Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
Понятие «стрессоустойчивость» в трудах отечественных и зарубежных ученых.....……………………………………………...6
Сущность и типы акцентуаций характера подростков……..........13
Теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуации характера со стрессоустойчивостью подростков…………………………....28
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
2.1 Организация и методы исследования …………………………….31
2.2.Анализ и интерпретация результатов……………………………...34
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39
Для диагностики определения уровня стрессоустойчивости была использована методика «Анализ смысла жизни». Результаты исследования смотрите в Приложении 1.
Для диагностики определения уровня стресса была использована «Методика измерения уровня вероятности развития стресса» (Немчин Т.А., Тейлор Дж.). Результаты исследования смотрите в Приложении 2.
Для диагностики определения типа акцентуации характера был использован «Характерологический тест-опросник К.Леонгарда-Г.Шмишека». Результаты исследования смотрите в Приложении 3.
Итоговые данные всех трех методик можно представить в виде сводной таблицы (смотрите Приложение 4).
По результатам трех методик было получено, что у 21% исследуемых, которые обладают средним уровнем стрессоустойчивости и низким уровнем стресса, наиболее ярко выражены гипертимический и возбудимый типы акцентуаций характера, а у 14% исследуемых, которые обладают низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем стресса, выражены цикломитический и экзальтированный типы.
Также был выполнен корреляционный анализ по методу Спирмена, исходя из которого, следует, что корреляция между акцентуациями характера и уровнем стрессоустойчивости статистически значима, так как эмпирическое значение находится в рамках критических значений (коэффициент равен 0,5).
Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в ходе исследования, доказывает, что подростки, имеющие выраженные акцентуации по гипертимическому и возбудимому типам имеют более высокий уровень стрессоустойчивости, низкой стрессоустойчивости соответствуют циклотимический и экзальтированный типы акцентуаций характера подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
На теоретическом уровне было рассмотрено понятие «стрессоустойчивость» в трудах отечественных и зарубежных ученых; сущность и типы акцентуаций характера подростков; теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуации характера со стрессоустойчивостью подростков.
Проанализировав различные
подходы к понятию «
Под акцентуациями характера понимают — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
В зависимости от степени выраженности А.Е. Личко и А.А. Александров выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.
При воздействии неблагоприятных
факторов, акцентуации характера
могут считаться
Также нами была рассмотрена классификация типов акцентуаций характера по А.Е. Личко. В его классификации представлены типы акцентуаций: гипертимический тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, шизоидный тип, психастенический тип, сензетивный тип, конформный тип, неустойчивый тип, астено-невротический тип, лабильный тип и циклоидный тип.
Исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие. В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь те, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса, а именно уверенность в себе, принятие себя и других, физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения и т.п.
На основе эмпирического исследования влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков были выявлены следующие моменты: подростки, имеющие выраженные акцентуации по гипертимическому и возбудимому типам имеют более высокий уровень стрессоустойчивости, низкой стрессоустойчивости соответствуют циклотимический и экзальтированный типы акцентуаций характера подростков.
Также был выполнен корреляционный анализ по методу Спирмена, исходя из которого, следует, что корреляция между акцентуациями характера и уровнем стрессоустойчивости статистически значима, так как эмпирическое значение находится в рамках критических значений (коэффициент равен 0,5).
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях, подтвердили сформулированную гипотезу, поставленные цели и задачи исследования были достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Таблица 1
Уровень стрессоустойчивости |
Юноши |
Девушки |
1. Высокий |
||
2. Средний |
8 |
2 |
3. Ниже среднего |
4 | |
4. Низкий |
Диаграмма 1
Приложение 2
Таблица 2
Уровень стресса |
Юноши |
Девушки |
1. Низкий |
3 |
1 |
2. Средний |
3 |
2 |
3. Высокий |
2 |
3 |
Диаграмма 2
Приложение 3
Таблица 3
Ф.И.О. студента |
Тип акцентуации | |||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X | |
1.Афонченков Александр |
24 |
18 |
18 |
16 |
9 |
24 |
10 |
21 |
9 |
18 |
2. Бабинский Дмитрий |
24 |
16 |
21 |
14 |
6 |
15 |
18 |
12 |
6 |
18 |
3. Борисова Елена |
15 |
14 |
18 |
12 |
9 |
24 |
8 |
15 |
9 |
24 |
4. Гасанов Махир |
24 |
14 |
18 |
16 |
6 |
6 |
14 |
18 |
9 |
12 |
5. Зубов Сергей |
18 |
12 |
21 |
14 |
9 |
15 |
8 |
18 |
3 |
24 |
6. Икоева Алина |
12 |
12 |
18 |
8 |
15 |
9 |
10 |
18 |
6 |
18 |
7. Клименко Светлана |
12 |
12 |
15 |
12 |
15 |
18 |
10 |
18 |
6 |
24 |
8. Колпакова Кристина |
21 |
12 |
18 |
12 |
12 |
15 |
10 |
21 |
12 |
12 |
9. Крутиков Олег |
21 |
10 |
15 |
10 |
12 |
24 |
14 |
21 |
9 |
24 |
10. Мамченко Анастасия |
18 |
14 |
21 |
12 |
6 |
12 |
4 |
24 |
9 |
18 |
11. Овчинников Игорь |
21 |
12 |
18 |
4 |
6 |
21 |
12 |
12 |
0 |
18 |
12. Пауль Александра |
15 |
18 |
15 |
14 |
9 |
24 |
20 |
21 |
12 |
24 |
13. Перминов Анатолий |
18 |
16 |
9 |
20 |
0 |
12 |
8 |
24 |
12 |
12 |
14. Рытиков Виктор |
15 |
10 |
6 |
6 |
9 |
12 |
10 |
15 |
9 |
12 |
Приложение 4
Таблица 4
1.Уровень стресса и уровень стрессоустойчивости |
Высокий уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости |
Высокий уровень стресса
и средний уровень |
Средний уровень стресса и низкий уровень стрессоустойчивости |
Средний уровень стресса
и средний уровень |
Низкий уровень стресса и средний уровень стрессоустойчивости |
2.Количество испытуемых |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3.Тип акцентуации |
Циклотимический и экзальтированный |
Гипертимический, циклотимический и экзальтированный |
Эмотивный и экзальтированный |
Гипертимический и циклотимический |
Гипертимический и возбудимый |
Информация о работе Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков