Влияние Болонского процесса на стрессоустойчивость студентов 1-2 курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:34, реферат

Описание работы

Высокие современные требования, предъявляемые к качеству образования и труда работников, так называемых «помогающих» профессий (педагогов, социальных работников, психологов, юристов, управленцев и медиков), их компетентности, обуславливают необходимость реформирования высшего образования в направлении развития личностных качеств будущего специалиста, а так же совершенствования действующей системы психологического сопровождения деятельности представителей профессиональных сред типа «человек-человек».

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Понятие стрессоустойчивости и Болонского процесса 5-14
Глава 2.Анализ проведенного исследования 15-23
Заключение 24
Список используемых источников 25

Файлы: 1 файл

Сам реферат.docx

— 39.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский Государственный Университет»

(ЧитГУ)

 Институт социально-политических  систем

Факультет социальной политики, психологии и культуры

Кафедра психологии

 

 

 

Реферат

по дисциплине: технология научного исследования

на тему: влияние Болонского процесса на стрессоустойчивость студентов 1-2 курсов

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ПЛ-09

Шекунов Д.А.

Проверил: к. п.н., доцент

Плотникова М.Ю.

 

Чита, 2010

 

 

Содержание

Введение                                                                                             3-4

Глава 1. Понятие стрессоустойчивости и Болонского процесса  5-14

Глава 2.Анализ проведенного исследования                                  15-23

Заключение                                                                                         24

Список используемых источников                                                   25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Высокие современные требования, предъявляемые к качеству образования и труда работников, так называемых «помогающих» профессий (педагогов, социальных работников, психологов, юристов, управленцев и медиков), их компетентности, обуславливают необходимость реформирования высшего образования в направлении развития личностных качеств будущего специалиста, а так же совершенствования действующей системы психологического сопровождения деятельности представителей профессиональных сред типа «человек-человек».

Успешность, таких соционимических видов деятельности определяется не только собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовывать эти ресурсы в своем труде за счет развития соответствующих профессионально-значимых качеств личности.

Многими исследователями (Аболин Л.М., 1987; Заремба Г.Ф., 1982; Митина Л.М., 1992; Субботин С.В., 1992) отмечает, что профессиональная деятельность представителей соционимических профессий является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов трудовой активности с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике личности как стрессоустойчивость.

Интерес к изучению стрессоустойчивости и безопасноcти личности приобретает особую значимость в связи с все возрастающим стрессогенным характером социально-образовательной среды, обусловленным ломкой сложившихся стереотипов, социальным заказом на воспитание и различные виды социальной поддержки молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией и т.п.

В данное время для нас является актуальным исследование влияние Болонского процесса на стрессоустойчивость студентов 1-2 курсов, так как в Читинском государственном университете начиная с 2009 года, начался эксперимент, в рамках которого Чиинский Государственный университет переходит на европейскую систему образования, Болонский процесс. В связи с этим становиться необходимым, выяснить, как этот эксперимент повлияет на стрессоустойчивость студентов, так как стрессоустойчивость является важным  профессиональным качеством личности.

Целью данного исследования является изучение  влияния Болонского процесса на стрессоустойчивость студентов 1-2 курсов.

Объектом данного исследования является эмоционально-волевая сфера личности.

Предмет настоящего исследования влияние Болонского процесса на стрессоустойчивость студентов 1-2 курсов.

Гипотеза в рамках исследования звучит следующим образом, внедрение Болонского процесса в образовательную программу университета, а именно балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний повлияет на стрессоустойчивость студентов, так как данная система оценки является качественно новым преобразованием.

Новизна изучаемой темы состоит в том, что изучение влияния Болонского процесса на стрессоустойчивость студентов 1-2 курсов не проводилось в рамках института социально-политических систем.

 

 

 

Глава 1. Определение стрессоустойчивости и Болонского процесса

Стрессоустойчивость.

Что такое стресс и стрессоустойчивость?

Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу.

Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Типы стрессоустойчивости

Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

  • стрессонеустойчивые;
  • стрессотренируемые;
  • стрессотормозные;
  • стрессоустойчивые.
  1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
  1. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
  2. Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.
  3. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.

Но почему один человек является стрессоустойчивым, а другого таковым назвать нельзя? Ученые техасского университета провели исследование на мышах и выяснили, почему некоторые подвержены стрессу больше, чем другие.

 

В ходе исследования ученые наблюдали за поведением нескольких миролюбивых мышек и одной драчливой, которых предварительно закрыли в одной клетке. По результатам наблюдения оказалось, что спустя 30 дней сожительства мирных мышек с драчуньей часть мышей испытывала сильный стресс после взаимодействия с агрессивным грызуном. Другая часть же, наоборот, очень быстро восстанавливалась.

Сравнивая и тех, и других мышек, ученые обнаружили, что в мозге ранимых грызунов уровень нейротрофического фактора головного мозга (вещества, поддерживающего и стимулирующего развитие нейронов) был повышен. Стрессоустойчивые мышки имели нормальный уровень этого фактора.

Чуть раньше ученые обнаружили, что повышенный уровень нейротрофического фактора головного мозга наблюдался у людей со склонностью к депрессивным состояниям.

