Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
Понятие «стрессоустойчивость» в трудах отечественных и зарубежных ученых.....……………………………………………...6
Сущность и типы акцентуаций характера подростков……..........13
Теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуации характера со стрессоустойчивостью подростков…………………………....28
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
2.1 Организация и методы исследования …………………………….31
2.2.Анализ и интерпретация результатов……………………………...34
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный
Институт психологии и управления
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков »
Хабаровск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
2.1 Организация и методы исследования …………………………….31
2.2.Анализ и интерпретация
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...3
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.
Исследование акцентуаций
характера является сложнейшей социально
– психологической и
Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств в подростковом возрасте (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и к особенностям клинической картины.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Таким образом, акцентуация является основополагающим аспектом в становлении взрослеющей личности, обуславливает общественно значимое поведение и деятельность.
Решению проблем, связанных с изучением влияния акцентуации характера на стрессоустойчивость подростков, посвящено много работ зарубежных и отечественных ученых, таких как Личко А.Е., Леонгард К., Александров А.А., Кон И.С., Иванова Н.Я. и др.
Цель исследования: изучить влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.
Объект исследования: стрессоустойчивость подростков.
Предмет исследования: влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки, имеющие выраженные акцентуации характера по гипертимическому и возбудимому типам имеют более высокий уровень стрессоустойчивости; низкой стрессоустойчивости соответствуют циклотимический и экзальтированный типы акцентуации характера подростков.
Задачи:
Методы исследования:
База исследования: студенты 1 курса Хабаровского техникума железнодорожного транспорта (выборка составила 14 человек).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, цель, задачи, объект, предмет работы, гипотеза исследования. В первой главе рассматривается анализ понятия «стрессоустойчивость», сущность и типы акцентуаций характера подростков, а также теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуаций характера со стрессоустойчивостью подростков. Во второй главе содержится организация и методы исследования, анализ и интерпретация результатов. В заключении сделаны выводы по задачам исследования. Список литературы насчитывает 15 источников, расположенных в алфавитном порядке. В приложении представлены таблицы и диаграммы с результатами проведенного исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ
Впервые проблема устойчивости личности в отечественной психологии была поставлена Л.И. Божович в докладе на ХXIII психологическом конгрессе в 1966 г., где она отмечала, что проблема формирования устойчивости есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Ею была подчеркнута значимость для проявлений устойчивости личности таких личностных образований, как направленность личности и ее самооценка.
Анализируя понятие
1. Связь устойчивости с
2. Устойчивость и адаптационно-
Опираясь на общепсихологическую концепцию Ананьева Б.Г. [1] о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности, можно отметить, что тип адаптации зависит от уровня сформированности деятельности. Человек может стать субъектом деятельности в том случае, если она для него носит целостный характер. Якунин В.А. выделяет следующие функциональные компоненты целостной деятельности: целеполагание; информационный; прогнозирование; принятие решений; организация исполнения; общение и коммуникация; контроль; оценка и коррекция.
3. Устойчивость и регуляция. В качестве регулятора эмоций, непосредственно влияющих на устойчивость, может выступать воля. При дестабилизируюшим влиянии эмоций или резком стимулировании деятельности волевое участие направляется на ее сдерживание, где воля выступает в качестве стабилизатора. В других случаях воля может, наоборот, стимулировать деятельность, поддерживая определенный уровень активности и задавая положительный эмоциональный фон. Однако чрезмерное волевое напряжение может привести к дезорганизации, срыву деятельности, проблемам со здоровьем. С этой точки зрения рассматривал стрессоустойчивость Платонов К.К., полагая, что стрессоустойчивость – это «устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности в эмоциогенных условиях». Нередко отсутствие эмоциональных проявлений может свидетельствовать о низкой адаптированности личности к происходящим событиям.
Регуляция и саморегуляция
осуществляются в процессе
4. Устойчивость
и механизмы защиты. Существуют
различные точки зрения на
значение психологических
Необходимо согласиться с доводами обеих сторон и, не противопоставляя их, считать некоторые защитные механизмы, например механизм сублимации, одним из средств решения проблем. Используя механизмы защиты, человек получает время и другие ресурсы для объективного анализа. В этом случае при снижении значимости стрессора требуется конструктивное решение по снятию защиты и выхода из данного состояния.
Информация о работе Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков