Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 17:00, реферат
Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.
Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Понятие конфликта……………………………………………………..4
3. Виды ролевых конфликтов……………………………………………..7
4. Заключение…………………………………………………………….12
5. Список используемой литературы…………………………………...13
Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«ВолгоградскИЙ колледж газа и нефти»
ОАО «Газпром»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология общения»
тема: «Виды ролевых конфликтов»
специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Выполнил (а): Штондина Е.С.
обучающаяся
Проверил Орлова С.В.
преподаватель:
Волгоград
2013
Оглавление
Введение
Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.
Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.
Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.
Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.
Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.
Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.
Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.
В процессе осуществления социальных ролей личности могут возникать трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты). Ролевое напряжение возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли (например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу – к выбору профессии). Ролевые конфликты – проявления более острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли исключают друг друга.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если идет речь о взаимодействии людей.
Конфликт – столкновение противоположнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из–за особенностей нашей психики и того, что большинство людей не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия, способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непостредственно.
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.
Однако сам по себе «одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов» - их, так называемая, эскалация.
Эскалация конфликтогенов – на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Выделяют три основных типа конфликтогенов:
- стремление к превосходству;
- проявление агрессивности;
- проявление эгоизма.
Ролевые конфликты - это ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами: степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызватъ; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт.
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).
Для выяснения
сути конфликта важно выделить его основные
признаки, сформулировать условия его
возникновения.
Конфликт
всегда возникает на основе противоположно
направленных мотивов и суждений, которые
можно считать необходимым условием возникновения
конфликта.
Для конфликта
всегда характерно противоборство субъектов
социального взаимодействия, которое
выражается через нанесение взаимного
ущерба (морального, материального, физического,
психологического и т.п. ).
Необходимыми
и достаточными условиями возникновения
конфликта является наличие у субъектов
социального взаимодействия противоположно
направленных мотивов и суждений, а также
состояние противоборства между ними.
Любой конфликт
можно рассматривать в статике (как систему
взаимозависимых структурных элементов)
и в динамике (как процесс).
Основными
структурными элементами конфликта являются
стороны конфликта; предмет конфликта;
образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта;
позиции сторон конфликта.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными. Конфликты препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.
Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные.
Внутриличностные
конфликты представляют собой столкновения
внутри личности равных по силе, но противоположно
направленных мотивов, потребностей, интересов.
Особенностью данного вида конфликта
есть выбор между желанием и возможностями,
между необходимостью выполнять и соблюдением
необходимых норм.
На выбор
правильного решения в случае внутриличностного
конфликта человек может израсходовать
много сил и времени, а значит, стремительно
возрастает эмоциональная напряженность,
может возникнуть стресс, а перед принятием
решения поведение личности может быть
неконтролируемым.
Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. «Две души живут в моей груди …» - писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще.
Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.
Категория
внутриличностных конфликтов объединяет
психологические конфликты, состоящие
в столкновении различных личностных
образований (мотивов, целей, интересов
и т.д.), представленных в сознании индивида
соответствующими переживаниями.
Отечественные исследователи (см., например,
Н.В. Гришину, Ф.Е. Василюка, А.. Кармина
и др.) подразделяют все концепции, описывающие
механизм внутриличностного конфликта
по определению предмета столкновения
(или по критерию связи со внешней средой):
интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.
1. Психодинамические
(интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу
индивида и представлены в теориях З. Фрейда,
К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни.
2. Ситуационные
подходы, опирающиеся на представление конфликта
как реакции на внешнее стечение обстоятельств
представлены в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера,
Дж. Долларда.
3. Когнитивистские
концепции основываются на понимании
конфликта как познавательного феномена,
встречаются в работах К. Роджерса; А. Маслоу;
К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера.
Специфика внутриличностного конфликта
состоит в следующем:
1. Особенность
структуры конфликта – отсутствие субъектов
конфликтного противостояния в лице отдельных
личностей или групп, сторонами конфликта
становятся различные внутриличностные
образования;
2. Специфичность
форм протекания и проявления: такой конфликт
протекает в форме тяжелых переживаний,
сопровождается специфическими состояниями
страхом, депрессиями, стрессом, может
вылиться в невроз или психоз;
3. Латентность
протекания как для окружения, так зачастую
и для самого индивида.
Внутриличностные конфликты можно разделить
на 2 группы, исходя из природы противоречий,
лежащих в основе конфликта:
- результат
перехода объективных противоречий во
внутренний мир человека (моральные, адаптационные
конфликты);
- возникающие
из противоречий внутреннего мира личности
как отражение отношения личности к окружающей
среде (мотивационные конфликты, неадекватная
самооценка).
Исторически
одной из самых влиятельных в психологии
оказалась традиция, рассматривающая
мотивационные конфликты. Классиком в
этой области признан Курт Левин, который
выводил их из анализа проблем, возникающих
в жизненной ситуации индивида. Предметом
изучения для него стали мотивы, вступающие
в борьбу по причине несовместимости и
одновременной актуализации. К конфликтному
Левин относил одновременное воздействие
на индивида противоположно направленных
мотивов равной величины. При этом он различал
3 варианта течения этих конфликтов.
1. Альтернативы
в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие
друг друга (Буриданова ослица). Здесь
ключевым являются факторы значимости
и единовременности, без которых конфликта
как такового бы просто не было.
2. Альтернативы
в равной мере непривлекательные (выбор
из двух зол, где нет меньшего).
3. Одна и та
же цель в равной мере, но в разных аспектах
является и привлекательной, и непривлекательной
одновременно. Внутренняя борьба в этом
случае связана со взвешиванием всех за
и против.
Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".
Можно назвать
отличительные особенности межличностного
конфликта:
1. Противоборство людей происходит непосредственно,
здесь и сейчас, на основе столкновения
их личных мотивов. Соперники сталкиваются
лицом к лицу.
2. Проявляется весь спектр известных причин:
общих и частных, объективных и субъективных.
3. Межличностные конфликты для субъектов
конфликтного взаимодействия являются
своеобразным полигоном проверки характеров,
темпераментов, проявления способностей,
интеллекта, воли и других индивидуально-психологических
особенностей.
4. Отличаются высокой эмоциональностью
и охватом практически всех сторон отношений
между конфликтующими субъектами
5. Затрагивают интересы окружения.