Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:34, реферат
По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материалного производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно исползовать собственные физические качества. В.М.Выдрин выделил наиболее важные качества современного человека: во-первых, всестороннее развитие его индивидуальных задатков, склонностей и дарований для воплощения в творческие спосбности ко всем видам деятельности, которые необходимы в обществе. Во-вторых, освоение каждым человеком достистижений науки и культуры, формирование научного мировозрения и в результате перемещение жизненного интереса из сферы материального потребления в сферу удовлетворения духовных запросов. В-третьих, гармоничное развитие духовных и физических качеств человека, духовной и физической его красоты.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Определение «физической культуры».
2.2. Основные элементы физической культуры.
2.3. Самостоятельные занятия физкультурой.
2.4. Физкультура и здоровье
2.5. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
2.6. Краткая характеристика условий труда специалистов, требования к их физической подготовленности.
2.7. Средства профессионально – прикладной физической подготовки.
Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта.
2.8. Формы организации профессионально – прикладной физической подготовки учащихся.
3. Заключительная часть.
4. Список литературы.
Если тяжесть физического
труда измерить и оценить относительно
легко, то гораздо труднее измерить
и классифицировать эмоционо-психическую
напряженность умственного
Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно- психической апряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов среднего звена - выпускников средних специальных учебных заведений.
Приведём несколько примеров условий труда специалистов и переносимых ими нагрузок. Возьмем некоторые типичные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической напряженности.
Труд в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынуждных позах (согнувшись, в приседе, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыханию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, а также дискомфортностью условий - запыленностью, повышенной влажностью итемпературой воздуха. Такой характер труда требует отрабочего в под земных выроботках, высокого уровня общей и специальной физической подготовки.
Достижения научно-технической революции коренным образом изменили условия труда шахтеров. Добывающая техника и транспорт значительно уменшили физическую тяжесть его труда, частично удалось ликвидировать дискомфортные условия пребывания под землей. В работе специалистов среднего звена, вынужденных находиться в подземных выроботках, физическая тжесть труда также значительно сократилась при возросшей нервно-психической напрженности.
Труд специалистов сельского хозяйства, в том числе агрономов и зоотехников, характеризуется такими особенностями значительная продолжительность рабочего дня и недостаток перерывов для отдыха, постоянно высокая двигательная активность, сезонная неравномерность общей рабочей и двигательной нагрузки в течение года, работа в полевых и смешанных условиях, использование различных средств передвижения, большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат, значительная физическая усталость и умственно-эмоцианальное утомление к концу рабочего дня, меняющаяся метеорологическая обстановка и необходимость в связи с этим менять рабочую одежду, обувь и др.
Такой характер труда требует от специалистов знаний о рациональном режиме труда и отдыха, о технике безопасности при пользовании различными машинами и механизмами, средствами передвижения, об основных способах закаливания, о способах укрепления нижних конечностей, об использовании физической культуры и спорта для борьбы спроизводственным утомлением, для активного отдыха. Кроме теоритических знанй специалисту сельского хозяйства необходима общая выносливость, акаленность, тренированность мышц нижних конечностей, а также умение ориентироваться на местности, организовывать свой быт и отдых в полевых условиях.
Труд специалистов литейных цехов, доменного и прокатного производства протекет в условиях подготовки сырья и плавки металла, формовочных и иобрубно-очистных операций по металлу при резких колебаниях температуры окружающего воздуха, различных шумах, местных и общих вибрациях. В процессе трудовой деятельности этих специалистов важное место занимают визуальные и инструментальные наблюдения за технологическим процессом, работающими машинами иагрегатами; большое количество активных однотипных дижений и операций, монотонность которых приводит к быстрому утомлению; большое количество передвижений (возле формовочно машины, на плацу); перемещение грузов с помощью вспомогательных механизмов или вручную; работа в непосредственной близости от расплавленного металла, работа в распираторах, защитной одежде и обуви. На работу специалистов горячих цехов положительно влияют такиекачества, как общая выносливость и большая шизическая сила человека; высокий уровень ловкости, хорошо развитое чуство равновесия и вестибулярная устойчивость; выносливость в условиях резких колебаний температуры окружающего воздуха; хоршее состояние сердечно-соудистой, дыхательной и нервной систем.
Механизация и автоматизация современного доменного и прокатного производства облегчили труд рабочих и инженерно-технического персонала. Труд последних все больше приближается к смешанному виду труда.
Труд работников плавсостава в судовых условиях характеризуется тем, что с ростом автоматизации и механизации судовых работ доля физического труда уменьшается, работа многих судовых специалистовне связана с систимтическими физическими нагрузками; если же последние имеут место, то их влияние на организм односторонне. Это требует большого внимания к физичеким упрожнениям как к средству компинсации недостатка двигательной активности в труде и быте моряков. Важным прикладным навыком для моряков являются: плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля и другие действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоторных (чуствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к переменам климата и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важны дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость и инициатива, эмоцианальная устойчивость. Средствами воспитания всех этихкачеств моряков являются физический труд, физическая культура и спорт.
Своеобразны условия труда специалистов наземных службгражданской авиации. Механики и радисты круглый год работают на открытом воздухе при различных метеорологических условиях. Вся ихдеятельность проходит на высоте до 15м, на ограниченной площади опоры (стремянках). Рабочия позы однообразны и неудобны (сидя на корточках, в согнутом положении, с поднятыми вверх руками и т. п.), сопряжены с длительными статическими напряжениями. Инженерам, техникам и руководителям бригад в течение смены приходится много ходить. Условия труда этих специалистов требуют хорошей разносторонней физической подготовленности, силы основных мышечных групп, выносливость, особенно специальная, позволяющая длительное время выполнять специфическую работу, ловкость и гибкость для свободного передвижения поплоскостям самолета и возможность добираться до самых труднодоступных мест.
Труд энергостроителей требует от рабочих высокого уровня физической и психической подготовленности. Для успешной работы им необходимы : общая и силовая выносливость, сила и ловкость, координация движений и хорошая двигательная реакция, вестибулярная устойчивость и смелость, решительность, устойчивость к меняющимся метеорологическим условиям. Им требуются также навыки работы на высоте с элементами лазания, передвижения по ограниченным площадям опры, переноски грузов, страховки и самостраховки. Отсутствия этих качеств и навыков мжет привести к невыполнению или не качественному выполнению производственных задач, стать причиной травматизма. Устоновлено, что 77% травм энергостроителей в большей или меньшей степени связано с недостаточной физической подготовкой, отсутсвием навыков работе на высоте. Многолетняя практика и проведенные эксперементы показали, что для достижения высокого уровня профессиональной дееспособности энергостроителей (как, впрочем, и рабочих других специальностей) наиболее полезны занятие альпинизмом, скалолазанием, гимнастикой, спортивными играми, единоборствами, тяжелой атлетикой. Развитие этих видов спорта среди учащихся и энергостроителей дает наибольший профессионально-прикладной эффект.
Труд специалистов АСУ, ЭВМ имеет свою спицифику, связанную с длительным наблюдением и контролем за работой различных приборов, с воспроизведением и срочной переработкой большого количества информации, с выполнением быстры и точных движений, зачастую сложных по координации, при значительном эмоционально-волевом напряжении.
Существует не мало профессий, работа в которых связана с постоянным напряжением пальцев рук и кисти (машинистики, пианисты, швеи-мотористки, телеграфисты, операторы счетных мышин и др.). Регулярные нагрузки у представителей таких профессий часто приводят к появлению болей в мышцах рук, сухожилиях кисти и пальцев. Нередко боли становятся хроническими и заставляют человека сменить профессию. Надежным профилактическим средством в таких случаях является самомассаж, специальная физическая подготовка. Они способстуют развитию выносливости, гибкости и подвижности пальце, повышается работоспособность человека.
Условия труда других специалистов также имеют свои особенности, к их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовы операций. Причем практически во всех профессиях, особенно в труде специалистов среднего и высшего звена, отмечается снижение компонента физического труда. Явление гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дифицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.
В приведенных примерах – описаниях условий труда специалистов – есть общие черты, элементы сходства.
Средства профессионально-
Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта.
Приведенные выше примеры показывают, что существуют значительные различия в условиях труда специалистов разных профессий. Однако для всех трудящихся необходимо хорошее здоровье, высокий уровень физического развития. Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств. Так, геологу по преимуществу необходима физическая выносливость, шахтеру – общая и силовая выносливость, физическая сила, летчику и космонавту – ловкость и вестибулярнаяустойчивость и т. д. Поэтому разнообразны и средства, применяемые для решения частных задач ППФП специалистов разных профессий.
Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП специалистов разного профиля.
Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнения воспитывают такие физические качества, как ловкость, гибкость, мышеная сила и др.;формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие приразнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитывать морально- волевые качества – смелость,самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства профессионально необхадимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиации, монтажникам-высотникам, строителям, пожарным, водителям, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механизмов, цирковым артистам и представителям многих других профессий.
На основе гимнастических упражнений составляют комплексы УГГ, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики в трудовых коллективах.
Легкая отлетика. Упражнения легкой атлетики, в сонове которых лежат естественные движения человека-хотьба, бег, прыжки и метания, способствуют совершенсованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные возможноси всех органов исистем, в осбенности нервно –
мышечной, сердечно- сосудистой. Дыхательной, т.е. тех. Которыев нпаибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально- волевые качеств упорство вдостижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др. Наибольшую прикладность эти упражнения имеютв профессиях геологов, агрономов- землеустроителей, зоотехников идр.
Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спотом, способствуют успешному выполненмю таких дел, вкоторых человеку требуются выносливость и закаленность кхолоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкая общая прикладность различных видов лыжного спорта – гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов спорта. Лыжный спорт находит непосредственную прикладность в ряде профессий: лыжами пользуются охотники на промысле, к месту работы на лыжах часто добираются строители железных дорог и других отдаленных объектах, необходятся без лыж зимой геологи, неговоря уже об исследователях Арктики и Антарктики.
Плавание. Как важно уметь плавать - известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде и на воде: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса, геологи, строители мостов, исследователи морских глубин, нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели и др. Для этих спцмалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессианальной подготовки.
Туризм имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и труде многих специалистов. Особенно важно это для геологов, землеустроителей, зоотехников, чабанов, охотников, строителей отдаленных объектов и др. Ловкость, физическая выносливость, воспитыемые туристическими походами, находят применение практически всюду. Если к этому добавить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха людей напряженного умственного труда, то будет понятно его прикладное значение.
Информация о работе Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков