Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:48, реферат
Процесс обучения оказывает разностороннее влияние на физическое, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей. Поэтому важная задача наблюдений процесса обучения — выявление его воспитательного, общеразвивающего воздействия на детей (развитие наблюдательности, сообразительности, умственной, речевой и двигательной активности, самостоятельности, творческой инициативы).
Введение
Глава первая. Жизнь и деятельность А.П.Усовой
1.1. Биографические сведения о жизни и деятельности А.П.Усовой
1.2. Условия развития педагогической деятельности А.П.Усовой
Глава вторая. Проблема обучения детей дошкольного возраста в педагогических исследований А.П.Усовой
2.1. Взгляды А.П.Усовой на проблемы обучения детей дошкольного возраста
2.2. Роль занятий и игр в процессе обучения детей дошкольного возраста
2.3. Использование наследования А.П.Усовой при обучение детей в современных дошкольных учреждениях
Заключение
Список используемой литературы
Сравнивая метод знаний с обучением, легко увидеть, что способы педагогического воздействия в том и другом виде работы с детьми резко различны. В задании детям предоставляется свобода действий в замысле и в его исполнении в пределах широкой темы. В обучении ребенка ведут по пути усвоения знаний и умений из пояснений и показа, практики исполнения.
Вполне понятно, что в первом случае детям почти не приходится себя в чем-либо сдерживать. В обучении же все поведение ребенка основано на том, что он должен сосредоточиться на данном явлении, действии, отвлечься от всего постороннего, идти указанным путем.
Таким образом, факты отрицательного отношения детей к обучению мы могли непосредственно связать с системой предшествующего воспитательного влияния.
У детей вырабатывалась привычка воспринимать от воспитателя только общее направление – «что делать». Требование выполнять работу определенным способом было для детей совершенно новой, для некоторых из них трудно выполнимой задачей. Именно то главное, что есть в обучении и что требует от детей определенной деятельности – слышать воспитателя и действовать по его предположению, т.е. по пояснению, показу, образцу, проходило мимо сознания детей вследствие своей крайней непривычности. Дети действовали привычным для них способом, выработанным, закрепленным предыдущим воспитательным вилянием.
Совершенно ясно, что нет никаких оснований связывать эти явления с тем, что дети «не хотели», «не слушались», «не подчинялись» и т.п. Объяснение этого явления лежит в механизмах высшей нервной деятельности ребенка.
Объяснив невосприимчивость детей к обучению резкой сменой одного воспитательного влияния другим, мы встали перед новыми вопросами: каким образом старое влияние уступит дорогу новому влиянию. Предстояла трудная задача – перестроить поведение детей, изменить их отношение к словам и действиям воспитателя, это и должно было открыть дорогу новому воспитательному влиянию.
2.2. Роль занятий и игр в процессе обучения детей дошкольного возраста
Процесс обучения в детском саду ведется как организованный процесс в форме занятий.
Дидактической задачей обучения в детском саду является сообщение знаний и умений воспитателем и воспитание в связи с этим у детей дошкольного возраста способности обучаться. Знаниям и умениям детей обучает воспитатель, но вместе с тем это понятие включает в себя и активную работу детей, направляемую воспитателем.
Процесс дошкольного обучения содержит в себе и такую дидактическую задачу, как закрепление знаний и умений. Под закреплением понимается задача, осуществляемая различными путями и отнюдь не связанная с простым повторением.
Так как обучение в детском саду - целенаправленный процесс и направлено на решение конкретных воспитательных задач, то нельзя не рассмотреть связь процесса обучения с его результатами.
Процесс обучения не имел бы цены, если бы он не приносил результатов. О результатах обучения воспитатель может судить по различным признакам поведения детей, по их действиям, по тому, как выполняют то или иное задание. Учет результатов непосредственно связан с такими важными звеньями процесса обучения, как сообщение и закрепление знаний и умений. В дошкольном учреждении эти звенья менее расчленены, более включаются друг в друга.
Процесс обучения организуется и ведется воспитателем. Активная роль воспитателя говорит о необходимости тщательной разработки всех актов процесса обучения с учетом закономерностей развития детей для того, чтобы воспитатель мог оценивать свое влияние на детей.
Дидактические задачи могут быть выполнены воспитателем по отношению ко всем детям в группе детского сада только при том условии, если этому процессу будет придана организованная форма.
По установкам «Руководства для воспитателей детского сада» (1945) занятие являлось формой организации группы детей для выполнения различной деятельности – рисования, рассказывания и т. д. – по методике заданий. Занятия эти были регламентированы временем от 15 до 40 минут по возрастным группам и были обязательными, проводимыми ежедневно.
Обучение основано на воспитании произвольного активного внимания, умения активно действовать, достигать результатов в своих действиях – все это требует от детей умственного и физического напряжения. Правильно установленная мера такой работы возможна только тогда, когда обучение ведется в форме дидактически целесообразных занятий.
Важным вопросом является установка времени занятий, их места в общем режиме, длительности, частоты и регулярности.
Для ведения занятий было признано более целесообразным только утреннее время. Это обеспечивало нормальную работу детей, оставляло значительную часть времени для детских игр.
Кроме того, условия организации занятий утром обеспечивали нормальное дневное освещение для рисования, конструирования, требующих напряжения зрения.
Необходимо особенно требовательно подходить не только к отдельным элементам процесса обучения, но и к организации строгой периодичности занятий, правильного чередования с играми, нормирование их определенным временем. Это требование важно соблюдать как в дидактических целях, так и для формирования у ребенка таких качеств как собранность, организованность.
Форма и обстановка занятий зависит от их содержания. Таким образом, занятия по обучению пению, движению требуют своей организации, характерной для данного содержания.
Занятиям предшествует краткий период времени после завтрака, когда дети играют. Чтобы отвлечь детей от игры, интерес к которой является доминирующим в этом возрасте, занятия должны иметь какую-то особую ценность для детей, чтобы привлекать их.
Организация занятий должна быть тщательно продуманной, чтобы дети уже в дошкольном возрасте полюбили этот труд, чтобы они могли его выполнять с охотой и интересом.
Возможны две формы влияния на детей, разные по своему существу. Одно воспитательное влияние опирается только на авторитет, только на требования; оно остается для детей внешним и соблюдается ими постольку, поскольку действует тот или иной авторитет. Другое воспитательное влияние связано с развитием определенных потребностей (надо слушать, чтобы услышать и сделать, а сделать интересно). В этом случае требования к поведению детей легко ими усваиваются. Во внешних признаках поведения детей при одном и другом воспитательном влиянии нельзя обнаружить резких различий. Однако по внутренним мотивам они глубоко различны. В первом случае – это есть результат подчинения привычной дисциплине, а во втором – это признаки развития учебной деятельности ребенка, возникшие в результате воздействия обучения.
Опыт обучения показывает всю несостоятельность практики воспитательного воздействия на детей, основанного только на внешних требованиях.
Таким образом, учебные занятия приобретают воспитательное влияние на детей и развивают у них новые формы сознания и поведения.
Вопросы правильной организации детского коллектива на занятиях приобретают большое педагогическое значение, особенно при увеличении количества детей в группах.
Воспитание детского коллектива и ценных качеств личности по существу составляет наиболее общую воспитательную задачу. Она разрешается в процессе трудового воспитания, игры и т. д. Вполне ясно, что и занятия должны вносить свой вклад в ее решение.
В учебной деятельности взаимоотношения между детьми образуются на иных основаниях, чем в игре или труде, где детский коллектив может формироваться только на основе общих учебных интересов.
При обучении в коллективе каждый ребенок, выполняя ту или иную задачу, привлекается к действиям других детей, к действиям всего детского коллектива.
Далее А. П. Усова приводит пример, как дети старшей группы на занятии пересказывали сказку «Лиса и козел».
Рассказ каждого из детей был для всей группы материалом для работы: надо было следить за содержанием рассказа, выражениями, грамматической формой, правильностью ударений и т. п.
При правильно поставленном обучении во время всего занятия находится много работы для каждого ребенка.
Усова отмечает, что учение есть индивидуальная деятельность детей, поэтому необходимо рассматривать процесс обучения во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского коллектива.
Обучение в коллективе заключает в себе большие возможности для воспитания ценных свойств личности ребенка.
Большое воспитательное воздействие оказывает на ребенка пример других детей. Чем больше налаживается обучение в коллективе, тем больше у детей развивается внимательное отношение к словам и действиям не только воспитателя, но и друг друга.
Какие учебные интересы могут объединять детей на занятиях?
Интересы эти находятся в постоянном развитии, так как содержание, формы и методы процесса обучения все время усложняются.
Направление активности детей на занятии составляет существенную часть воспитания в коллективе. Активность детей на занятиях в виде вопросов детей, ответов на вопросы воспитателя должна быть целесообразной, т. е. приносить пользу всем детям, а не только одному ребенку.
Когда тот или иной ребенок в чем-то затрудняется, то на помощь ему воспитательница призывает детский коллектив. Дети непрерывно общаются друг с другом, но общение это идет через воспитателя, он организует его. При обучении все дети могут быть активны, так как программный материал посилен для всех без исключения. Усова утверждает, что не следует ждать, пока активность детей разовьется сама собой, надо ее постепенно и правильно воспитывать.
Прежде всего, надо представить, возможность быть активными в ходе занятия тем детям, которые мало себя проявляют. Тогда, когда им предстоит действовать первыми, им дается возможность разрешать задачи более легкие, чем в том случае, когда уже самые простые были решены теми детьми, которые в данный момент лучше усваивают данный материал.
Вызов детей не должен превращаться в переговоры воспитателя только с одним ребенком. Важно, давая задачу одному ребенку, заинтересовывать ее всю группу. Тогда дети будут относиться к тому, что говорит или делает каждый из них, как к своему делу.
Можно и нужно намечать пути руководства детским коллективом заранее, при подготовке занятия. Конечно, нельзя предвидеть того, как окончательно сложится это руководство, но ведь существенного значения не будут иметь те или иные отклонения от плана.
Следует отметить, что от формы организации детского коллектива зависят многие воспитательные влияния, тем более важные, что процесс обучения, вызывающий развитие учебной деятельности, есть процесс познавательный, а, следовательно, нуждающийся в том, чтобы он шел в нормах и формах, доступных для маленьких детей.
Только в организованном процессе, планомерно охватывающем своим воздействием всех детей группы, возможна реализация определенной программы.
Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Приучить детей быть внимательными, всегда было важной задачей педагогического процесса. Это привело к тому, что воспитание внимания иногда неправомерно выделялось в самостоятельную задачу, изолированную от усвоения знаний и умений.
Обучение, основанное на пояснении и показе, обеспечивают высокую организованность детского внимания, высокий его уровень на всех ступенях дошкольного возраста, конечно, в рамках той регламентации занятий, которая установлена для детского сада.
Организованность внимания детей находится в зависимости от тех умственных задач, которые им даются на объяснении и показе. Именно здесь лежит начало произвольного внимания, на которое уже способны дети в дошкольном возрасте. И здесь сразу же обнаруживается зависимость качеств внимания от деятельности воспитателя.
Вся практика обучения показывает, что состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует детское внимание, направляет его в определенное русло. Детей не отвлекают от занятия и какие-либо посторонние воздействия, если они, конечно, существенным образом не нарушают ход занятия.
В практике ведения занятий по заданиям известно, как легко нарушается организованность детского внимания самыми незначительными изменениями во внешней обстановке, как трудно бывает, затем собрать это внимание. Поэтому на таких занятиях стараются исключить все посторонние обстоятельства, которые могут воздействовать на детей.
Организованное внимание есть результат обучения, а не его предпосылка. Вместе с тем совершенно очевидно и то, что если у детей нет такого организованного внимания, то они не воспримут пояснения и показа.
Таким образом, формирование внимания у детей происходит в условиях обучения. Наблюдения показывают, что в ходе обучения и воспитания психические свойства детей изменяются и что средства, направляющие эти изменения находятся в руках воспитателя.
2.3. Использование наследования А.П.Усовой при обучение детей в современных дошкольных учреждениях
Сложность исследования проблемы обучения и развития обусловлена недостаточной разработанностью, как понятия «обучение», так и понятия «развитие». В ряде исследований основные закономерности обучения выводятся из особенностей познавательной деятельности детей (А. П. Усова, 1970). Действительно, при поверхностном анализе процесса обучения на первый план выступает тот неоспоримый факт, что обучение должно строиться с учетом наличного уровня развития ребенка. В противном случае он не усвоит новые знания, новые способы мыслительной деятельности. Однако важно подчеркнуть, что наличный уровень познавательной деятельности детей является результатом стихийных форм предшествующего обучения.
В дошкольном возрасте (особенно у малышей) стихийное обучение имеет существенное значение. Этот процесс вплетен в повседневную жизнь детей и выступает в скрытом, замаскированном виде. Поэтому создается впечатление естественного, спонтанного развития ребенка. Когда же ребенок попадает в сферу организованного обучения, педагог вынужден вначале учитывать результаты предшествующего стихийного опыта ребенка.
Информация о работе Вклад А.П.Усовой в развитие дошкольной дидактики