Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
Понятие «стрессоустойчивость» в трудах отечественных и зарубежных ученых.....……………………………………………...6
Сущность и типы акцентуаций характера подростков……..........13
Теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуации характера со стрессоустойчивостью подростков…………………………....28

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
2.1 Организация и методы исследования …………………………….31
2.2.Анализ и интерпретация результатов……………………………...34
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс Таккав.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный  гуманитарный университет»

 

 

 

 

 

 

 

Институт психологии и управления

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

«Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков »

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 

                                                                                       Студентки 4 курса

                                                      Е. Н. Таккав

                                                                         Научный руководитель

                                                       К. В. Краева,

                                                                         старший преподаватель

                                                             каф. психологии

                                                    

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков

    1. Понятие «стрессоустойчивость» в трудах отечественных и зарубежных ученых.....……………………………………………...6
    2. Сущность и типы акцентуаций характера подростков……..........13
    3. Теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуации характера со стрессоустойчивостью подростков…………………………....28

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков

2.1  Организация и методы исследования …………………………….31

2.2.Анализ и интерпретация результатов……………………………...34

Заключение………………………………………………………………………36

Список использованной литературы…………………………………………...39

 

Приложения……………………………………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к  выполняемой работе. Характер проявляется  в деятельности и общении и  включает в себя то, что придает  поведению человека специфический, характерный для него оттенок.

Исследование акцентуаций  характера является сложнейшей социально  – психологической и медицинской  проблемой. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении, неуспеваемости в учебной деятельности и др. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим  диагнозом. Они являются лишь предрасполагающим  фактором для развития психогенных  расстройств в подростковом возрасте (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и к особенностям клинической картины.

Актуальность данного  вопроса заключается в том, что  в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».

Таким образом, акцентуация является основополагающим аспектом в становлении взрослеющей личности, обуславливает общественно значимое поведение и деятельность.

Решению проблем, связанных с изучением влияния акцентуации характера на стрессоустойчивость подростков, посвящено много работ  зарубежных  и отечественных ученых, таких как Личко А.Е., Леонгард К., Александров А.А., Кон И.С., Иванова Н.Я. и др.

Цель исследования: изучить влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.

Объект исследования: стрессоустойчивость подростков.

Предмет исследования: влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки, имеющие выраженные акцентуации характера по гипертимическому и возбудимому типам имеют более высокий уровень стрессоустойчивости; низкой стрессоустойчивости соответствуют циклотимический и экзальтированный типы  акцентуации характера подростков.

Задачи:

    1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования;
    2. Выявить типы акцентуаций характера подростков;
    3. Выявить уровень стрессоустойчивости подростков;
    4. Обосновать влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы;
  2. Тестирование, с использованием следующих методик:
    • Характерологический тест-опросник К. Леонгарда-Г. Шмишека;
    • Методика измерения уровня вероятности развития стресса (Т.А. Немчин, Дж. Тейлор);
    • Анализ смысла жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

База исследования: студенты 1 курса Хабаровского техникума железнодорожного транспорта (выборка составила 14 человек).

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, цель, задачи, объект, предмет работы, гипотеза исследования. В первой главе рассматривается анализ понятия «стрессоустойчивость», сущность и типы акцентуаций характера подростков, а также теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуаций характера со стрессоустойчивостью подростков.  Во второй главе содержится организация и методы исследования, анализ и интерпретация результатов. В заключении сделаны выводы по задачам исследования. Список литературы насчитывает 15 источников, расположенных в алфавитном порядке. В приложении представлены  таблицы и диаграммы с результатами проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ

    1. ПОНЯТИЕ «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ» В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

 

Впервые проблема устойчивости личности в отечественной психологии была поставлена Л.И. Божович в докладе на ХXIII психологическом конгрессе в 1966 г., где она отмечала, что проблема формирования устойчивости есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Ею была подчеркнута значимость для проявлений устойчивости личности таких личностных образований, как направленность личности и ее самооценка.

Анализируя понятие устойчивости можно выделить его разнообразные  трактовки (Варданян Б.Х., Зильберман П.Б., Мерлин В.С. и др.), акцентируя внимание на связи устойчивости, в частности, с 1) изменением, 2) адаптационно-деятельностным механизмом, 3) регуляцией, 4) защитой.

1. Связь устойчивости с изменением. Рассматривая понятие «устойчивость»  как динамическую характеристику биологических, психологических, социальных систем, отмечают, что оно связано с изменением (конструктивным – развитие; неконструктивным – избегание или психологическая защита как блокировка; деструктивным – деградация). Для рассматриваемых систем характерно однонаправленное изменение, когда обратное возвращение в целом невозможно, так как в любом случае получается новая конфигурация. При кратковременном, единичном воздействии устойчивость проявляется в том, насколько быстро система «вернется» в параметры, близкие к исходному состоянию, обходясь без перехода на другой уровень, в котором данная система становится принципиально иной. Если воздействия продолжительны по времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другое, при этом сохраняются внутренние взаимосвязи за счет расширения диапазона возможностей  или изменения конструкции. Данная система предполагает наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся в некоторых пределах среды, то есть одновременно сохранять себя в границах некоторого допустимого диапазона и изменять себя в этих же границах. Это обеспечивает эволиционирование системы – процесса развития и сохраняемости последовательности состояний во времени в целом.

2. Устойчивость и адаптационно-деятельностный  механизм. Стрессоустойчивость проявляется  в способности адаптироваться  к стрессовым ситуациям, сохраняя  высокую эффективность и жизнедеятельность.  Адаптация может принимать форму  противодействия стрессору или приспособления и ухода от стрессового воздействия. Поэтому необходимо изучение особенностей адаптации к различным воздействиям внешней среды и овладения адаптационными навыками.

Опираясь на общепсихологическую  концепцию Ананьева Б.Г. [1] о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности, можно отметить, что тип адаптации зависит от уровня сформированности деятельности. Человек может стать субъектом деятельности в том случае, если она для него носит целостный характер. Якунин В.А. выделяет следующие функциональные компоненты целостной деятельности: целеполагание; информационный; прогнозирование; принятие решений; организация исполнения; общение и коммуникация; контроль; оценка и коррекция.

       3.  Устойчивость и регуляция. В качестве регулятора эмоций, непосредственно влияющих на  устойчивость, может выступать воля.  При дестабилизируюшим влиянии эмоций или резком стимулировании деятельности волевое участие направляется на ее сдерживание, где воля выступает в качестве стабилизатора. В других случаях воля может, наоборот, стимулировать деятельность, поддерживая определенный уровень активности  и задавая положительный эмоциональный фон. Однако чрезмерное волевое напряжение может привести к дезорганизации, срыву деятельности, проблемам со здоровьем. С этой точки зрения рассматривал стрессоустойчивость Платонов К.К., полагая, что стрессоустойчивость – это «устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности в эмоциогенных условиях». Нередко отсутствие эмоциональных проявлений может свидетельствовать о низкой  адаптированности личности к происходящим событиям.

 Регуляция и саморегуляция  осуществляются в процессе взаимодействия  личности и среды и реализуются  в разнообразных формах процесса  адаптации. С регулятивной функцией связана конструирующая, которая определяет структуру и содержание устойчивости, что требует активности и самостоятельности. Психическая функция (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.М. и др.) как функция регуляции, которая осуществляется через деятельность как во внешней среде и посредством ее, так и во внутреннем плане.

  4.     Устойчивость  и механизмы защиты. Существуют  различные точки зрения на  значение психологических защит.  Одна их них  (Хорни К., Адлер  А., Эриксон Э.) фиксирует, что механизмы защиты развиваются как способы компромиссного сосуществования индивида и внешней социальной реальности, способствуют эффективной адаптации, предохраняя организм от разрушения. С другой стороны, например, Василюк Ф.Е. [6], Ротенбер В.С. считают психологическую защиту непродуктивным, вредоносным средством ввиду того, что она ограничивает оптимальное развитие личности, ее собственную активность. Цель в данном случае достигается путем уступок, самообмана или невроза личности. Годфруа Ж. [8] также считает, что механизмы защиты могут на короткое время ослабить тревогу. Их использование для совладания с тревогой возможно только как временное.

Необходимо согласиться  с доводами обеих сторон и, не противопоставляя их, считать некоторые защитные механизмы, например механизм сублимации, одним из средств решения проблем. Используя механизмы защиты, человек получает время и другие ресурсы для объективного анализа. В этом случае при снижении значимости стрессора требуется конструктивное решение по снятию защиты и выхода из данного состояния.

Информация о работе Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков