Система запоминания 18
6.3. Возможности системы «Джордано» 20
6.4. Ограничения системы «Джордано» 20
6.5. Порядок освоения системы запоминания 21
6.6. Перечень основных положений системы "Джордано", которые отличают ее от других систем запоминания. 22
7.Мнемонические приемы и системы запоминания, используемые как
составляющие системы «Джордано», так и в качестве самостоятельных методик. 24
7.1.Система, использующая словесную память. 24
7.2. Прием запоминания имен. 26
7.3. Запоминание бессвязных представлений. 26
7.4. Новый прием. 27
7.5. Система Г. Файнштейна. 29
8. И в заключение. 32
9. Список литературы. 36

Файлы: 1 файл

память.docx

— 66.40 Кб (Скачать файл)

 

Этой системой предлагают воспользоваться для  запоминания следующим образом:

Положим, мы желаем запомнить год крещения Владимира — 988. Вместо цифры 988 подставляем соответствующие им буквы, получим д-в-в. Теперь нам следует между этими буквами вставить какие-нибудь другие буквы так, чтобы получились слова, имеющие смысл, напоминающий нам указанное событие. Вставив буквы указанным способом, получим следующие слова: дав веру; а эти слова напоминают нам событие крещения Владимира, потому что "дав веру христианскую, он заслужил название равноапостольного".

Год сражения при Калке 1240 обозначается буквами н-к-л. Вставляя буквы, мы получим слово накликали. Это имеет вот какое отношение к сражению при Калке: "русские, убив послов монгольских, накликали сами на себя беду".

Год Куликовской  битвы 1380 изображается буквами з-в-л. Из этих букв получаем слово завалено. "Поле Куликовское было заваленотрупами".

Точно таким  же образом предлагают запоминать цифры  и в других науках, например в географии. Положим, мы желаем заметить, чтоплощадь Азии занимает 870 тысяч кв. миль; вместо 870 получаем буквы в-с-л; из этого вышеупомянутым способом образуем слова вселюди. "Азия есть колыбель всего рода человеческого" (всех людей).

Высота горы Чимборазо 20 тысяч футов. 20 изображается буквами н-л; из этих букв получается слово "нельзя" (Нельзя взойти на гору Чимборазо, потому что она крута).

Арарат имеет 16 тысяч футов. 16 изображается буквами р-ш; получается слово решено. (Решено, что ковчег остановился на ней).

В химии применение этой методы таково: положим, нам нужно запомнить удельный вес ртути 13,5; 13,5 = р-з-б = разбегается; удельный вес мышьяка = 5,77 = п-с-с = опасайся или б-г-г = убегай его.

В законоведении — содержание статьи 947 выражается буквами = д-б-г = "До беглых людей, зашедших из других губерний в Новороссийский край". (Содержание указанной статьи).

Этим же способом можно запоминать, разумеется, цифры  во всех других науках.

7.2. Прием запоминания имен.

 

В мнемонических  системах, пользующихся словесной памятью, рекомендуется следующий прием, посредством которого можно запомнить ряд имен.

Вместо имен, если они неудобно запоминаемы, выбираем слова или имена, которые звучат одинаково и соединяем их между  собою. Например, нам нужно запомнить  имена семи греческих мудрецов: Солон, Периандр, Хилон, Питтак, Биас, Фалес  и Клеобул. Мы ставим вместо Периандр — Перу, вместо Хилон — Чили, вместо Питтак — пятак, вместо Биас — пиво, вместо Фалес — даль, вместо Клеобул — клевер и затем составляем такую фразу: "Солон стоит левой ногой на карте Перу, а правой на карте Чили, в правой руке держит медный пятак, а в левой бутылку пива и смотрит вдаль на поле клевера".

7.3. Второй способ запоминания имен.

 Для этого,  как например, в данном случае, берутся только первые слоги  имен: Пер(Периандр), Пи (Питтак), Та (Талес), Со (Солон), Би (Биас), Хи (Хилон), Кле (Клеобул). Из этих слогов составится отдельное слово —Перпитасобихикле, посредством которого мы можем воспроизвести все данные имена. Или же из этих первых слогов составляют (целую фразу) на немецком языке, например Der persische Pilger des Thales soil bis China Klettern, что имеет свой определенный смысл.

7.3. Запоминание бессвязных представлений.

 

Чтобы запомнить бессвязные представления, нужно, по правилам мнемоники, такие представления выражать характерными словами и затем приводить их в связь. Например, семь чудес древнего мира были: висячие сады царицы Семирамиды в Вавилоне, египетские пирамиды, статуя Зевса Олимпийского в Элладе, изваянная Фидием, храм Дианы в Эфесе, колосс Родосский, маяк на острове Фарос близ Александрии и мавзолей, построенный царицей Артемизией своему супругу Мавзолу. Для запоминания всего этого строится такая фраза: "Мы видим в саду пирамиду, на вершине которой находится статуя; внутренность этой пирамиды похожа на храм; вход стережет медный великан, колосс, пустая голова которого служит маяком и немногим меньше мавзолея".

Этим же способом предлагают пользоваться для того, чтобы запомнить целый ряд анекдотов или рассказов; для этого нужно взять из каждого рассказа одно слово или фразу, характерную для данного рассказа, затем эти отдельные слова связать вместе, вставляя какие-нибудь такие идеи, которые могли бы придать им известный смысл, приблизительно, так, как это было сделано только что.

7.4. Новый прием.

 

Кроме вышеуказанных  приемов запоминания слов и выражений, не связанных друг с другом, есть еще один прием, который считается  новым. Он состоит в следующем.

Положим, нам  нужно запомнить два слова: перо и нос, логически друг с другом не связанных. Прежние мнемотехники для этой цели составили бы фразу, которая содержала бы слова: "перо" и "нос". По всей вероятности, они составили бы фразу: "на носу находится перо" или что-нибудь в этом роде. По новой системе вставляются просто слова, которые должны установить эту связь и именно между словами перо и нос вставляются следующие слова: чернила, чернильный флакон, флакон с нюхательным спиртом. Ассоциативная связь легко понятна: "перо, чернильный флакон, флакон с нюхательным спиртом, нос".

Можно видеть, что в этом собственно нет ничего нового. Ведь основной принцип мнемотехники в том и заключается, чтобы  делать какие-нибудь вставки, которые  устанавливали бы ассоциативную  связь между словами, между которыми, в действительности, такой связи  нет, а вставим ли мы одно слово  или три, как в данном случае, это  не составляет никакого существенного  различия.

Например, способ запоминания по этой системе президентов  Соединенных Штатов: Washington, Adams, Thomas Jefferson и т. д. Мы рассмотрим только имя  первых двух президентов. Для этого  нужно запомнить следующий ряд  слов, находящихся друг с другом в ассоциативной связи:

President

dentist

draw

То give up

self-sacrifice

Washington

morning wash

wedding morning

Wedding bouquet

Garden

Eden

Adams

Для тех, кто  не знает английского языка, я  покажу, какая существует связь между  этими словами. President (президент) в окончании имеет dent, которое вследствие ассоциации по сходству вызывает dentist (дантист).

Dentist вследствие ассоциации по смежности вызывает draw (тянуть, рвать зубы, дергать с употреблением усилия).

Draw вызывает to give up (отказаться), вследствие ассоциации по контрасту, потому что дергать — значит употреблять физическую силу, преодолевать известное сопротивление; отказаться — значит не употреблять усилия, не оказывать никакого сопротивления.

То give up вызывает вследствие ассоциации по сходству self-sacrifice (самопожертвование).

Self-sacrifice вызывает по ассоциации Washington, как абстрактное определение человека, известного под именем Washington.

Washington вызывает вследствие ассоциации по сходству (звуковому) morning wash (утреннее умывание). Morning wash вызывает wedding morning (свадебное утро) вследствие ассоциации по сходству (одно общее слово).

Wedding morning вызывает Wedding bouquet (свадебный букет), вследствие ассоциации по сходству. Wedding bouquet вызывает Garden (сад), вследствие ассоциации по смежности. Garden вызывает Eden (связь рода и вида); Eden вызывает Adams (Адам) вследствии ассоциации о смежности. Adams — второй президент и т. д.

Такой же прием  и для запоминания остальных  президентов.

7.5. Система Г. Файнштейна.

 

"Посредством моего метода,— говорит Файнштейн,— основанного на законах физиологии, логики, психологии и педагогики, память возвращается потерявшим ее, делается хорошей у имеющих плохую и лучшей — у обладающих хорошей".              "Моя система содействует развитию даже самой слабой памяти, доводя ее до возможно высокой степени совершенства" и т. д.

Для того, чтобы  запомнить ряд таких слов, как: "лед, лен, лес, лужа, лапа, лом, лук, лев, лира, тюль" по системе Файнштейна нужно представить следующую картину: "Зима... Кругом снег. Перед вами слева тянется длинная река, покрытая льдом; тут же лежит очень много льна, который соединяется с ближайшим лесом. В лесу видна большая лужа, в которой вы замечаете громадную лапу, и на ней лежит тяжелый лом; к лому привязан большой лук, который находится в зубах льва, на спине которого почему-то привязана лира, обвешанная тюлем".

Для того, чтобы  запомнить имена русских князей по порядку: "Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав, Изяслав", по методу Файнштейна нужно поступить следующим образом. Нужно предварительно заучить 10 слов, имеющих звуковое сходство с этими именами. Вот эти слова: "рука, олень, угорь, ольха, слава, святой, ярус, мягко, месть, ясли".

Для запоминания  этих десяти бессвязных слов, необходимо сделать соответствующие вставки. Именно:

1) рука... нога... быстрые ноги... олень

2) олень... лес... змея... угорь

3) угорь... гора... высоко... дерево... ольха

4) ольха... лихо... лихое слово... слава

5) слава... молитва... священник... святой

6) святой... храм... театр... ярус

7) ярус... кресло... мягко

8) мягко... жестокость... месть

9) месть... зверское чувство... животное... лошадь... ясли

Изучив эти 10 слов, их следует связать с именами  князей следующим образом:

1) Рука = ру—рю—Рюрик.

2) Олень — Олег.

3) Угорь = Игорь.

4) Ольха = Ольга.

5) Слава = Святослав.

6) Святой = Владимир Святой.

7) Ярус = Ярослав Мудрый.

8) Мягко = Владимир Мономах.

9) Месть = Мстислав.

10) Ясли = Изяслав.

Вот, например, как можно было бы запомнить стихотворение  Пушкина "Цыгане".

Над лесистыми брегами 
В час вечерней тишины, 
Шум и песни под шатрами, 
И огни разложены.

Здравствуй  счастливое племя! 
Узнаю твои костры! 
Я бы сам в иное время 
Провожал сии шатры.

Завтра  с первыми лучами 
Ваш исчезнет вольный след, 
Вы уйдете, но за вами 
Не пойдет уж ваш поэт.

Он  бродящие ночлеги 
И проказы старины 
Позабыл для сельской неги 
И домашней тишины.

Чтобы запомнить  это стихотворение, нужно одно слово  каждого стиха связать с одним  словом следующего стиха, но таким же образом, как это мы видели выше, именно, вставляя какие-нибудь слова, которые устанавливали бы ассоциативную связь.

"Тут мы  прибегаем к помощи воображения,— говорит Файнштейн.— Мы представляем себе, что "цыгане находятся

"Над  лесистыми брегами", которые особенно приятны для нас

"В  час вечерней тишины" тишине противополагается шум:

"Шум  и песни под шатрами" в последних горят маленькие свечки, огонь которых чуть-чуть виден

"И  огни разложены" в слове разложены слышится звук жены, жена и муж, представители племени:

"Здравствуй, счастливое племя!" племя звучит как пламя, которое особенно видно в кострах:

"Узнаю  твои костры", в которых блестит огонь; противоположность огню вода в море, где находятся рыбы, и между ними сом-сам:

"Я  бы сам в иное время" Каждый желает весело проводить время

"Провожал  сии шатры" Шатры обыкновенно без крыш, на крыше часто находятся птицы, имеющие перья- первый

"Завтра  с первыми лучами" Луч исчезает быстро

"Ваш  исчезнет вольный след", Следы образуются ногами, которыми мы ходим

"Вы  уйдете" Уйдет-пойдет

"Но  за вами не пойдет уж ваш  поэт" У поэта быстро летают мысли, а у обыкновенного человека они как бы блуждают, бродят

"Он  бродящие ночлеги". Ночлег для солдат обыкновенно назначается по приказу командира, приказы-проказы

"И  проказы старины" Старое многие забывают 

"Позабыл  для сельской неги". Нежным делается тот, кто не делает частых движений и сидит постоянно дома, где иногда бывает тихо

"И  домашней тишины..."

 

8. И в заключение.

 

Качество  запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много  информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные  сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без  перебора всей имеющейся в памяти информации.

Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических  устройств, то в последнее время  наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров  и программного обеспечения черпают  свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить  хорошо известная программа распознавания  текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной  системы человека.

Компьютерные  технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч  литературных произведений. Книжные  магазины буквально завалены книгами. НО… возможности мозга остаются на прежнем уровне...

Мнемотехника  значительно повышает обучаемость  человека любым дисциплинам, процесс  запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге полностью  контролируется.

Кому нужна  мнемотехника?

Школьникам  и студентам.

Школьники и  студенты пишут шпаргалки перед  экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить  эти шпаргалки. Тогда на экзаменах  вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может  быть сохранена в вашей памяти пожизненно. Это может потребоваться  в случае, если вы захотите стать  высококлассным специалистом, профессионалом в своей области.

Мнемотехника  существенно сократит время подготовки к экзаменам. Если применять мнемонические  методы запоминания в течение  учебного года, то вообще не придется готовиться к экзаменам. Вы просто будете помнить содержание всех своих учебников. (Рекомендуется запоминать информацию маленькими частями, в течение учебного года)

Преподавателям.

Не забывайте, что мнемотехника возникла как часть  ораторского искусства. И методы запоминания последовательности изложения  материала лекции - это чуть ли не самое простое в искусстве  запоминания. Кроме того, запомнив материал лекции один раз, больше вообще никогда  не придется тратить время на подготовку к уроку. Пока коллеги будут сто  первый раз перечитывать план лекции, вы сможете насладиться приятной беседой и чашечкой чая.

Информация о работе Виды памяти, на которых базируется мнемоника