Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
Понятие «стрессоустойчивость» в трудах отечественных и зарубежных ученых.....……………………………………………...6
Сущность и типы акцентуаций характера подростков……..........13
Теоретические предпосылки взаимосвязи акцентуации характера со стрессоустойчивостью подростков…………………………....28

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков
2.1 Организация и методы исследования …………………………….31
2.2.Анализ и интерпретация результатов……………………………...34
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс Таккав.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

В научном понимании стрессоустойчивость часто определяют или сравнивают с адаптацией к стрессовой ситуации.

По мнению психиатров (Александровский Ю.А., Адо А.Д., А.В. Вальдман, Лебедев В.И. и др.) – это барьер психической адаптации. Психологи (Дикая Л.Г., Конопкин О.А., Моросанова В.И., Сагиев Р.Р.) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев.

В психологической науке  стрессоустойчивость рассматривается  как необходимая характеристика целостного процесса адаптации. В акмеологическом словаре Деркача А.А. под стрессоустойчивостью понимается – совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

По мнению Генковской В.М. [7] стрессоустойчивость – это момент сопротивления, что обнаруживает данная система к внешним влияниям. Варданян Б.Х. [5] определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Автор пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание Зильберман П.Б. [10], говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

Как следует из приведенных  определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с  функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. Стрессоустойчивость как любой психологический феномен появляется не вдруг и не сразу, а имеет свое генетическое происхождение, будучи и средством, и результатом психического развития. 

По мнению Бодрова  В.А. [4], свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность (сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость (адаптированность) человека к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях, и способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессоров. Механизмы регуляции и особенности проявления стрессоустойчивости человека, со слов автора, обусловливаются характеристиками его мотивации и целенаправленного поведения, функциональных ресурсов и уровня их активации, личностных черт и когнитивных возможностей, эмоционально-волевой реактивности, профессиональной подготовленности и работоспособности.

Понятие стрессоустойчивости  зачастую сводится к понятию эмоциональной устойчивости, хотя на наш взгляд эти понятия не являются тождественными. Эмоциональная устойчивость является проявлением волевых характеристик личности, способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности в сложных ситуациях. Стрессоустойчивость рассматривается как совокупность личностных качеств, позволяющих переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость является интегральным качеством  личности, основой успешного социального взаимодействия человека, характеризующееся эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу.

Таким образом, устойчивость человека к стрессу является одной из характеристик психического состояния и важным психологическим фактором обеспечения жизни и деятельности в трудных ситуациях; определяется индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Психологическая устойчивость рассматривается как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей (способность к личностному росту, стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения; развитая волевая регуляция). Стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, включающее в себя совокупность качеств и взаимодействие всех компонентов психической деятельности, которые позволяют переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, влияют на адаптацию к стрессовой ситуации и содействуют успешному выполнению деятельности. Стрессоустойчивость как свойство личности определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. Это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 СУЩНОСТЬ  И ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА  ПОДРОСТКОВ

 

В периоде становления  характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С взрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда «акцентуированная личность» [12]. Однако, правильнее говорить об «акцентуациях характера». Личность - понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин «акцентуированная личность» стали использовать как клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени  выраженности А.Е. Личко и А.А. Александров [13] выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип. Однако выраженность чepт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Существует две классификации  типов — первая предложена К. Леонгардом, а вторая А.Е. Личко[13].

 

Таблица 1

Типы «акцентуаций характера  в типологиях К. Леонгарда и А.Е.Личко

Тип акцентуации  по К. Леонгарду

Тип акцентуации  по А.Е. Личко

1. Гипертимный

1. Гипертимный

2. Застревающий

2. ------

3. Эмотивный

3. Лабильный

4. Педантичный

4. Психастенический

5. Тревожный

5. Сензетивный

6. Циклотимный

6. Циклоидный

7. Демонстративный

7. Истероидный

8. Возбудимый

8. Эпилептоидный

9. Дистимный 

9. ------

10. Экзальтированный

10. -----

11. ------

11. Шизоидный

12. ------

12. Конформный

13. ------

13. Неустойчивый

14. ------

14. Астено-невротический


 

Классификация А.Е. Личко  предназначена специально для подросткового возраста.

Подростки, относящиеся  к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями, «проработкой» за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно. К правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.

Они всегда тянутся в  компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.

Половое чувство нередко  пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.).

Циклоиды в детстве  не отличаются от сверстников или  производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется - изначально дни, затем недели, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им, обычно рискованные шутки над  старшими и желание везде и  всюду острить.

Эмансипационные устремления  и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят новые. Сексуальная активность возрастает в периоды подъема, но в субдепрессивной фазе может усиливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.

Самооценка формируется  постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень неточной.

Лабильный тип в детстве  не отличается от сверстников или  обнаруживают склонность к невротическим  реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к группированию  со сверстниками целиком зависит  от настроения. Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями.

Информация о работе Влияние акцентуации характера на уровень стрессоустойчивости подростков