Влияние компьютерных игр на агрессивность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Этой замаскированной формой являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении.

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 127.51 Кб (Скачать файл)

 Все большее число данных  свидетельствуют о том, что  черты характера, обуславливающие склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми. Часто считается, что страх – особенно страх наказания – может способствовать подавлению агрессии. Если страх или тревога сдерживают агрессию, вполне разумно предположить, что люди, склонные к подобным реакциям – наиболее остро чувствующие опасность, - зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Когда провокация постоянно усиливается. То даже индивиды с высоким уровнем тревожности начинают постепенно встречать агрессию контрагрессией. Во многих случаях ситуационные факторы, похоже, способны затмевать даже яркие индивидуальные наклонности. В результате, при определенных условиях даже самые кроткие, самые мягкие в обычной жизни лица проявляют агрессивность, а самые враждебно настроенные, самые вспыльчивые – воздерживаются от нее.

На снижение уровня агрессии влияет тревожность, вознгикшая из-за возможности быть наказанным или получить неодобрение со стороны общества. Поскольку лица, заинтересованные в социальном одобрении, неравнодушны к суждениям и критике со стороны других, свидетельствует о том, что тревога именно этого типа тесно связана с агрессией.

Атрибуции относительно намерения  других зачастую играют важную роль в  агрессии. Склонность приписывать недоброжелательность и другие намерения другим лицам, даже если этого на самом деле нет, является важной чертой, которая может  привести индивидов к более частным, чем обычно, агрессивным столкновениям с другими.[1]

Контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение, не являются врожденными: они результат научения.

Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в форме приемлемых в рамках данной цивилизации называется социализацией агрессии.

Очевидно,  человек не перестает  быть агрессивным достигнув зрелости. Однако в результате социализации многие люди учатся контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо  для жизни в обществе. Другие индивиды остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко, через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования.

Люди неподвергшиися социализации, чьи агрессивные импульсы находят выход в физическом насилии.

В социализируемой агрессии присутствуют два фактора:

    1. снисходительность
    2. строгость наказания родителем агрессивного поведения ребенка.

 Суровое наказание, вызывает  в ребенке враждебность, и таким  образом, дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказаний родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения; ребенок привыкает к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок ведет себя агрессивно.

Несколько исследований, проведенных  Капрарой и его коллегами, показали, что от индивидуальных различий действительно зависят сила и вероятность проявления агрессиии.

Простое наблюдение показывает, что  некоторые люди «заводятся с пол-оборота» - они с необычной злостью и  агрессией отвечают даже на самые  слабые провокации.

Раздражительность – устойчивая тенденция  обижаться даже на минимальную провокацию. Другая личностная характеристика эмоциональная  чувствительность – устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации.

Уверенность индивидов в своей  способности влиять на собственную  судьбу может быть дополнительным личностным фактором, имеющим отношение к  агрессии во многих ситуациях. Если создать условия, при которых люди не будут ощущать взаимосвязь между своим поведением и его результатами, они могут почувствовать себя бессильными и будут страдать от снижения мотивации и уменьшения количества действий. Люди испытывая чувство стыда, зачастую также ощущают гнев и враждебность: они злятся на самих себя. Что своим поведением заставляют себя усомниться в собственной ценности. Такие чувства затем переадрисовываются тем, по чьей вине возник стыд. Поскольку стыд- это сильная эмоция, то негативные чувства, порождаемые ею, зачастую бывают глубокими, неадекватными событию, вызвавшему их.

Поскольку и вина и стыд приводят  в действие механизм и негативные реакции – «плохое поведение», можно предположить, что связь  между стыдом и агрессией может  напрямую зависеть от степени неодобрения  своего собственного «Я». Другими словами, именно тенденция стыдливых людей бить по своему собственному «Я» лежит в основе их высокой склонности к агрессии.

Личностные факторы начинают играть ведущую роль в ситуациях, смоделированных  самими людьми, нежели в ситуациях, им навязанных, а также если самосознание человека не «замутнено», в отличии от случаев, когда оно заблокированно или «задавленно» ситуацией.[18]

 

1.2.  Мотивация агрессивного  поведения подростков

 

Все начинается с возникновения  конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего стимула. Так, для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознанно субъектами как таковое; во-вторых необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс, и  в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненые отношения – враждебность.

Нужны определенные провоцирующие  условия, в качестве которых могут  выступать как внешние объекты (поведение оппонента, давление со стороны  других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость,  «ершистость»    (характеризующие  его «возбудимость», «конфликтность») подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Наибольший вклад в  агрессивное поведение вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность.[8]

Кроме «возбудимости» на возникновение  агрессивного поведения. Как показал  Реан А.А., влияет и такая особенность личности (характера), как «демонстративность». Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание . это реализуется в тщеславном поведении. Часто нарочито демонстративном.[11]

Шляхтина О.О. показала зависимость уровня агрессивности от  социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором – неудовлетворенностью своим положением.[17]

 Возникновение конфликта может  зависеть и от партнера по  общению, который проявляет по  отношению к субъекту вербальную  или физическую агрессию. Все  это вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния – досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта.

Возникновение намерения наказать, отомстить ведет к поиску конкретного  пути и средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента  начинается  вторая стадия формирования мотива агрессивного поведения, субъект  рассматривает конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от оценки ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта, установки на разрешение конфликтов.

Пропустив все эти способы через  «внутренний фильтр», субъект переходит  к третьей стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта. На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, то есть принимается решение. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается. Его итогом является образование сложного психологического комплекса, в который входят потребность личности отреагировать на конфликтную ситуацию. Способ и средство этого реагирования и обоснование, почему выбраны именно они. Таким образом, у субъекта появляется обоснование агрессивного поведения, которое объясняет, почему он пришел  к пониманию необходимости такого поведения (что побудило), что он хочет достичь (какова цель).[8] 

 

     2. Психологические особенности  агрессивного поведения подростков

      Одним из  самых  сложных периодов в онтогенезе  человека является  подростковый  возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируются в обществе как орудие в борьбе за преуспевание.

Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого  разными институтами социализации, в том числе не только семьей,  школой, но и средствами массовой информации.

 Агрессивность в личностных  характеристиках подростков формируется  в основном как форма протеста  против непонимания взрослых, из-за  неудовлетворения своим положением  в обществе, что проявляется в  соответствующем поведении. Вместе  с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток к подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани.

Современный подросток живет в  мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. Подростки считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живет для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие боевиков, детективов и т. п. Провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

Расхождение между стремлениями подростка  связанности с  осознанием своих  возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятия окружающих, изменяются мотивы и степень их  адекватности общественным потребностям.[13]

 

                     2.1.  Фантазия как компонент психической жизни       подростка

 

В  зарубежной литературе сущность и функции мечты рассматриваются  с психоаналитических и бихевиористических позиций как замещение реального действия, поведения, как способ уйти от реального совершения того, что связанно со  слишком большим риском или трудом.

Фешбах С. показал, что после «агрессивных» мечтаний реальная агрессивность уменьшается. Таким образом, в западной психологии мечта понимается как способ разрядки возникшего потребностного напряжения, как квазиудовлетворение потребности.[8]

Мечта всегда проявляется  в воображении, рождая образы желаемого будущего; она имеет яркую эмоциональную  окраску; она осознанна и прочно закреплена в личности, то есть обладает устойчивостью.  Додонов Б.И. выделяет мечту-игру, характерную для детей и подростков, у которых предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его недостижимость осознают даже сами мечтатели (по сути, речь идет о фантазии). Чаще всего дети и подростки прибегают к таким мечтам ради самоутешения или «самоуслаждения».[6]

Фантазии – неотъемлемый атрибутивный компонент психической жизни  ребенка и подростка. Если для ребенка воображение практически неотделимо от игры, строится целиком из реальных элементов, почерпнутых из ближайшего окружения, то для подростка процесс интеллектуализации  воображения, его фантазия становится более абстрактной и творческой. Фантазия подростка движется от конкретного наглядного образа, через абстрагирование  к воображаемому образу.

По мнению Выготского, именно для подростка характерен период от пассивного и подражательного фантазирования ребенка к активной и подражательной фантазии. Он полагал, что самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Первое – продукт начавшейся интенсивной гормональной перестройки, второе – использование в качестве строительного материала внешних впечатлений.

Современные представления о значении фантазии уходят корнем в гипотезу Фрейда, согласно которой в фантазиях реализуются наши тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной и моральной нормативности, и поэтому вытесняемые в область бессознательного. Фрейд  считал, что в основе подобных желаний лежат два генерализующих феномена – агрессии и сексуальности, если они не удовлетворяются в реальности, то их энергия переносится в мир фантазий , наполняя его агрессивными и сексуальными образами.

Информация о работе Влияние компьютерных игр на агрессивность ребенка