Влияние компьютерных игр на агрессивность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Этой замаскированной формой являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении.

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 127.51 Кб (Скачать файл)

Менее значимо влияет спонтанность агрессии(9) на: анонимную агрессию(12), на удовольствие от агрессии(18), на провокацию агрессии у окружающих(13), которые так же мало значимо влияют друг на друга. Неспособность тормозить агрессию(10) имеет мало значимую связь с провокацией агрессии у окружающих(13),склонностью к отраженной агрессии (14), склонностью заражаться агрессией толпы(17) и при понижении неспособности тормозить агрессию, повышается аутоагрессия(15). При понижении склонности к отраженной агрессии(14) мало значимо повышается аутоагрессия(15). Менее значимо провокация агрессии у окружающих(13) влияет на склонность заражаться агрессией толпы(17) и на удовольствие от агрессии(18).

 

 

Айзенк  «Самооценка психических состояний»

Тревожность(21) значительно влияет на фрустрацию(22).

Ригидность  незначительно влияет на агрессивность(23).

На  ригидность(24)  мало значимо влияют тревожность(21) и фрустрация(22).

 

Выборка 4

«Опросник агрессивности Басса-Дарки»

Негативизм(4) значительно влияет на вербальную агрессию(7), и незначительно влияет на раздражение(3).

Физическая  агрессия(1) менее значимо влияет на раздражение(3), негативизм(4) и вербальную агрессию(7). Обида (5) влияет менее значимо на угрызение совести, чувством вины(8) и подозрительность(6).

 

Бойко В.В. опросник  «Я агрессивен или нет?»

Значительно на проявление агрессии(20) влияют спонтанность агрессии(9) и удовольствие от агрессии(18).

Незначительно на проявление агрессии(20) влияют анонимная  агрессия(12), аутоагрессия(15), расплата за агрессию(19).

Анонимная агрессия(12) незначительно влияет на спонтанность агрессии (9).

Менее значима связь между спонтанностью  агрессии(9) и аутоагрессией(15), ритуализацией агрессии(16), удовольствием от агрессии(18) и расплатой за агрессию(19).

На  проявление агрессии(20) мало значимо  влияет: неспособность тормозить  агрессию(10),на которую так же влияет склонность заражаться агрессией толпы(17); провокация агрессии у окружающих (13) и ритуализация агрессии(16). Склонность заражаться агрессией толпы(17) мало значимо влияет на  анонимную агрессию(12). При понижении неумения переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты(11), повышается анонимная агрессия(12). Провокация агрессии у окружающих(13) менее значимо влияет на расплату за агрессию (19).

 

Айзенк «Самооценка психических состояний»

Тревожность(21) значительно влияет на фрустрацию(22).

Агрессивность (23) незначительно влияет на ригидность(24)

 

При обобщенном корреляционном анализе  было выявлено  множество связей между показателями разных методик. Поэтому дальнейший анализ представлен  только значимыми связями.

 

Выборка 1

Корреляционный  анализ выборки 1 показал, что у подростков 13-15 лет, играющих в компьютерные игры, агрессивность проявляется в значительной степени (***) в косвенной агрессии(2), которая связана со спонтанностью агрессии(9), и в вербальной агрессии(7).

Подозрительность (6) влияет на ритуализацию агрессии(16) и на ригидность(24).

Раздражение(3) оказывает влияние на провокацию агрессии у окружающих(13) и на проявление агрессии(20). Рисунок:13

 

Выборка 2

Корреляционный  анализ выборки 2 показал, что выражением агрессивности(23) у подростков 13-15 лет не играющих в компьютерные игры являются : физическая агрессия(1) , раздражение(3), вербальная агрессия(7).

При понижении косвенной агрессии(2) повышается неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты(11).Рисунок 14

 

Выборка 3

Корреляционный  анализ выборки 3 показал, что у подростков 16-17 лет, играющих в компьютерные игры агрессивность (23) проявляется в провокации агрессии у  окружающих(13) , в удовольствие от агрессии(18), в неспособности тормозить агрессию(10), на которую влияет физическая агрессия(1). При понижении физической агрессии, увеличивается расплата за агрессию(19). При понижении косвенной агрессией(2), повышается неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты(11). Угрызения совести, чувство вины(8) влияют на  аутоагрессию(15). Рисунок 15

 

Выборка 4

Корреляционный  анализ выборки 4 показал,  что выражением агрессивности(23) у подростков 16-17 лет, не играющих в компьютерные игры являются косвенная агрессия(2), провокация агрессии у окружающих(13) и ригидность(24).

Рисунок 16

 

 

Дисперсионный анализ показал различия по возрастному  критерию, по критерию игры в компьютерные игры показанный в таблице 10, 11.

 

Достоверные различия

  по возрастному критерию таблица  10.

Значение

Интерпретация

8

4.68

Угрызения совести, чувство вины

15

4.75

Аутоагрессия


 

Примечание:  3.96  р=0.05        6.96        р=0.001

Подростки 13-15 лет подвержены большими угрызениями  совести, чувством вины, то есть подростки выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности подростков в том, что они являются плохими людьми, совершающие неправильные поступки. И вследствие  этого   подросток направляет агрессивное поведение на себя.

                                                                        Достоверные различия                                          межу играющими  и не играющими  подростками таблица 11

значение

Интерпретация

1

4.50

Физическая агрессия

17

4.84

Склонность заражаться агрессией толпы

24

4.65

Ригидность

25

4.07

Внушаемость


 

Примечание:  3.96       р=0.05             6.96 р= 0.01Подростки 13-15 лет и 16-17 лет играющие в компьютерные игры склонны к физической агресиии, за которую они расплачиваются или здоровьем, или личным счастьем, отношением с близкими. Они не способны тормозить агрессию, что и влияет на агрессивность. Подростки могут позволить себе эмоциональные разрядки в окружении, где их не знают, где снижен социальный контроль и мала вероятность понести наказания. Они склонны заражаться агрессией толпы, подростки очень подозрительны, что в свою очередь влияет на ригидность. Проявляется повышенная внушаемость, которая также ведет к агрессивности, через физическую агрессию.

        Дисперсионный анализ    показал  общее между выборками, которое  представлено в таблице 12.

 

                                               Общее между выборками таблица 12.

значения

Интерпретация

7

4.13

Вербальная агрессия


 

Примечание:  3.96  р=0.05                6.96      р=0.01

 

Подростки 13-15 лет, играющие в компьютерные игры отличаются тем, что выражают агрессивность через вербальную агрессию.

Выводы 

1)Обзор литературы, посвященный влиянию компьютерных игр на агрессивность подростков позволил сделать вывод о том, что

эта тема достаточно не изучена в последние года. Данные приведенные в исследованиях различных авторов уже устарели.  Всеобщая компьютеризация «поглотила» огромное количество подростков, поэтому ситуация изменилась. Необходимы новые исследования проблемы влияния компьютерных игр на агрессивность подростков.

2). Данное исследование подтверждает  тот факт, что компьютерные игры являются  одним из фактором  влияющих на агрессивность подростков. Компьютерные игры агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности. Подростки более внушаемы, применяют физическую агрессию, ригидны и склонны заражаться агрессией толпы. Все , что видят на экране монитора, то есть образ того как необходимо поступать, эталон превосходства над другими, они выносят в «жизнь». Фантазии все более и более овладевают человеком. Он не может отличить реальную жизнь от фантазии.

Выражением  своей агрессивности они видят  в вербальной агрессии, то есть выражение  негативных чувств через ссоры, крики, визги, упреки, угрозы. Человек при таком поведении становится антисоциален. Его поведение не устраивает общество. Человек все больше остраняется, «сам себе на уме», позволяет дать разрядку своим негативным эмоциям в обстановке, где их преимущественно не знают и мала вероятность понести наказание.

Полученные  результаты могут быть использованы в консультационных, воспитательных мероприятиях.

 

Выборка 2







 

 

 

Рис.4 опросник агрессивности Басса-Дарки

 

                                                                                                                         


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборка 3



 


 

 

 

 

 

                                       


 

Рис.7опросник агрессивности Басса-Дарки


                                                         


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборка 4




 

 

 

                                                      


 

 

 

Рис. 10 опросник агрессивности Басса-Даки


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборка 1



 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выборка 2  

 






 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборка 3

 

 







 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборка 4







 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

        Литература:

 

      1. Бэрон Р. «Агрессия» 2000 г. Сб-П.
      2. Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми» 1991 г.
      3. Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении , взгляд на себя и других» 1996 г.
      4. Выготский Л.С. Избранные сочинения.
      5. Головин С.Ю.  Словарь практического психолога 1997 г.
      6. Додонов Б.И.  потребности, отношения и направленность личности// Вопросы психологии 1973 г. №5
      7. Завражин С.А.  Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте// Вопросы психологии 1993 г. №5
      8. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» 2000 г.
      9. Лоренц К. Агрессия 1994 г.
      10. Реан А.А. Агрессия  и агрессивность личности.
      11. Румянцева Т.Г.  Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии 1991 г.№1
      12. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков»
      13. Джуди Солпитер « Дети и компьютер» 1991 г.
      14. Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум» 2000
      15. Холлечер В. «Человек и агрессия»
      16. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом// Ананьевские чтения-97  тезисы научно-практической конференции Спб. 1997 г.
      17. Нравственность, агрессия, справедливость // вопросы психологии 1992 г. №1-2

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………3

Глава 1

      1. Проблема агрессии в психологии…………………..5
      1. факторы влияющие на развитие агрессивности…..9
      1. Мотивация агрессивного поведения подростков…..16
      1. Психологические особенности агрессивного поведения подростков……………………………………………19
      1. Фантазия, как компонент психической жизни     подростка………………………………………………..21
      1. Исследования влияния компьютерных игр на развитие агрессивности в подростковом возрасте……………….26

Глава 2

      1. Организация и методы исследования…………………….28
      2. Анализ проведенного исследования………………………32

Информация о работе Влияние компьютерных игр на агрессивность ребенка