Но не надо думать, что стрессоустойчивость – это только врожденное качество, оно очень хорошо поддается тренировке, чему посвящены многие тренинговые программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Болонский процесс

Динамика Болонского процесса  
 
"Болонский процесс" получил своё название 19 июня 1999 года после подписания министрами 29 европейских стран, ответственными за образование, Болонской Декларации о создании единого европейского пространства высшего образования.  
Дальнейшие официальные вехи Болонского процесса:  
• Встреча европейских министров образования в Праге 2001 года.  
• Конференция европейских министров образования в Берлине 2003 года.  
• Конференция европейских министров образования в Бергене, Норвегия (планируется в мае 2005 года).  
В 2003 году на Конференции в Берлине к Болонскому процессу официально присоединилась Россия. Ожидается, что в Бергене в "Болонский клуб" будут приняты ещё четыре страны, среди них Украина и Молдавия.  
 
Обязательства участников  
 
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе.  
Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.  
Некоторые обязательства ограничены сроками:  
• С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.  
• До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.  
 
Обязательные параметры Болонского процесса  
 
• Трёхуровневая система высшего образования.  
• Академические кредиты ECTS.  
• Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.  
• Европейское приложение к диплому.  
• Контроль качества высшего образования.  
• Создание единого европейского исследовательского пространства.  
 
Рекомендательные параметры Болонского процесса  
 
• Единые европейские оценки.  
• Активная вовлечённость студентов.  
• Социальная поддержка малообеспеченных студентов.  
• Образование в течение всей жизни.  
 
Факультативные параметры Болонского процесса  
 
• Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.  
• Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.  
• Модульная система.  
• Дистанционное обучение, электронные курсы.  
• Академические рейтинги студентов и преподавателей.  
 
Культура Болонского процесса  
 
Трёхуровневая система высшего образования  
 
• Вводятся три уровня высшего образования:  
Первый уровень – бакалавариат (степень "бакалавр").  
Второй уровень – магистратура (степень "магистр").  
Третий уровень – докторантура (степень "доктор").  
• Корректными в Болонском процессе признаны две модели:  
(бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения)  
3 + 2 + 3  
4 + 1 + 3.  
• Нынешняя российская модель 4 + 2 + 3 специфична.  
• Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.  
• Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.  
• Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.  
• Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.  
• Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".  
• Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.  
 
Академические кредиты  
 
• Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.  
• За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.  
• За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.  
• Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).  
• Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).  
• Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.  
• Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).  
• Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит.  
• Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.  
• При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).  
• Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.  
• Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:  
А – "отлично" (10 процентов сдающих).  
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).  
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).  
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).  
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).  
F (FX) - "неудовлетворительно".  
 
Академическая мобильность  
 
• Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.  
• Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.  
• Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.  
• Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).  
• В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.  
• Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.  
• Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.  
 
Европейское приложение к диплому  
 
• Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.  
• Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).  
• Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.  
 
Контроль качества  
 
• Министерство образования использует систему сертификации.  
• Вуз контролирует качество обучения.  
• Вуз контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачёт кредитов.  
• Вуз контролирует качество заполнения европейского приложения.  
• На заявительной основе возможен европейский контроль качества обучения в данном вузе.  
 
Автономность вуза  
 
• В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр.  
• Вуз определяет методику обучения.  
• Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).  
• Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).  
• ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.  
 
Срок завершения основных "болонских" преобразований в странах-участниках – не позднее 2010 года.  
 
Читинский государственный университет с 2008 г. участвует в эксперименте по внедрению зачетных единиц (кредитов) в учебный процесс.( Пр. от 15.09.2008 №192 « О  подготовке ЧитГУ к вхождению в Болонский процесс»)

Центр модернизации ЧитГУ в рамках Болонского процесса

Центр занимается обеспечением подготовки и реализации проекта «Модернизация Читинского государственного университета в контексте целей и задач присоединения России к Болонскому процессу».

Центр разрабатывает предложения по совершенствованию управления ЧитГУ на основе принципов менеджмента качества и инноваций, методики перехода на новую модель организации образовательного процесса, структуру организации учебного процесса в ЧитГУ на основе зачетных единиц трудоемкости, требования к балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов ЧитГУ, рекомендации по созданию унифицированных учебных планов, системы организации самостоятельной работы студентов ЧитГУ.

Центр готовит материалы для разработки положения о рейтинговой системе учёта работы ППС, методики расчёта трудоёмкости основных образовательных программ ЧитГУ в зачётных единицах, материалы для разработки программного комплекса, обеспечивающего автоматизацию процессов управления.

Центр занимается внедрением комплекта документов Europass (паспорт мобильности, паспорт практик, языковой паспорт студента), ведёт методическую работу на уровне институтов, деканатов, кафедр университета по вопросам присоединения к Болонскому процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ  проведенного  исследования

Наш реферат основан на данных, полученных в ходе анкетирования, проведенного в 2010 году в институте социально-политических систем автором данного реферата. Для проведения исследования мы выбрали именно этот институт, т.к. он является одним из институтов города Читы, который в 2008 году стал экспериментальной площадкой внедрения Болонского процесса в систему образования Забайкальского края. Выбора по данному  институту составила 50 респондентов. Выборка целевая репрезентативно представленная к совокупности студентов института, контрольные признаки: курс обучения в институте, возраст, пол.

Контрольные признаки распределились следующим образом: по курсу обучения в институте: 1 курс – 50%, 2 курс – 50%; по возрасту 16-17 лет – 16%, 18-19 лет – 72%, другой возраст указало – 12%; по полу: мужской – 22%, женский – 78%.

Исследование проводилось методом анкетирования, среди студентов института социально-политических систем 1-2 курсов. Анкета была разработана автором исследования.

В начале исследования разработан инструментарий, который прошел апробирование на небольшой выборке (27 чел.), в результате чего был уточнен и использован для основного исследования.

Информация о работе Влияние Болонского процесса на стрессоустойчивость студентов 1-2 курсов