Влияние эмоционального состояния на эффективность работы оператора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние эмоциональных состояний на эффективность работы оператора.
Объект исследования – эмоциональные состояния оператора.
Предметом исследования моей работы является анализ влияния эмоциональных состояний на эффективность работы оператора.
Задачи:
1. Рассмотреть виды и роль эмоций в жизни человека.
2. Изучить специфику эмоциональных состояний.
3. Охарактеризовать психологические теории эмоций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…..…3
Глава.I..Эмоциональные.состояния.Характеристика.эмоциональных состояний
1.1..Виды и роль эмоций в жизни человека......................................................5
1.2. Эмоциональные состояния и их характеристика..………….………….16
1.3. Психологические теории эмоций……………………………………….19
Глава.2..Исследование влияния эмоциональных состояний на эффективность работы оператора.
2.1..Влияние эмоционального напряжения на деятельность человека…25 2.2..Влияние фрустрационных состояний на деятельность человека…......31
2.3.,Влияние положительных эмоциональных состояний на деятельность человека……………………………………………………………………..…33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы…………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая работа по инженерной психологии и эргономики эргономики.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Донской государственный технический университет»

Кафедра «Психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Курсовая работа

на тему:

 

«Влияние эмоционального состояния на эффективность работы оператора»

 

 

 

                                                                                 

 

                                                                                Студентка гр. ГП-31

                                                                                Лушникова Ю.В.

                                                                                Руководитель: 
                                                                                              Даутов Д.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

г. Ростов – на – Дону

2014 г.

Оглавление

 

 Введение……………………………………………………………..…..…3

 Глава.I..Эмоциональные.состояния.Характеристика.эмоциональных состояний

1.1..Виды и роль эмоций в жизни человека......................................................5

1.2. Эмоциональные состояния и их характеристика..………….………….16

1.3. Психологические теории эмоций……………………………………….19

Глава.2..Исследование влияния эмоциональных состояний на эффективность работы оператора.

2.1..Влияние эмоционального напряжения на деятельность человека…25        2.2..Влияние фрустрационных состояний на деятельность человека…......31

2.3.,Влияние положительных эмоциональных состояний на деятельность человека……………………………………………………………………..…33

Заключение……………………………………………………………………….42

Список используемой литературы…………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема избранной мной работы является весьма актуальной. В настоящее время вряд ли найдутся исследователи и практики, которые станут отрицать роль эмоций в трудовом процессе. Однако инструкции по эксплуатации оборудования, эргономические проекты рабочих мест рассчитаны на хладнокровного специалиста, действующего как автомат. Вместе с тем внимательное рассмотрение производственных документов показывает, что в них имеются пробелы, восполнение которых возлагается на самого специалиста. Как правило, они связаны с решением наиболее сложных производственных вопросов. Задача психологов труда, инженерных психологов состоит в том, чтобы помочь специалисту создать своего рода «психотехнологию» эксплуатации техники. Одним из условий ее решения является определение роли эмоций в человеческом труде.

Эмоциональные проявления в операторском труде разнообразны. Прежде всего к ним относятся напряжение и возбуждение во время подготовки к смене. Это продолжается и в начале смены, но затем, при нормальной, очень устойчивой работе системы, может смениться переживанием скуки, утомлением вследствие монотонии условий труда. При быстрой смене условий труда, большой скорости протекания технологического процесса переживание скуки не возникает. Так, оператор-технолог стана проката листовой стали каждые 10-15 мин принимает новый рулон, в соответствии с паспортом стали задает режим проката, затем выполняет обрез, сварку и прокат. У машиниста энергоблока состояние монотонии возникает только при достаточно надежной работе установки. При частых поломках, отказах, неполадках в системе требуется регулярное взаимодействие машиниста с обходчиком котла и другими рабочими, приближенными к исполнительным устройствам и механизмам. Ощущение скуки, потери интереса, сонливость отмечается у бортинженера самолета, выполняющего дальний рейс, при движении по трассе, поскольку он меньше загружен, чем другие члены экипажа, у авиадиспетчера при плохой погоде в обслуживаемой зоне, особенно ночью.

Цель исследования – изучить влияние эмоциональных состояний на эффективность работы оператора.

Объект исследования – эмоциональные состояния оператора.

Предметом исследования моей работы является анализ влияния эмоциональных состояний на эффективность работы оператора.

Задачи:

1. Рассмотреть виды и роль эмоций в жизни человека.

2. Изучить специфику эмоциональных  состояний.

3. Охарактеризовать психологические  теории эмоций.

4..Исследовать влияние эмоционального напряжения на деятельность человека.

5..Исследовать влияние фрустрационных состояний на деятельность человека.

6..Исследовать влияние положительных эмоциональных состояний на деятельность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Эмоциональные состояния. Характеристика эмоциональных состояний.

    1. Виды и роль эмоций в жизни человека.

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.

Эмоции - это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей [17]. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Иными словами, “эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности” [20, с.26].

Ряд авторов [16] придерживается следующего определения. Эмоции -- это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

По мнению авторов, в этом определении содержится одна из основных особенностей эмоций, отличающая их, например, от познавательных процессов - непосредственная представленность в них субъекту отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения [16].

А.Л. Гройсман отмечает, что эмоции -- это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе [12].

Виды эмоций

В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно выраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью. Под предметностью эмоциональной реакции, понимается ее более или менее однозначная связь с вызвавшим ее событием или предметом. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то. Это может быть испуг от внезапного шума или крика, радость от услышанных слов или воспринятой мимики, гнев в связи с возникшим препятствием или по поводу чьего-то поступка и т.д. При этом следует помнить, что эти события -- лишь пусковой стимул для возникновения эмоции, причиной же является либо биологическая значимость либо субъективное значение этого события для субъекта. Интенсивность эмоциональных реакций может быть различной - от едва заметной, даже для самого субъекта, до чрезмерной - аффекта [16].

Эмоциональные реакции часто являются реакциями фрустрации каких-то выраженных потребностей. Фрустрацией (от лат. frustatio -- обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень часто является характеристикой личности данного человека. Это может быть гнев, досада, отчаяние, чувство вины.

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме - меньшей интенсивностью, поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения -от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

При отсутствии органических нарушений центральной нервной системы состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. У человека возникают вспышки гнева по малейшим и разнообразным поводам, но в основе их лежит неудовлетворенность какой-то личностно значимой потребности, о чем сам субъект может не знать.

Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенности исхода будущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое может пострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкой самооценке, присущей данному человеку вообще.

Настроение человека часто отражает переживание уже достигнутого успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха или неудачи в скором будущем. В плохом или хорошем настроении отражается удовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудача в достижении цели или решении задачи. Не случайно человека в плохом настроении спрашивают, не произошло ли что-нибудь. Длительно текущее сниженное или повышенное настроение (свыше двух недель), не характерное для данного человека, является патологическим признаком, при котором неудовлетворенная потребность либо действительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ее обнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживает смешанные состояния, например сниженное настроение с оттенком тревоги или радость с оттенком беспокойства или гнева.

Человек может переживать и более сложные состояния, примером чего является так называемая дисфория -- длящееся два-три дня патологическое состояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохое настроение. Меньшая степень выраженности дисфории может встречаться у некоторых людей и в норме.

Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства - это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авторы предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отношения к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью -- они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны -- они всегда связаны с предметом или действием с ним.

Эмоциональность. Под эмоциональностью понимают устойчивые индивидуальные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.

Эмоциональная впечатлительность - это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, способным вызвать эмоции. Поскольку у разных людей доминируют разные потребности, у каждого человека есть свои ситуации, которые могут вызвать эмоции. В то же время имеются определенные характеристики ситуации, которые делают их эмоциогенными для всех людей. Это: необычность, новизна и внезапность (П. Фресс). Необычность отличается от новизны тем, что имеются такие типы раздражителей, которые всегда будут для субъекта новыми, потому что для них нет «хороших ответов», это -- сильный шум, потеря опоры, темнота, одиночество, образы воображения, а также соединения знакомого и незнакомого. Имеются индивидуальные различия в степени чувствительности к эмоциогенным ситуациям, общим для всех, а также в количестве индивидуальных эмоциогенных ситуаций.

Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Люди отличаются друг от друга тем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние -- у одних людей, например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущих событий, у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется по малейшим поводам несколько раз в день.

Информация о работе Влияние эмоционального состояния на эффективность работы оператора