Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
Понятие «стрессоустойчивость» в трудах отечественных и зарубежных ученых.....……………………………………………...6
Сущность и типы акцентуаций характера подростков……..........13
Теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуации характера со стрессоустойчивостью подростков…………………………....28

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
2.1 Организация и методы исследования …………………………….31
2.2.Анализ и интерпретация результатов……………………………...34
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс Таккав.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

Для диагностики определения  уровня стрессоустойчивости была использована методика «Анализ смысла жизни». Результаты исследования смотрите в Приложении 1.

Для диагностики определения  уровня стресса была использована «Методика  измерения уровня вероятности развития стресса» (Немчин Т.А., Тейлор Дж.). Результаты исследования смотрите в Приложении 2.

Для диагностики определения  типа акцентуации характера был использован «Характерологический тест-опросник К.Леонгарда-Г.Шмишека». Результаты исследования смотрите в Приложении 3.

Итоговые данные всех трех методик можно представить  в виде сводной таблицы (смотрите Приложение 4).

По результатам трех методик было получено, что у 21% исследуемых, которые обладают средним уровнем  стрессоустойчивости и низким уровнем  стресса, наиболее ярко выражены гипертимический  и возбудимый типы акцентуаций характера, а у 14% исследуемых, которые обладают низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем стресса, выражены цикломитический и экзальтированный типы.

Также был выполнен корреляционный анализ по методу Спирмена, исходя из которого, следует, что корреляция между акцентуациями характера и уровнем стрессоустойчивости статистически значима, так как эмпирическое значение находится в рамках критических значений (коэффициент равен 0,5).

Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в ходе исследования, доказывает, что подростки, имеющие выраженные акцентуации по гипертимическому и возбудимому типам имеют более высокий уровень стрессоустойчивости, низкой стрессоустойчивости соответствуют циклотимический и экзальтированный типы акцентуаций характера подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом  и эмпирическом.

На теоретическом уровне было рассмотрено понятие «стрессоустойчивость» в трудах отечественных и зарубежных ученых; сущность и типы акцентуаций характера подростков; теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуации характера со стрессоустойчивостью подростков.

Проанализировав различные  подходы к понятию «стрессоустойчивость»  и обобщив их, можно сделать  вывод, что стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, включающее в себя совокупность качеств и взаимодействие всех компонентов психической деятельности, которые позволяют переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, влияют на адаптацию к стрессовой ситуации и содействуют успешному выполнению деятельности. Стрессоустойчивость как свойство личности определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. Это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности.

 Под акцентуациями характера понимают — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени  выраженности А.Е. Личко и А.А. Александров  выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.

При воздействии неблагоприятных  факторов, акцентуации характера  могут считаться патологическими. Поэтому, в частности, в современной  психологии, акцентуации характера, во многих случаях, также носят название "психопатии характера". Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы акцентуированными личностями. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических — в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Также нами была рассмотрена классификация типов акцентуаций характера по А.Е. Личко. В его классификации представлены типы акцентуаций:  гипертимический тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, шизоидный тип, психастенический тип, сензетивный тип, конформный тип, неустойчивый тип, астено-невротический тип, лабильный тип и циклоидный тип.

Исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие. В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь те, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса, а именно уверенность в себе, принятие себя и других, физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения и т.п.

На основе эмпирического  исследования влияния акцентуации  характера на уровень стрессоустойчивости  подростков были выявлены следующие  моменты: подростки, имеющие выраженные акцентуации по гипертимическому и возбудимому типам имеют более высокий уровень стрессоустойчивости, низкой стрессоустойчивости соответствуют циклотимический и экзальтированный типы акцентуаций характера подростков.

Также был выполнен корреляционный анализ по методу Спирмена, исходя из которого, следует, что корреляция между акцентуациями характера и уровнем стрессоустойчивости статистически значима, так как эмпирическое значение находится в рамках критических значений (коэффициент равен 0,5).

Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях, подтвердили сформулированную гипотезу, поставленные цели и задачи исследования были достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев – М.: Педагогика, 1980.
  2. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров – М.: ПЕРСЭ, 2000.
  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров – М.: ИПРАН, 2005.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров – М.: ПЕРСЭ, 2006.
  5. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы / Б.Х. Варданян – М., 1983.
  6. Василюк Ф.Е. Стресс // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Ф.Е. Василюк – М., 2002.
  7. Генковская В.М. Особенности саморегуляции как форма психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях / В.М. Генковская – Киев, 1990.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа – М.: Мир, 1992.
  9. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности6 психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская – СПб.: Знание, 2009.
  10. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / П.Б. Зильберман – М.: Наука, 1974.
  11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык – М., 1983.
  12. Леонгард К. Акцентуированная личность / К. Леонгард, 1968.
  13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко – Л.: Медицина, 1983.
  14. http://ucoz.ru
  15. http://vsetesti.ru

 

Приложение 1

 

Таблица 1

Уровень стрессоустойчивости

Юноши

Девушки

1. Высокий

   

2. Средний

8

2

3. Ниже  среднего

 

4

4. Низкий

   

 

Диаграмма 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 2

Уровень стресса

Юноши

Девушки

1. Низкий

3

1

2. Средний

3

2

3. Высокий

2

3


 

Диаграмма 2

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Таблица 3

Ф.И.О. студента

Тип акцентуации

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

1.Афонченков Александр

24

18

18

16

9

24

10

21

9

18

2. Бабинский Дмитрий

24

16

21

14

6

15

18

12

6

18

3. Борисова Елена

15

14

18

12

9

24

8

15

9

24

4. Гасанов Махир

24

14

18

16

6

6

14

18

9

12

5. Зубов Сергей

18

12

21

14

9

15

8

18

3

24

6. Икоева Алина

12

12

18

8

15

9

10

18

6

18

7. Клименко Светлана

12

12

15

12

15

18

10

18

6

24

8. Колпакова Кристина

21

12

18

12

12

15

10

21

12

12

9. Крутиков Олег

21

10

15

10

12

24

14

21

9

24

10. Мамченко Анастасия

18

14

21

12

6

12

4

24

9

18

11. Овчинников Игорь

21

12

18

4

6

21

12

12

0

18

12. Пауль Александра

15

18

15

14

9

24

20

21

12

24

13. Перминов Анатолий

18

16

9

20

0

12

8

24

12

12

14. Рытиков Виктор

15

10

6

6

9

12

10

15

9

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Таблица 4

1.Уровень стресса и  уровень стрессоустойчивости

Высокий уровень стресса  и низкий уровень стрессоустойчивости

Высокий уровень стресса  и средний уровень стрессоустойчивости

Средний уровень стресса  и низкий уровень стрессоустойчивости

Средний уровень стресса  и средний уровень стрессоустойчивости 

Низкий уровень стресса  и  средний уровень стрессоустойчивости

2.Количество испытуемых

2

3

2

4

3

3.Тип акцентуации 

Циклотимический и экзальтированный

Гипертимический, циклотимический  и экзальтированный

Эмотивный и экзальтированный

Гипертимический и циклотимический

Гипертимический и возбудимый


 




Информация о работе Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков